Найти тему
Порцелиновый фан

Соркина Галина Иосифовна (1948 г.р.). Скульптура, живопись по фарфору.

Уроженка Гомеля. В 1967 г. поступила в Абрамцевское художественно-промышленное училище на отделение керамики. Закончила с отличием в 1975-м году. Дипломную работу "Королевские шахматы" выполнила на Дулёвском заводе. По рекомендации главного художника П.В. Леонова (он увидел в ней талант) была принята в штат, в Художественно-скульптурную лабораторию завода.

Г.И. Соркина. 1980(?)-е.
Г.И. Соркина. 1980(?)-е.

В фильме-интервью Аллы Суриковой 1994-го "Фарфоровая затея", где интервьюером выступает драматург Эмиль Вениаминович Брагинский, а рассказчицей и главным героем - Аста Давыдовна Бржезицкая, мы видим, если так можно выразится, "старое поколение" национальной диаспоры, в большой степени сформировавшей Советский культурный феномен. Это были поколение людей еврейской культуры, в собственном творчестве синтезирующим свою национальную культурную традицию с культурными традициями иных народов СССР, и прежде всего, русского. Особенно хорошо этот тренд прослеживается по Советской песенной классике. Примером могут служить композиторы И.О. Дунаевский ("Широка страна моя родная..."), В.Е. Баснер ("С чего начинается Родина", "На безымянной высоте"), Э.С. Колмановский ("Хотят ли русские войны?"), поэты М.Л. Матусовский ("Подмосковные вечера", "На безымянной высоте"), Е.А. Долматовский ("Любимый город", "Сормовская лирическая"), В.Г. Агатов ("Тёмная ночь", "Шаланды, полные кефали...").

Творчество же Соркиной - иное. Иное поколение, иные взгляды. Это уже "семидесятые". СССР Л.И. Брежнева хочет торговать с США, США перед носом СССР раскачивают пряник "политики наибольшего благоприятствования в торговле" (т.е. всего лишь отсутствие дискриминации!) в зависимости от разрешения со стороны СССР т.н. "еврейского вопроса". Сенатор Джексон предложил поправку, запрещавшую предоставление статуса наибольшего благоприятствования любой из стран, искусственно ограничивающих эмиграцию. Это означало прямое вмешательство во внутреннюю (в данном случае - эмиграционную!) политику СССР. На это можно было бы плюнуть, но брежневский СССР пошёл за пряником, предоставив возможность эмиграции евреям.

Внешне это выглядело так, что эмиграция из СССР - счастье для любого человека, мечта для всех, но получить такой пряник могут лишь евреи. Ну потому что евреи - "исключительная нация". В этой парадигме нет любви к Советской Родине, она заменяется сверхэгоизмом, разбавленным тёплыми чувствами разве что по отношению к родным, небольшому количеству друзей, в крайнем случае - коллег. Не более того! Поскольку среди т.н. Советской интеллигенции процент евреев был достаточно высок, данный подход выразился в подмене ценностных понятий, особенно у молодого поколения. Никакой Родины! Только "маленький дворик" который "очень дорог", только "огромный такой секрет", но "для маленькой такой компании", только ностальгия по городку и по "нашей улице в три дома, где всё просто и знакомо".

В 1980-м году Г.И. Соркина закончила курсы в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной и вступила в Союз художников СССР - хотя её творческая стезя прямо противоречила принципам СХ СССР ("...укрепление связи членов СХ СССР с практикой коммунистического строительства, развитие социалистического по содержанию и национального по форме искусства народов СССР, утверждение идеалов Советского патриотизма и пролетарского интернационализма..."), но на такие "мелочи" в те времена уже никто не обращал внимание.

Ее выпускной работой стал чайно-кофейный ансамбль "Посвящение", состоящий из 23 предметов.

В том же 1980-м году Галина Иосифовна вышла замуж за сценографа МХАТа Евгения Гуревича. Видимо, муж оказал на неё сильное влияние, и с этого времени в её работах, кроме всего прочего, проявляется яркая ТЕАТРАЛЬНОСТЬ.

В 1980-е в основном она занималась разработкой декоративных композиций для участия во всесоюзных и зарубежных выставках от Дулёвского предприятия, разрабатывала оригинальные деколи для малотиражной посуды.

Постепенно язык произведений Г.И. Соркиной становится более строгим, отточенным, уходит огромное количество мелкой лепнины, которую она нагромождала в своих ранних работах.

Основное направление работ Соркиной - декоративные скульптурные композиции, что называется "с настроением". Её персонажи хоть и не летают, как у Шагала (это было бы прямое эпигонство), но почти что летают. Ну летали бы - если бы у них выросли крылышки. Может быть, даже и пробиваются они где-то в районе лопаток... Кто знает, Ватсон, кто знает?..

Теперь - об общей эстетике работ Соркиной. Конечно, прежде всего, это НАИВ (ПРИМИТИВИЗМ). Затем АБСУРДИЗМ, неразрывно связанный если не с юмором, то с иронией. ГРОТЕСК до КАРИКАТУРНОСТИ образов (получается этакая карикатура в объёме). ПСИХОДЕЛИКА. Национальный еврейский колорит. На непритязательный взгляд - всё просто замечательно! Яркая творческая индивидуальность и пр., и пр.

Если же рассматривать творчество Соркиной с точки зрения культурологии, то радостное прекраснодушие потихоньку растворяется в туманной мгле.

Вспомним мультфильмы СССР того же времени с явным психоделическим подтекстом: "Голубой щенок" (1976, режиссёр Ефим Абрамович Гамбург), "Алиса в стране чудес" (1981, режиссёр Ефрем Аврамович Пружанский), "Приключения капитана Врунгеля" (1976-1979, режиссёр Давид Янович Черкасский), и т.д. Да, все эти "мультики" тогдашним обывателям очень нравились. Там всё то же: НАИВ, АБСУРДИЗМ, ПСИХОДЕЛИКА и национальный еврейский колорит. А вот Советский (русский) колорит там если где и присутствует, то в очень малой степени.

Это общая тенденция того времени среди представителей творческой интеллигенции: прямой отказ от синтеза культур и продвижение в искусстве исключительно национальных черт. Фактически это замещение Советской (частично - русской) синтетической культуры культурой еврейской. И при всей внешней "милоте", это замещение (точнее - истирание, уничтожение остатков русской культуры в массовом сегменте) с 1970-х годов в русскоязычной среде происходило (и происходит) достаточно агрессивно. В фарфоровой скульптуре это выразилось как раз у Соркиной и Ко. Да и сейчас художников , творящих в подобной эстетике, пруд пруди.

Надо сказать, что Соркиной, конечно же, повезло: если бы она не работала в творческой лаборатории Дулёво, и не "сидела" бы на зарплате, её индивидуальные работы, на создание которых требуются материалы и энергия, вряд ли бы даже окупились при продаже.

В 1980-е годы имело место очарование музейной публики работами Соркиной. Соответственно, многие музеи России имеют теперь в своих хранилищах её скульптурные композиции. С некоторыми из них можно ознакомиться в следующих галереях...

Флаконы из декоративной композиции "Адам и Ева". 1992. Высота "Адама" (слева) - 13,5 см. Высота "Евы" (справа) - 15,5 см. Номера в Госкаталоге: 44440260 ("Адам") и 44440213 ("Ева"). Бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля".  Изображения для коллажа взяты с сайта "Госкаталог(точка)РФ".
Флаконы из декоративной композиции "Адам и Ева". 1992. Высота "Адама" (слева) - 13,5 см. Высота "Евы" (справа) - 15,5 см. Номера в Госкаталоге: 44440260 ("Адам") и 44440213 ("Ева"). Бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля". Изображения для коллажа взяты с сайта "Госкаталог(точка)РФ".

В том же фильме "Фарфоровая затея" (1994) А.Д. Бржезицкая называет Соркину своей ученицей, и говорит, что уже год, как она уехала жить в Бостон (США). Из чего можно определить , что распрощалась она с Россией в 1993-м году, несмотря на то, что в Правительстве России тогда правили бал единокровники, и вообще, Россия "сбросила оковы коммунизма" и "стала демократической". В том же 1993-м захватившие власть в России "люди со светлыми лицами" расстреляли из танков Верховный Совет и переписали Конституцию под пристальным контролем со стороны их американских кураторов. Затем Конституцию ещё несколько раз переписывали, но основную ценность - отсутствие в России идеологии - берегли как зеницу ока! Потому что отказ от идеологии в стране означает воспитание в новых поколениях идеологии предательства, что мы и видим в последнее время по действиям и взглядам уже нынешних "светлоликих" "хороших патриотов". С определённой натяжкой можно сказать, что эмиграция семьи Гуревича и Соркиной в 1993-м году была вызвана экономическими причинами. Но и то, что они, как и большая часть так называемой Советской (а теперь и "русской") интеллигенции, исключили из своих ценностных ориентиров понятие "Родина", и уж точно со словом Родина никак не связывали Россию - также сыграло свою роль.

В 2009-м году Соркина оставила воспоминания о работе в Дулёво, и о своих коллегах. Довольно тёплое повествование, наполненное ностальгией (прямо по поговорке про ласковое дитя). Читаем...

"Сейчас, уже с расстояния прошедших лет, через моря-океаны, с другого континента, время работы на заводе вспоминается как праздник, озарённый восторгом, удивлением, познаванием, открытиями.

Утро завода начиналось с узких тропинок от подъездов домов, переходящих в дорожки, в широкую дорогу, подхватывая, вбирая всё больше спешащих к проходной. И это чувство единения людей, каждый из которых вносил свою лепту в прекрасное дело, – создание Фарфора – ни с чем не сравнимо и незабываемо.

В скульптурной лаборатории, где я проводила большую часть времени, работали мастера, знающие все тонкости своего дела. Форматоры- модельщики – Алексей Гузанов, Виктор Бобров, Анатолий Рыжков, Алёша Сотников. Литейщицы (как на подбор, красавицы) – Маша Ширина, Лиза Кунина, Таня Боброва. Работали легко, радостно, артистично. Они многому научили меня, вспоминаю всех с восхищением и благодарностью.В художественной лаборатории царила своя особенная творческая атмосфера.

Мне посчастливилось работать с замечательными художниками – Виктором Колосовым, Сергеем Медведевым, Владимиром Яснецовым, Юрием Захаровым, Отаром Мухигули, Зиной Фёдоровой, Машей Соломасовой, Алей Пухловой. Каждый из них обладал своей энергией, которая проявлялась в работах то ударной, размашистой росписью, то многослойной нежностью. У каждого был свой живописный почерк, своя знаковая Роза – авторское клеймо. Может, мне сейчас так видится, хочется думать, но ТО время было для многих художников нашей «Дулёвской Академии» (П. В. Леонов) временем прорыва – сохраняя дулёвские традиции, художники выходили на новые темы, трактовки, появилась раскрепощённость в технике письма. У меня была прекрасная возможность учиться.

Я видела, как работали Нина Малышева, Евгения Гатилова, Кира Рябинина. Мне интересны были скульптуры в фарфоре Галины Чечулиной. Работа с Галочкой Корзиной, искренним, органичным в своём творчестве художником, время, проведенное с ней за одним большим столом в скульптурной мастерской, осталось для меня прекрасным. Аста Давыдовна Бржезицкая (для близких Гуля) – редкостный человек и яркий скульптор. Знакомство с ней сыграло огромную роль в моей жизни. Мне досталось так много Гулиной любви, душевной заботы и теплоты, истинных понятий – человеческих и профессиональных, вдохновенного, незабываемого времени в работе. Это остаётся для меня бесценным даром.

В Борисове Михаиле Борисовиче, директоре самого большого в Европе Дулёвского Фарфорового завода, который, по-моему, знал каждого человека нашего многотысячного коллектива, поражал масштаб личности, организаторские способности, человеческие качества. Низкий ему поклон.

На завод я не шла, а летела. Работала увлеченно, и чем дальше, тем больше влюблялась в своё дело. Я набиралась опыта, умения, принимала участие в выставках, работы мои стали приобретать музеи."

Галина Иосифовна осталась в далёком Советском прошлом. Сейчас она называет себя Галой. Женщина мира. Россия для неё оказалась тесна. И вряд ли она поймёт героя М.А. Булгакова, прокричавшего: "При желании можно выклянчить все: деньги, славу, власть. Но не Родину, господа. Особенно такую, как моя... Россия не вмещается в шляпу, господа нищие, не вмещается!" Скульптор-керамист, создающий эксклюзивные произведения декоративного искусства... В 2018-м году в продаже появился великолепно иллюстрированный альбом под названием "Гала Соркина". Тираж ограниченный. Цену я даже не узнавал (думаю, рекордная). Опять-таки, для тех, кто интересуется, фото...

Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой, желаете подискутировать или оставить отзыв - подписывайтесь.

P.S. Не забываем подписываться на группу "Порцелиновый фан" ВКонтакте https://vk.com/club221912172 .