("Уайатт Эрп", Wyatt Earp, 1994, США)
Как там бишь кричал приснопамятный робот Бендер? "А я построю свой луна-парк! С блэкджеком и "плюшками""? (и рад бы процитировать дословно, но не могу).
Нечто подобное заявил создателям вестерна "Тумстоун" и Кевин Костнер, который тоже должен был принять в нем участие, но в итоге был разочарован его творческим курсом и ушел из проекта.
Сказал - и не соврал. Что и подтвердил на деле буквально через полгода после выхода "Тумстоуна" на экраны - своим "Уайаттом Эрпом", где на пару с режиссером Кэзданом ("Сильверадо", "Ловец снов") выступил как ведущий актер и продюсер.
Что же так сильно разочаровало Кевина в жизнеописании легендарного стрелка и законника Эрпа по версии режиссера Косматоса?
Судя по "Уайатту Эрпу", "Тумстоун" страдал излишней косматостью художественностью, фантазёрством и куцым охватом биографии сего героя. И та ее часть, что у Косматоса являет собой всю 2-часовую картину - жизнь и удивительные приключения братьев Эрпов в Тумстоуне, - у Кэздана занимает лишь вторую половину фильма (или даже меньше).
Ну а весь он длится - присвистните от удивления, - аж 3 часа и 11 минут! Что, впрочем, для многих проектов Костнера той поры (в их реж. версиях) было в порядке вещей: "Танцующий с волками"- почти 4 часа; "Почтальон" - почти 3 ч; "Водный мир" - почти 3 часа; "Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе" - почти 3,5 часа.
Увы, но именно гигантский хронометраж - отголосок того, что изначально кино планировалось как мини-сериал, - стал первым могильщиком "Уайатта Эрпа" в прокате. Это при всём его достойном исполнении, исключая разве что слабоватую игру Костнера, получившую за нее одну из своих "Золотых малин". И в данном случае заслуженно - Курт Рассел у Косматоса смотрелся в той же роли гораздо колоритнее. Что оценил и массовый зритель. В отличие от истории Кэздана, "Тумстоун" собрал по миру 3-кратную кассу, а для вестерна, тем паче современного, сие похвальный результат.
Как бы то ни было, но нынче, в век домашних ТВ-кинотеатров, высидеть (или вылежать) у экрана эту до-о-олгую эпопею абсолютно не проблема. А в спокойной обстановке, с перекурами, "Уайатт Эрп" смотрится ничуть не хуже "Тумстоуна". Ибо поток событий здесь тоже плотный, съемки шикарные (за них оператор Ройзман даже номинировался на Оскар), натура разнообразна, антураж богатый, сюжетных пробуксовок нет, перестрелок/мордобоев хватает и срежиссированы они зрелищно.
А что еще надо для хорошего вестерна?
Разве только чуть более выразительного Костнера - это факт. К счастью, помимо него тут хватает других звезд, на чьем фоне скучноватый образ кевинового Эрпа почти не раздражает. Тем более когда его герой отращивает усы, после чего получает +100 очков к крутизне и становится похож на настоящего дикозападного мужика.
Заколосятся усы у местного Эрпа, однако, не сразу.
Как и было сказано, Костнер потому и ушел из "Тумстоуна", что хотел экранизировать житие Уайатта с младых ногтей и до старческих морщин-седин-залысин. Поэтому в первые 20 минут мы видим перед собой даже не Костнера, а его несовершеннолетнего дублера Иэна Боэна. Чей герой растет во времена Гражданской войны на кукурузной ферме своего бати с младшими братьями и сестрами, дожидаясь возвращения "с фронтов" двух старших братьев.
Иначе говоря, семейство расплодилось многодетное, но по-настоящему известным оттуда было суждено стать лишь Уайатту.
Впрочем, настоящие его при- и злоключения начались, когда он выпорхнул из отчего гнезда и пошел по миру в поисках заработков.
В процессе чего юноша (сыгранный уже 40-летним Костнером) не только поменял немало профессий, от снабженца до юриста, но и женился, стал вдовцом, алкоголиком, грабителем, зеком, несостоявшимся висельником, беглецом от правосудия и... охотником на бизонов, убивающим их в промышленных масштабах назло тогдашнему "гринпису".
Иначе говоря, к грядущему отстрелу преступников наставница-жизнь Уайатта подготовила.
Хотя вряд ли всё это можно назвать завязкой фильма. Ну какая завязка может быть в биографическом повествовании, где нет четкого сюжета, а есть лишь туда-сюда-скитания горемыки Эрпа по Америке?
Они же и привели его в конце-концов в город-антигерой Додж-сити. Где и открылись истинные таланты начинающего "жесткого" законника - те самые, что он будет демонстрировать нам оставшиеся 2 с лишним часа картины. Ясен кольт, не в одиночку, а в компании братанов и корешей. А также, разумеется, со своим самым харизматичным напарником - Доком Холидеем, коего здесь играет специально исхудавший для этой роли Деннис Куэйд (хотя, на мой взгляд, Вэл Килмер сыграл Дока в "Тумстоуне" поинтереснее).
***
В общем, как говаривал батюшка Серджио Леоне в своем учебнике "Как писать сценарии трехчасовых вестернов": "Сел ковбой на коня и поскакал: тыгдым-тыгдым, тыгдым -тыгдым, тыгдым-тыгдым, тыгдым-тыгдым, тыгдым-тыгдым..."...
Но ежели серьезно, то единственный недостаток "Уайатта Эрпа" - это его марафонский хронометраж. Который для столь незамысловатой истории все-таки излишен и ее можно было бы урезать без утраты логики и смысла процентов на 30.
Ну а во всем остальном этот "альтернативный луна-парк" от Кевина Костнера и Лоуренса Кэздана обязателен к просмотру всем любителям вестернов. Причем неважно, классических или современных. "Уайатт Эрп" гармонично сочетает в себе элементы и тех, и других, а если спустя 28 лет он в чем-то и устарел, то в глаза эти архаизмы не бросаются.