Кому медведь на ухо наступил. Суровая историческая драма с Леонардо Ди Каприо.
(The Revenant, 2015, США)
Непонятно, почему даже на серьезных интернет-ресурсах о кино эту картину Алехандро Гонсалеса Иньярриту обзывают вестерном. А ведь критериям данного жанра она соответствует не больше, чем, к примеру, "Последний из могикан" Манна, или "Банды Нью-Йорка" Скорсезе с тем же Ди Каприо.
То есть ну ни с какого боку.
Впрочем, как говаривали в старину: хоть горшком назови, только в печку не ставь.
Хотя горячая печка - именно то, о чем, кроме мести, мечтает главный герой "Выжившего", охотник-траппер Хью Гласс (Ди Каприо) большую часть этой истории. Ибо выживать ему придется зимой в Скалистых горах где-то у истоков Миссури, без еды, оружия и даже без шапки. Правда, ее в "зимних" голливудских фильмах и так носят редко - действительно, а зачем? Вы видели, чтобы когда-нибудь киногерои умирали от менингита? Нет. Ну и на кой черт, спрашивается, им нужен этот бесполезный гаджет?
Но и без шапки мучиться Глассу за эти 2,5 часа предстоит так много, что Леонарду Георгиевичу это принесло долгожданный первый (и, будем надеяться, не последний) Оскар. Тот, на который он напрашивался аж с начала 2000-х, но его регулярно с ним обламывали.
Неудивительно, что Ди Каприо пришлось в итоге пойти на экстремальные меры: сначала подраться с медведем, а затем поплавать в ледяной воде и поваляться в сугробах. И всё это - с таким страдальческим выражением лица, что оно разжалобило даже самых жестокосердных оскаровручателей. Так что продинамить им Лёньчика на сей раз было равносильно тому, как отнять конфету у ребенка, а то и хуже.
Вообще, не только Ди Каприо, но и прочие его коллеги здесь потрудились на совесть.
Понятно, что самые занудные из зрителей-выживальщиков найдут уйму поводов крикнуть Иньярриту "Да ты гонишь - так не бывает!". Однако в любом случае надо признать: для художественной драмы, лишь отдаленно основанной на реальных событиях, "Выживший" демонстрирует вполне натуралистичную картинку, далекую от гламурности близкородственного ему сериала "Граница". Всё тут замызгано, засалено, потерто, обветрено и выцветше аккурат в соответствии с антисанитарными нормами Америки 20-х годов 19 века.
А уж когда дело доходит до кровопролития, особенно при эксплуатации в кадре медведя, Иньярриту подавно никого не стесняется. И рвёт медвежьими когтями и клыками Леонардо так долго и трескуче, что некоторым излишне чувствительным его фанаткам в этой сцене может и поплохеть. Тем паче снята она (как и многие другие сцены здесь) одним многоминутным дублем, что лишь усугубляет ее душераздирающий эффект.
Сама же эта история как таковая лишена драматургических вычурностей. И представляет собой череду злоключений траппера Гласса, наверное, в наиболее суровый и трагический год его жизни.
А началось всё с того, что команда охотников за бобрами, с которой Хью и его юный сын-индеец Хоук сплавлялись по Миссури на большой лодке, нарвалась на злых индейцев; почему они были так злы, по ходу сюжета выяснится. После чего, потеряв три четверти товарищей и лодку, уцелевшие трапперы были вынуждены отправиться пёхом по горам и лесам, пытаясь унести на своих горбах хотя бы остатки добычи.
Мало того, что вконец издерганные и вымотанные злоключенцы начали грызться между собой, так на Гласса, отлучившегося поохотиться, еще и разъяренная медведица из чащи выскочила. Причем с совершенно огульным обвинением, ведь Хью к ее медвежатам даже не приближался. Тем не менее трепку ему задали такую, что нормальные люди после нее, да еще в диких условиях при полном отсутствии медицины, не выживают.
Но Гласс не только не окочурился, но и вдобавок медведицу сумел укокошить. Вследствие чего, правда, стал покалеченным и неходячим, поэтому товарищи были вынуждены тащить его дальше на носилках.
Несли его, впрочем, недолго. Потому как всё опять складывалось хуже некуда, и вот уже все стоят перед нелегкой дилеммой: или добить Гласса, явного не-жильца, или бросить его в лесу помирать своей смертью. Выбрали второе, оставив с ним Хоука и двух "сиделок", они же - будущие могильщики, коим поручалось похоронить бедолагу, когда он отмучится.
Но даже столь несложная работа обернулась для них через пень-колоду. Особенно для Хоука, коего прирезал некий Фицджеральд (Том Харди) прямо на глазах у недвижимого отца.
В конце концов Гласс был брошен умирать в одиночестве...
...И, как верно сообщает нам название картины - он таки всех обманул и выжил! И продолжил с маниакальным упорством выживать, лелея надежду выбраться из леса и отомстить коварному Фицджеральду. Если, конечно, индейцы или очередной нервный медведь не доберутся до них обоих раньше - всякое не исключено...
***
В общем, никакой это не вестерн, а одна из лучших исторических драм 2010-х, снятая не в уютных павильонах, а в дискомфортных зимних горах Канады и Аргентины при естественном освещении; последний факт создатели "Выжившего" всегда с гордостью подчеркивают.
Понятно, что в качестве учебника по "выживалову" в дикой природе эта картина мало пригодна. Зато как праздник для ваших глаз и чувства прекрасного - очень даже, ведь снимать ординарное кино Иньярриту ("Бьютифул", "Amores perros", "Вавилон", "Бёрдмен"), не умеет и всегда готов порадовать вас чем-нибудь экстравагантным.
И, разумеется, как наглядный пример того, через что порой проходят актеры ради заветного Оскара, "Выживший" тоже весьма красноречив. А знаменитая сцена "Леонард Георгич и медведь" даже разошлась в свое время по мемам - ну чем не приз зрительских симпатий?
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):
Всем, кто хочет угостить автора коньячком: