Найти в Дзене

Пояс целомудрия, чугунный веер и другие наиболее запомнившиеся мне экспонаты с выставки "Цари и рыцари. Роман со Средневековьем" в Эрмитаже

"Поставьте это блюдо в дрессуар, пока я чищу ваш бургиньот", ― если расшифровать эту фразу без помощи словаря вам не удалось, поспешите на выставку "Цари и рыцари. Роман со средневековьем", которая заканчивает работу 22 октября.

Рыцарский турнир. "Цари и рыцари. Роман со Средневековьем" в Эрмитаже
Рыцарский турнир. "Цари и рыцари. Роман со Средневековьем" в Эрмитаже

Она рассказывает о реальном Средневековье и об увлечении Средневековьем в эпоху романтизма, об уникальной коллекции средневековых произведений искусства Александра Петровича Базилевского, которую император Александр III приобрел для Эрмитажа за 2 200 000 рублей в 1885 году, и о двух рыцарях на российском троне ― императоре Павле I и Николае I.

Экспонатов на выставке представлено очень много, в этой заметке расскажу лишь о некоторых из них. Начну с вышеупомянутых дрессуара и бургиньота.

Дрессуар (поставец). Франция, последняя четверть XV века, доделки XIX в. Из коллекции А. П. Базилевского, ранее из собрания Барри в Тулузе
Дрессуар (поставец). Франция, последняя четверть XV века, доделки XIX в. Из коллекции А. П. Базилевского, ранее из собрания Барри в Тулузе

Дрессуар ― это вид посудного шкафа, популярный во Франции и Германии XV-XVII вв. В отличие от последующих разновидностей шкафов имел единый объем, часто покрывался резьбой и росписью с изображением святых или библейских сцен. Дрессуары украшались готическими узорами, стрельчатыми арками, кружевной резьбой.

Дрессуар (поставец). Франция, последняя четверть XV века, доделки XIX в. Из коллекции А. П. Базилевского, ранее из собрания Барри в Тулузе. Детали
Дрессуар (поставец). Франция, последняя четверть XV века, доделки XIX в. Из коллекции А. П. Базилевского, ранее из собрания Барри в Тулузе. Детали

Бургиньот ― бургундский шлем с вытянутым назад, скругленным корпусом, снабженный надзатыльником. В рельефе на его поверхности можно разглядеть коротки вьющиеся волосы и дубовую ветвь.

Шлем-бургиньот. Италия, Милан. Около 1535 года. Из коллекции А. П. Базилевского, ранее в собрании художника М. Фортуни
Шлем-бургиньот. Италия, Милан. Около 1535 года. Из коллекции А. П. Базилевского, ранее в собрании художника М. Фортуни

Всевозможных рыцарских доспехов в витринах очень много.

Рыцарские шлемы. "Цари и рыцари. Роман со Средневековьем" в Эрмитаже
Рыцарские шлемы. "Цари и рыцари. Роман со Средневековьем" в Эрмитаже

Оказывается, выковывали их строго по фигуре, предварительно снимая мерки. Одеваться рыцарю помогали пажи: сначала кожаными ремешками закреплялась защита ног, затем ― нагрудник и прикрытие спины, в последнюю очередь надевался шлем. Под доспехи надевалась поддоспешная одежда из мягких тканей, на нее ― кольчуга, которая прикрывала незащищенные места.

Турнирные доспехи. "Цари и рыцари. Роман со Средневековьем" в Эрмитаже
Турнирные доспехи. "Цари и рыцари. Роман со Средневековьем" в Эрмитаже

Средний вес доспехов ― 20-25 кг. Турнирные доспехи были тяжелее, чем боевые.

Сцена "Посвящение в рыцари". Выставка "Цари и рыцари. Роман со Средневековьем"
Сцена "Посвящение в рыцари". Выставка "Цари и рыцари. Роман со Средневековьем"

На выставке представлены турнирные доспехи, так как боевые, в силу понятных причин, не могли сохраниться в столь нарядном и блестящем виде. Над созданием первых работали не только кузнецы, но и художники, чеканщики, граверы.

Кроме войны и охоты, основой рыцарской культуры была куртуазная любовь (от французского "cour" ― двор). Ее суть состоит в служении Даме, обычно супруге сеньора, без каких-либо физических поползновений в ее сторону.

Корсет. Западная Европа XVI-XVII век
Корсет. Западная Европа XVI-XVII век

О такой любви рассказывает одно из наиболее знаменитых сочинений французской средневековой литературы ― "Роман о Розе". Сценами из этого романа украшались шкатулки, оправы для зеркал, гребни.

Гребень со сценами из "Романа о Розе". Слоновая кость. Резьба. Северная Италия. Конец XIV-начало XV вв.
Гребень со сценами из "Романа о Розе". Слоновая кость. Резьба. Северная Италия. Конец XIV-начало XV вв.

Увлечение Средневековьем в эпоху романтизма проникло во все сферы жизни. К примеру, создатели модных в первой трети XIX века вееров-бризе черпали вдохновение в средневековой архитектуре. Пластины вееров получили завершение в виде вампергов ― высоких треугольных фронтонов над порталами и оконными проемами, характерных для готического стиля. Их узор напоминал масверк ― готический орнамент, основанный на сложном переплетении прямых и дугообразных линий.

Веер складной роговой в футляре с золоченым тиснением и маркой фирмы "Guerlain". Франция, фирма "Guerlain", 1820-е годы
Веер складной роговой в футляре с золоченым тиснением и маркой фирмы "Guerlain". Франция, фирма "Guerlain", 1820-е годы

Возникновение моды на чугунные украшения в Берлине со Средневековьем никак не связано. Оно обусловлено событиями антинаполеоновских войн 1813-1814 годов. Многие знатные дамы жертвовали свои драгоценности на возрождение прусской армии, но при этом совсем отказаться от украшений не могли. Находчивые ювелиры начали производить украшения из чугуна, по тонкости ничуть не уступающие золотым и серебряным изделиям.

Веер складной чугунный в готическом стиле. Берлин 1840-е годы
Веер складной чугунный в готическом стиле. Берлин 1840-е годы

И в завершении ― обещанный в заголовке пояс целомудрия. В каких-либо авторитетных источниках найти подтверждение существованию этой пикантной детали костюма в Средневековье найти не удалось. Как я поняла, представленный на выставке экземпляр был изготовлен в XIX веке просто как забавная вещица для интересующихся средневековой культурой.