("В поисках зверя", Butcher's Crossing, 2022, США)
Очень хотелось написать, что после своего провального "Папы из спецназа" Николас Кейдж вновь реабилитировался, как серьезный актер, да только есть одна неувязочка. А именно: это до нас в "В поисках зверя" дошел лишь сегодня, а его мировая премьера состоялась аж больше года назад, в сентябре 2022-го. Поэтому извиняй, Николай Августович: разговор об очередной твоей творческой амнистии отложим до следующего твоего по-настоящему нового фильма.
Ну а пока...
...Ну а пока есть повод оценить еще один забег Кейджа в непривычные для него вестерны. Или, точнее, согласно очередности премьер фильмов, это "В поисках зверя" надо считать дебютом Николаса в данном жанре. А вышедшие в январе сего года, "Отзвуки прошлого", стало быть, являются уже второй его попыткой покорения экранного Дикого Запада.
И, если судить объективно, первая попытка выглядит всё-таки оригинальнее и интереснее. В отличие от "Отзвуков...", что являлись лишь неуклюжим гибридом идей из "Непрощенного" и "Железной хватки", с корявыми диалогами, хотя чисто визуально картина выглядела опрятно.
В основе "В поисках зверя" лежит уже не состряпанный на коленке, сценарий безвестного "гения", а роман "Butcher's Crossing" (1960) одного из классиков американской литературы 20 века Джона Уильямса. И для экранизировавшего его, Гейба Польски это вторая работа в большом кино; первая была в 2012-м, "Жизнь в мотеле", снятая Польски на пару с братом Аланом. В основном же Гейб специализировался на "документалках" про спорт, но накопленного опыта для замаха на "бумажного" классика у него хватило. Причем, если судить по синопсису книги, фильм по ней выдался у Польски гораздо мрачнее. Да и некоторым его героям уже не так повезло, как на страницах романа.
Вестерн из этой истории тоже вышел нетипичный. Без затертых клише вроде крутых героев, насаждающих свинцовое правосудие или ищущих золото где-нибудь в дикозападной глубинке.
Больше всего по форме сюжета и его изложения "В поисках зверя" напоминает "Моби Дика" Мелвилла, только "сухопутного" и ставящего драматический акцент на иных вещах. Однако, как и у Мелвилла, здесь тоже присутствует молодой рассказчик, мало-помалу расстающийся со своим юношеским романтизмом, матерый охотник с явными признаками одержимости, и парочка "контрастных" конфликтных персонажей, коих можно условно охарактеризовать, как Богомол и Прагматик. А также, разумеется, Большая Кровавая Охота, в которой все они будут участвовать, и в которой, образно говоря, увязнут по самое не балуй.
Итак, в 1874 году студент Гарварда Уилл (Фред Хечингер), начитавшись умных, но явно неправильных книжек, решил бросить к чертовой матери этот Гарвард. После чего с несколькими сотнями долларов в кармане рванул в неизвестность - фактически "за туманом и за запахом тайги", - в Канзас, в городок Перекресток Мясника. Туда, где старый друг его отца имел свой охотничий промысел. И где Уилл собирался надышаться полной грудью "настоящей свободной Америки", поскольку в стенах элитного университета ему шмыгалось носом как-то некомфортно.
Однако отцовский друг принял его довольно прохладно, разве что открытым текстом обратно в Гарвард не послал. Но Уилл не расстроился, и вскоре завел дружбу с одним из местных охотников, Миллером (Кейдж).
Ну или как - "дружбу". Просто "студентику" хотелось рвануть на поиски приключений, и у него было 600 долларов в кармане. А Миллеру как раз позарез были нужны средства, чтобы организовать промысловую экспедицию за бизоньими шкурами в Колорадо. Только никто не соглашался занимать ему денег, поскольку он намылился в ещё не изведанные края. А все заверения Миллера в том, что там водятся аж неисчислимые стада непуганых бизонов, его потенциальных кредиторов не впечатляли.
Зато Уилл уже после первой рюмки виски впечатлился этим рассказом настолько, что после второй вручил Миллеру все свои деньги. Причем Миллер его вовсе не "нагрел", и вскоре он, Уилл, а также два их помощника отправились на настоящий сур-р-ровый Дикий Запад. Во глубину Скалистых гор, в места, где, похоже, и впрямь еще не ступала нога белого человека.
И, конечно, рад бы я поведать вам о том, что во "В поисках зверя" будет дальше, но именно тут приходится умолкнуть, ведь история эта и впрямь не только любопытная, но и в чем-то поучительная. К счастью, без занудного морализаторства. К несчастью, в ней не так уж много действительно остросюжетных событий, как в том же "Выжившем" Иньярриту, и в середине фильма есть несколько затянутых (пусть и не фатально) сцен.
***
В общем, если Гейб Польски хотел в красках показать нам всю трагедию тотального бизоноистребления в Америке 19 века, то здесь он с этой задачей справился где-то "на троечку". В том же "Уайатте Эрпе" с Костнером в первых сценах весь этот "кроваво-промышленный" кошмар изображен куда масштабнее и убедительнее.
А вот с задачей изобразить нам самих истребителей бизонов с их бзиками и маниакальной одержимостью в духе "Нам надо больше шкур! Больше! Еще больше!" - тут уже Польски показал себя молодцом. Аккурат на твердую четверку с плюсом. И даже та отсебятина, которой он слегка приукрасил книжную историю, выглядит уместно и непротиворечиво. Так что всяк из вас, кто не прочь отведать мрачной дикозападной "моби-диковщины", снятой в красивейших Скалистых горах - налетай, чего-чего, а этого добра тут навалом.
И, разумеется, Николас Кейдж продолжает приятно удивлять непривычными для него образами. А также похвальной актерской энергетикой, которой ему так недоставало в период его трудоголизма. С которым он, будем надеться, всё-таки завязал и, как в данном случае, больше не даст зубоскалам повода дразнить себя "унылым Клеткиным".
Трейлер фильма: