Найти тему
Трежность

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕЖИЛОГО ФОНДА С ЦЕЛЬЮ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТ

Город Санкт-Петербург выступает на рынке недвижимости крупнейшим собственником объектов нежилого фонда. Эффективное использование объектов нежилого фонда Санкт-Петербурга позволяет

не только получить доходы в бюджет города, но и удовлетворить потребности социальной функции города, а также сократить затраты

на содержание объектов. Это является одной из основных целей системы эффективной организации развития городской инфраструктуры, благоустройства города, улучшения условий жизнедеятельности.

Для достижения указанных целей необходимо эффективно управлять объектами нежилого фонда, являющимися ключевым фактором экономического роста города, развития его социальной сферы.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что

в Санкт-Петербурге объекты нежилого фонда занимают значительное положение в структуре городского имущества. В связи с этим, необходимы отчисления из городского бюджета на содержание

и обслуживание объектов. Следует отметить проблему неиспользования объектов нежилого фонда, использования не по назначению. Такие объекты не приносят в бюджет города Санкт-Петербурга запланированную прибыль, в ряде случаев расходы на их содержание

не окупаются.

Под нежилым фондом города Санкт-Петербурга понимаются находящиеся в собственности города, расположенные как на территории Санкт-Петербурга, так и за его пределами:

- отдельно стоящие нежилые здания и их части,

- помещения и их части, расположенные как в нежилых зданиях, так и в многоквартирных домах, включая встроенные и вспомогательные помещения,

- сооружения и их части.

В Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга осуществляется пообъектный учет имущества. Всего в Реестре собственности Санкт-Петербурга учтено 37 317 объектов нежилого фонда.

В зависимости от назначения объекты нежилого фонда можно классифицировать как:

- коммерческие объекты;

- промышленные объекты;

- общественные объекты.

Вовлечение в гражданско-правовой оборот коммерческих

и промышленных объектов позволяет сократить размер денежных средств на нормативные, строительные расходы, расходы

на эксплуатацию и реконструкцию объектов, а также привести

к выгодному коммерческому использованию высвобождаемых излишков площадей.

На сегодняшний день, в связи с санкциями против нашего государства, появляется большая потребность у лиц, задействованных

в процессах импортозамещения, в промышленных и коммерческих объектах нежилого фонда. Предоставление таких объектов заинтересованным лицам, в конечном итоге приводит к повышению экономического уровня развития города. Управление такими объектами позволяет оперативно вовлекать их в оборот, чутко реагировать

на изменение запросов рынка и эффективно использовать промышленные, офисные, торговые, складские здания и помещения, сократить затраты на их содержание, возложив из на пользователей,

что, в свою очередь, в дальнейшем приводит к повышению

их коммерческой привлекательности.

Общественные объекты нежилого фонда необходимы для выполнения социальных функций города. Основная проблема

с общественными объектами заключается в том, что для такого вида объектов необходимы обязательные дотации из бюджета города. Остро стоит вопрос ремонта таких объектов, поскольку занимающие

их некоммерческие организации зачастую не имеют средств для поддержания помещений в нормальном состоянии. Указанные затраты могут отнять немалую долю бюджетных средств. Для оценки качества управления этой группы объектов необходимо, чтобы они в полном объеме реализовывали свою социальную функцию и экономили бюджетные средства .

Использование объектов нежилого фонда - действия хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм, а также действия физических лиц и должностных лиц

по обеспечению владения, пользования и распоряжения объектами

в коммерческих и некоммерческих целях.

Возможными видами использования [5] ОНФ Санкт-Петербурга с точки зрения увеличения доходов и с точки зрения сокращения расходов являются:

рис.1

Рисунок. 1. Возможные виды использования объектов нежилого фонда

-2

В ходе проведенного исследования статистических данных

по доходам за 2020-2022 годы, можно сделать вывод о том, что аренда объектов нежилого фонда является доминирующей формой управления собственностью в Санкт-Петербурге. После приватизации, которая

не принесла ожидаемого дохода в городской бюджет, сдача нежилых объектов в аренду стала наиболее разумной стратегией. Этот метод

не приводит к выбытию из казны Санкт-Петербурга городской собственности. Благодаря становлению института аренды, расширяются возможности поддержки малого и среднего предпринимательства, оживляется хозяйственная деятельность города, обеспечивается равномерное поступление запланированных доходов в бюджет города.