У умного зайца три выхода из норы, что уж говорить про человека.
Создавался он с огромным запасом прочности, и в том числе с учетом того, что рано или поздно внутрь него начнут лавинообразно поступать всякие химические вещества, противные его природе.
Эта мысль только на первый взгляд выглядит фантастично, а по факту она напрямую вытекает из того обстоятельства, что в нашем организме существует мощная система детоксикации ксенобиотиков, то есть чужеродных веществ.
Среди трудящихся на этой ниве белков есть один самый вспыльчивый - гликопротеин Р, который с латиноамериканской страстью занимается выбросом (буквально катапультированием) из клетки попавших в неё ксенобиотиков.
(Кстати, невероятно любопытным и загадочным является тот факт, что у мужчин этого белка в 2,5 раза больше, чем у женщин. Отличная тема, чтобы поразмышлять на досуге, что же имел в виду Создатель).
Почти все лекарственные препараты, абсолютно все химические добавки к продуктам питания, а также пестициды, нефтепродукты и тд., являются для организма чужеродными веществами, вот они-то и есть субстраты для вышеупомянутой системы.
Так вот.
Казалось бы, такая шикарная защита - разве это не круто?
Очень.
Но есть одно фатальное «но»: из-за самоотверженной работы Р-гликопротеина страдает эффективность лекарственной терапии ряда заболеваниий.
Например, фармакорезистентная эпилепсия - дело рук Р-гликопротеина, выкидывающего вон приплывший к нейрону антиконвульсант.
Чаще же всего страдает фармакотерапия онкологических заболеваний, потому что он бросается на химиопрепараты как зверь и вышвыривает их из раковой клетки, не позволяя тем добраться до ДНК, чтобы сделать свою работу по заморозке роста и деления.
Ну и понятно, что как только выяснились принципы его работы, встал вопрос о том, как эту защиту обойти.
Сказано - сделано.
Первым ингибитором P-гликопротеина был препарат верапамил.
Его стали использовать в комбинированной терапии опухолей после того, как в лабораторных условиях он резко увеличил внутриклеточную аккумуляцию химиопрепарата.
Однако его применение сопровождалось выраженными кардиальными побочными эффектами, и эксперимент прекратили.
(Этот же путь в качестве ингибитора функциональной активности Р-гликопротеина прошел кетоконазол).
На сегодняшний день самыми перспективными препаратами для решения этих задач считаются растительные вещества различных классов: алкалоиды (атропин, кодеин, пилокарпин), гликозиды (дигоксин, строфантин K) и флавоноиды (рутин, кверцетин), но до клинических испытаний дело пока не дошло.
P.S. У гена, кодирующего Р-гликопротеин, очень часто случаются поломки. Это приводит к появлению в клетках дефективного, не способного выполнять свою защитную работу белка.
Что в свою очередь является причиной тяжелых лекарственных интоксикаций и индивидуальной непереносимости некоторых веществ неаллергической природы.