Найти в Дзене

Вторая Мировая: день за днём. 8 июня 1942 года. Триста пятьдесят второй день Великой Отечественной войны.

Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 8 июня 1942 года, в триста пятьдесят второй день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью: Вторая Мировая: день за днём. 7 июня 1942 года. Триста пятьдесят первый день Великой Отечественной войны.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Продолжим!

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

На ленинградском направлении (хронология здесь) стало очевидно, что мероприятия по спасению 2-й ударной армии провалены и чтобы вывести хотя бы сколько то войск, оказавшихся в глухом котле нужны были срочные перемены.

Во всём в первую очередь обвинили командующего Ленинградским фронтом генерал-лейтенанта М. С. Хозина (о нём я рассказывал в этом материале), который обещал успешное проведение Любанской операции, но при выполнении его предложений, в первую очередь соединения Ленинградского и Волховского фронтов под его единым командованием.

За несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны. На фото одно из совещаний РККА. В центре командарм 2-го ранга М. С. Хозин, слева один из руководителей РККА армейский комиссар 1-го ранга Е. А. Щаденко (о нём расскажу позже), справа командарм 2-го ранга и командующий 10-й армии И. Г. Захаркин, о нём читайте в моей статье от 09 августа 1941-го года. (Фото взято из открытых источников).
За несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны. На фото одно из совещаний РККА. В центре командарм 2-го ранга М. С. Хозин, слева один из руководителей РККА армейский комиссар 1-го ранга Е. А. Щаденко (о нём расскажу позже), справа командарм 2-го ранга и командующий 10-й армии И. Г. Захаркин, о нём читайте в моей статье от 09 августа 1941-го года. (Фото взято из открытых источников).

Однако стало ясно, что это решение руководства РККА о соединении двух фронтов, действовавших под Ленинградом в единый оказалось крайне неудачным. Основной причиной было то, что под командованием одного штаба оказалось чересчур много войск, а линия самого фронта очень большая по длине (об этом я писал в этой статье).

В общем итоге Ленинградский фронт вновь был разделён на два - восстановлен Волховский фронт, его командующим стал возвращённый на это направление генерал армии К. А. Мерецков (о нём я рассказывал здесь), до этого недолго возглавлявший 33-ю армию под Москвой. В неё в обратном направлении был и отправлен оказавшийся в опале и оставленный без должности генерал М. С. Хозин.

Ленинградским фронтом принял командование генерал-лейтенант Л. А. Говоров, до этого командовавший 5-й армией и Волховской оперативной группой.

Фото Л. А. Говорова тех времён. (Фото взято из открытых источников).
Фото Л. А. Говорова тех времён. (Фото взято из открытых источников).

На Демянском направлении (хронология здесь) советские войска из-за недостатка сил в ходе упорных боёв полностью оставили город Холм и отступили.

Судя по большому некомплекту в войсках с обеих сторон, скорее всего на этом участке фронта в ближайшее время крупных наступательных операций не предвидится.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

На южном участке фронта (хронология здесь) новым командиром 13-й кавалерийской казачьей дивизии назначен полковник Б. С. Миллеров. Предыдущий комдив полковник Н. Ф. Цепляев принял командование мотострелковой бригадой.

Борис Степанович родом из Ростовской области. Кадровый офицер кавалерист. Участвовал в войне с финнами, во вхождении РККА в Западную Беларусь и Прибалтику. Когда началась Великая Отечественная война майор Б. С. Миллеров командовал кавполком и в составе своей дивизии наносил контрудар в Белорусской ССР. Соединение было разгромлено и попало в окружение, но комполка смог из него выйти. Далее служит в штабе Центрального фронта с которым оборонялся на подступах к Москве. В начале 1942-го замкомандира 72-й кавдивизии, с ней перебрасывается и воюет в Крыму. После поражения там РККА и ликвидации Крымского фронта до конца 1943-го сам возглавляет 13-ю кавдивизию, с которой участвует сначала в оборонительных, а затем и наступательных боях под Ростовом, на Кубани, Северном Кавказе, на Донбассе. За мужество и героизм дивизия получает гвардейское звание, а её командир генеральское. Далее на полгода убывает на учёбу. После чего командует 4-й гвардейской кавдивизией. С ней дошёл до Берлина, освобождая при этом Белорусскую ССР, Польшу. Оставался на службе до своей кончины в 1958-м году, также в различных кавалерийских дивизиях и на преподавательской работе. Кавалер восьми орденов. Генерал-майор. (Фото взято из открытых источников).
Борис Степанович родом из Ростовской области. Кадровый офицер кавалерист. Участвовал в войне с финнами, во вхождении РККА в Западную Беларусь и Прибалтику. Когда началась Великая Отечественная война майор Б. С. Миллеров командовал кавполком и в составе своей дивизии наносил контрудар в Белорусской ССР. Соединение было разгромлено и попало в окружение, но комполка смог из него выйти. Далее служит в штабе Центрального фронта с которым оборонялся на подступах к Москве. В начале 1942-го замкомандира 72-й кавдивизии, с ней перебрасывается и воюет в Крыму. После поражения там РККА и ликвидации Крымского фронта до конца 1943-го сам возглавляет 13-ю кавдивизию, с которой участвует сначала в оборонительных, а затем и наступательных боях под Ростовом, на Кубани, Северном Кавказе, на Донбассе. За мужество и героизм дивизия получает гвардейское звание, а её командир генеральское. Далее на полгода убывает на учёбу. После чего командует 4-й гвардейской кавдивизией. С ней дошёл до Берлина, освобождая при этом Белорусскую ССР, Польшу. Оставался на службе до своей кончины в 1958-м году, также в различных кавалерийских дивизиях и на преподавательской работе. Кавалер восьми орденов. Генерал-майор. (Фото взято из открытых источников).

В Крыму (хронология здесь) продолжалась битва за Севастополь.

С севера наступал 54-й армейский корпус (генерал кавалерии Э. Хансен) в составе четырёх пехотных дивизий: 22-я (генерал-майор Л. Вольф), 24-я (генерал-майор Г. фон Теттау), 50-я (генерал-лейтенант Ф. Шмидт) и 132-я (генерал-лейтенант Ф. Линдеман), а также приданной ему 18-й пехотной румынской дивизии (бригадный генерал Р. Балдэску).

С юга наносил удар 30-й армейский корпус (генерал артиллерии М. Фреттер-Пико) тремя пехотными дивизиями: 72-я (генерал-лейтенант Р. граф фон Шверин), 170-я (генерал-лейтенант Э. Сандер) и 28-я лёгкая (генерал артиллерии Й. Зиннхубер).

На фото командир 18-й пехотной дивизии генерал Б. Балдэску (слева) вместе с маршалом Румынии И. Антонеску.

Раду Балдэску в конце 1940-го стал замкомандира 18-й пехотной дивизии с которой участвовал в нападении на СССР. В 1941-м штурмовал Одессу. В начале 1942-го сам возглавил соединение и вместе с частями Вермахта летом этого же года взял Севастополь, за что получил высшую боевую награду страны орден Михая Храброго. Далее его дивизия была переброшена на сталинградское направление, где в ходе контрнаступления РККА была практически полностью разгромлена, а её остатки выведены на родину. С течением времени её боеспособность удалось восстановить и она несла службу по охране и обороне месторождений нефти. Весной 1944-го в результате новой наступательной операции Р. Балдэску ценой очень больших потерь смог временно задержать РККА, но его действия были признаны неправильными и в новом звании дивизионного генерала он был отстранён от командования. Вернулся на службу через несколько месяцев уже после свержения диктатуры И. Антонеску и когда Румыния уже сама воевала на стороне СССР. Командовал двумя пехотными корпусами. После войны начал резко критиковать новый социалистический путь государства за что вскоре был окончательно уволен из армии, а в 1951-м году арестован спецслужбой Румынии Секуритате. Пропал без вести, судьба до сих пор неизвестна. Скорее всего умер в тюрьме. (Фото взято из открытых источников).
Раду Балдэску в конце 1940-го стал замкомандира 18-й пехотной дивизии с которой участвовал в нападении на СССР. В 1941-м штурмовал Одессу. В начале 1942-го сам возглавил соединение и вместе с частями Вермахта летом этого же года взял Севастополь, за что получил высшую боевую награду страны орден Михая Храброго. Далее его дивизия была переброшена на сталинградское направление, где в ходе контрнаступления РККА была практически полностью разгромлена, а её остатки выведены на родину. С течением времени её боеспособность удалось восстановить и она несла службу по охране и обороне месторождений нефти. Весной 1944-го в результате новой наступательной операции Р. Балдэску ценой очень больших потерь смог временно задержать РККА, но его действия были признаны неправильными и в новом звании дивизионного генерала он был отстранён от командования. Вернулся на службу через несколько месяцев уже после свержения диктатуры И. Антонеску и когда Румыния уже сама воевала на стороне СССР. Командовал двумя пехотными корпусами. После войны начал резко критиковать новый социалистический путь государства за что вскоре был окончательно уволен из армии, а в 1951-м году арестован спецслужбой Румынии Секуритате. Пропал без вести, судьба до сих пор неизвестна. Скорее всего умер в тюрьме. (Фото взято из открытых источников).

В результате ожесточённого сражения немецким частям с очень существенными потерями удалось потеснить обороняющихся и продвинуться к городу. Однако прорвать оборону советских соединений не удалось.

Помимо этого стало ясно, что несмотря на ежедневные авиационные и артиллерийские удары, в том числе с применением орудий особой мощности части РККА не потеряли своей боеспособности и продолжали упорное сопротивление.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Исполнилось 22 года будущему Маршалу авиации СССР И. Н. Кожедубу.

Иван Никитович родом из Сумской области, ныне Украина. В 18-ти летнем возрасте увлёкся авиацией и в 1940-м году окончил ускоренные авиакурсы, став военным лётчиком и получив сержантское звание, остался нести службу в авиашколе. В начале Великой Отечественной войны она была эвакуирована в Казахстан, где И. Н. Кожедуб обучал курсантов лётному делу для отправки их на фронт. Лишь в конце 1942-го он был направлен в Иваново, где формировался новый истребительный авиаполк. Первый боевой вылет совершил в начале весны 1943-го, причём во время боя его самолёт был изрешечён попаданиями и пилоту с большим трудом удалось посадить машину. Лишь в июле в звании младшего лейтенанта этого же года в боях по поддержке сухопутных войск, участвовавших в сражении на Курской дуге во время своего аж сорокового вылета смог сбить первый вражеский самолёт. Однако далее количество воздушных побед стало стремительно расти. Так в феврале следующего года он получил Золотую Звезду Героя за 20-ть сбитых немецких самолётов. Через восемь месяцев в звании майора награждён второй Звездой Героя, но уже за 48 машин неприятеля. К концу войны на его счету числилось 62 воздушные победы, что стало рекордом в советских ВВС. За это получил и третью Звезду Героя. При этом ему удалось сбить и один реактивный самолёт (первый в мире) Мессершмитт-262. Оставался на службе фактически до самого развала СССР. Уже командую авиадивизией участвовал в войне в Корее, где его соединение добилось впечатляющих результатов. Дослужился до должностей командующего воздушной армии и замкомандующего ВВС военокруга. В 1985-м году присвоено звание Маршала авиации. Помимо трёх Звезд Героя кавалер ещё пятнадцати советских и пяти иностранных орденов. Умер в 1991-м году. (Фото взято из открытых источников).
Иван Никитович родом из Сумской области, ныне Украина. В 18-ти летнем возрасте увлёкся авиацией и в 1940-м году окончил ускоренные авиакурсы, став военным лётчиком и получив сержантское звание, остался нести службу в авиашколе. В начале Великой Отечественной войны она была эвакуирована в Казахстан, где И. Н. Кожедуб обучал курсантов лётному делу для отправки их на фронт. Лишь в конце 1942-го он был направлен в Иваново, где формировался новый истребительный авиаполк. Первый боевой вылет совершил в начале весны 1943-го, причём во время боя его самолёт был изрешечён попаданиями и пилоту с большим трудом удалось посадить машину. Лишь в июле в звании младшего лейтенанта этого же года в боях по поддержке сухопутных войск, участвовавших в сражении на Курской дуге во время своего аж сорокового вылета смог сбить первый вражеский самолёт. Однако далее количество воздушных побед стало стремительно расти. Так в феврале следующего года он получил Золотую Звезду Героя за 20-ть сбитых немецких самолётов. Через восемь месяцев в звании майора награждён второй Звездой Героя, но уже за 48 машин неприятеля. К концу войны на его счету числилось 62 воздушные победы, что стало рекордом в советских ВВС. За это получил и третью Звезду Героя. При этом ему удалось сбить и один реактивный самолёт (первый в мире) Мессершмитт-262. Оставался на службе фактически до самого развала СССР. Уже командую авиадивизией участвовал в войне в Корее, где его соединение добилось впечатляющих результатов. Дослужился до должностей командующего воздушной армии и замкомандующего ВВС военокруга. В 1985-м году присвоено звание Маршала авиации. Помимо трёх Звезд Героя кавалер ещё пятнадцати советских и пяти иностранных орденов. Умер в 1991-м году. (Фото взято из открытых источников).

В Советском Союзе продолжилось развитие соцсоревнования (хронология здесь).

На этот раз к нему подключились предприятия лёгкой промышленности, в частности обувные, кожевенные и текстильные, а также бумажные заводы.

Одним из инициаторов соцсоревнования в этих отраслях промышленности в этот раз стал коллектив Балахнинского целлюлозно-бумажного комбината, который находится в Нижегородской области и ныне имеет название АО "Волга". Предприятие было заложено в 1925-м году, став практически сразу одним из ведущих в своей отрасли. Оно успешно работало как в советское время, так и смогло пережить непростые 1990-е. Сейчас очень успешно функционирует, являясь одним из лидеров в России по производству бумаги. (Фото взято из открытых источников).
Одним из инициаторов соцсоревнования в этих отраслях промышленности в этот раз стал коллектив Балахнинского целлюлозно-бумажного комбината, который находится в Нижегородской области и ныне имеет название АО "Волга". Предприятие было заложено в 1925-м году, став практически сразу одним из ведущих в своей отрасли. Оно успешно работало как в советское время, так и смогло пережить непростые 1990-е. Сейчас очень успешно функционирует, являясь одним из лидеров в России по производству бумаги. (Фото взято из открытых источников).

В Северной Африке (хронология здесь) немецкий генерал Э. Роммель начал решающее наступление по узлу обороны неприятеля Бир-Хаким.

При массированной поддержке авиации и огня артиллерии немцы планировали сломить сопротивление обороняющихся, однако как только пехота поднималась для штурма, она встречала шквальный ответный огонь. Э. Роммель, проведший на передовой практически весь день вынужден был признать, что успеха не добился и на следующий вновь запросил удары авиации.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

В Тихом океане (хронология здесь) японская подводная лодка потопила серьёзно повреждённый и двигавшийся на ремонт американский авианосец "Йорктаун" и эсминец сопровождения. Таким образом можно считать, что в битве за атолл Мидуэй японцы потеряли четыре авианосца и один тяжёлый крейсер, американцы потеряли лишь один авианосец.

"Йорктаун" вступил в состав флота в 1937-м году и оказался очень удачным реализованным проектом, способным выполнять серьёзные как оборонительные, так и наступательные задачи, неся на своём борту 96 самолётов. С начала вступления США во Вторую Мировую войну участвовал в одной из первых ударов по японским войскам. Далее в сражении в Коралловом море его самолёты потопили лёгкий авианосец "Сёхо", ставший первым погибшим японским авианесущим кораблём в истории, а также нанесли серьёзный урон второму авианосцу "Сёкаку", однако авиация противника в ответ также атаковала "Йорктаун", в который попала 200-т килограммовая бомба и сдетонировала внутри корабля. Потребовался серьёзный ремонт, однако который был спешно закончен перед сражением у атолла Мидуэй. В этой битве его самолёты потопили авианосец противника "Сорю", но и сам он вновь подвергся успешной атаке японской авиации. В результате попаданий авиабомб полностью потерял ход и буксировался на ремонт. Вскоре был обнаружен японской подводной лодкой и окончательно потоплен. (Фото взято из открытых источников).
"Йорктаун" вступил в состав флота в 1937-м году и оказался очень удачным реализованным проектом, способным выполнять серьёзные как оборонительные, так и наступательные задачи, неся на своём борту 96 самолётов. С начала вступления США во Вторую Мировую войну участвовал в одной из первых ударов по японским войскам. Далее в сражении в Коралловом море его самолёты потопили лёгкий авианосец "Сёхо", ставший первым погибшим японским авианесущим кораблём в истории, а также нанесли серьёзный урон второму авианосцу "Сёкаку", однако авиация противника в ответ также атаковала "Йорктаун", в который попала 200-т килограммовая бомба и сдетонировала внутри корабля. Потребовался серьёзный ремонт, однако который был спешно закончен перед сражением у атолла Мидуэй. В этой битве его самолёты потопили авианосец противника "Сорю", но и сам он вновь подвергся успешной атаке японской авиации. В результате попаданий авиабомб полностью потерял ход и буксировался на ремонт. Вскоре был обнаружен японской подводной лодкой и окончательно потоплен. (Фото взято из открытых источников).

Опубликована очередная сводка Совинформбюро.

Утреннее сообщение:

В течение ночи на 8 июня на фронте ничего существенного не произошло. На ряде участков имели место активные действия разведывательных отрядов.

Пленный солдат 70 полка 111 немецкой пехотной дивизии Раймунд Ф. сообщил: «В последних боях наша рота потеряла убитыми 40 человек и ранеными 70 человек. Третья рота к началу войны насчитывала 225 человек. Сейчас в ней осталось только пять старых солдат. Остальные убиты или ранены. Резко упала дисциплина. Некоторые солдаты получили за короткий срок по нескольку взысканий. Солдаты Нейман, Файдт и другие приговорены к тюремному заключению за кражу хлеба из ротной повозки. Унтер-офицер Герберт Маун отдан под суд за то, что во время боя ушёл из роты и спрятался в блиндаже. Несколько солдат дезертировало, но было поймано. Их расстреляли перед строем».

В захваченной полевой почте противника найдено заявление на имя командира 2 дивизиона (полевая почта № 34833). В этом заявлении Адольф Тедтер из Ганновера пишет: «Мой сын Альберт Тедтер был ранен. У него в спине застряли три пули. Из полевого лазарета его вместе с другими ранеными отправили в товарном вагоне. Они ехали восемь дней и всю дорогу не получали питания. Раны им никто не перевязывал. Эти лишения подорвали жизненные силы моего сына. 18 апреля я был у него в Варшаве. Там он скончался в 7 военном лазарете и погребён на военном кладбище...».

Вечернее сообщение:

В течение 8 июня на фронте существенных изменений не произошло.

Пленный унтер-офицер 11 роты 1 полка 1 моторизованной бригады СС Гильмар Ленк рассказал: «Наша бригада долгое время находилась в резерве, выполняла полицейско-карательные функции в тылу и вела борьбу с русскими партизанами. Совсем недавно мы были брошены на фронт, где бригада понесла тяжёлые потери. В 11 роте из 140 человек осталось только 22. В полку осталось не более 500 солдат и офицеров. Только в местечке М. похоронено свыше 100 человек. Эсэсовцы нашей бригады уже потеряли прежний бравый вид и теперь ничем не отличаются от солдат других воинских частей. Нам тоже надоело воевать. Многие утратили веру в победу Германии. Мы знаем, что такое огромное и могучее государство, как Россию, нельзя покорить. У меня нет никакого желания сражаться и умирать за бессмысленное и безнадёжное дело. Я прочитал очень много советских листовок и убедился, что у таких, как я, есть одно только спасение - сдаться в плен и сохранить себе жизнь».

Немецкий унтер-офицер Вальтер Пехан писал брату унтер-офицеру Карлу: «...Позади тяжёлые дни. Я лишился всех моих личных вещей. Наши танки, орудия, даже полевая почта попали в руки противника. Ежечасные налёты бомбардировщиков. С румынами дело дрянь: эти горе-вояки подводят буквально на каждом шагу».

Около Петроваца (Югославия) в начале июня произошло сражение югославских партизан с итальянской воинской частью. Партизаны разгромили фашистов и вынудили их к отступлению. Итальянские оккупанты потеряли 200 солдат и много оружия.

(Написаны основные тезисы сводки. Материал взят с сайта. Ссылка: https://rus.team/events/svodki-sovetskogo-informbyuro-za-8-iyunya-1942-goda-velikoj-otechestvennoj-vojny).

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

А у меня пока всё!

Следующую статью можно почитать перейдя сюда: Вторая Мировая: день за днём. 9 июня 1942 года. Триста пятьдесят третий день Великой Отечественной войны.

Очень жду от Вас оценки качества этой и предыдущих статей! Ну и конечно подписывайтесь, кому понравился мой проект. В будущем опубликую ещё очень много материалов про Вторую Мировую и Великую Отечественную войны.