Найти тему
Пойдем, посмотрим!

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке. Интерьеры.

Я решила поучаствовать в программе "Дни культурного наследия" и посетить что-нибудь закрытое в обычные дни. До этого ограничивалась прогулками по Москве в поисках фонтанов, чтобы и интересно было, и фигура скорректировалась. Опыт не удался. Не удалось записаться ни на одну бесплатную экскурсию. И хотя я не знала, куда бы мне действительно хотелось пойти и что посмотреть, неудача очень расстроила.

Но затем нашла подходящий мне по цене сайт и записалась на свою первую платную экскурсию. В особняк Морозовых в Подсосенском переулке.

В полном восторге поделилась со знакомой пожилой, за 70, учительницей русского языка. И услышала в ответ- а в какой именно особняк (их много) и каких именно Морозовых- викуловичей или абрамовичей (их тоже много)? А я кроме истории староверки боярыни Феодосии Морозовой по картине Сурикова из школьной программы ничего не знала. Ну, еще Морозовская стачка. И разговорное выражение- "Эх, Морозова!". И Морозовская детская больница. Ну, стало немного неловко. Пришлось разбираться...

Справка. Фамилии крепостным давались раньше произвольно, чаще по хозяйской принадлежности или по роду занятий, или по личным особенностям. Так что, скорее всего, отношение к боярыне Морозовой семья Морозовых имеет (если имеет) только по крепостному праву.

Савва Васильевич Морозов, родоначальник династии, тоже старообрядец, выкупил в 1821 г. из крепостничества себя и семью, жену и сыновей. Елисея ( его сын Викула Елисеевич породил ветвь викуловичей), Захара (захаровичи), Абрама (абрамовичи) и Ивана (не интересовался бизнесом). Пятый сын- Тимофей (тимофеевичи) родился позже, вольным. Савва преуспел в производстве и торговле. Создал многомиллионный капитал, ТД "Савва Морозов и сыновья" и четыре фабрики. В 1850-х передал дела младшему сыну, Тимофею, единственному ребенку, не бывшему крепостным. Умер в 90 лет.

Сын Тимофей оправдал надежды отца. На примере Тверской мануфактуры (1859) (три фабрики и 9 вспомогательных предприятий) заложил основы стабильного развития фирмы. Был награжден Орденом Св.Анны и первым получил титул "господин мануфактур-советник". Отказался от дворянского титула. Имел выживших сыновей- Савву и Сергея. Был соучредителем банков и Общества Московско-Курской железной дороги. Принимал на работу только русских инженеров. Морозовская стачка подорвала здоровье и в 1886 г. передал управление Никольской мануфактурой старшему сыну Савве Морозову, химику по образованию, кредо которого- "Только работа расширяет, обогащает мир и мое сознание".

Это я к тому, что был Савва Морозов и Савва Морозов...

В 1893 г Савва Тимофеевич Морозов купил дом на Спиридоновке, снес его и построил роскошный дом для своей жены Зинаиды по проекту Ф.Шехтеля. Там бывали Мамонтов, Боткин, Шаляпин, Горький, Чехов, Станиславский. Курировал МХТ. Прятал у себя большевика Баумана. Умер в Каннах в 43 года. Застрелился или убили. Дело ясное, что дело темное. Т.к. похоронили его по христианскому обычаю. Особняк Зинаиды Морозовой при случае я тоже посмотрела.

Посетить особняк Морозовых на Спиридоновке ( ныне Дом приемов МИД) практически невозможно. Ну, только если в организации хорошо работает культмассовый сектор.

Недалеко, на Воздвиженке ( метро Арбатская) есть еще один особняк Морозовых (1895)- Арсения Абрамовича. Умер в 35 лет, на спор прострелив себе ногу, типа ему не больно, организм особенный, от заражения крови. Сейчас в особняке Дом приемов Правительства России. Говорят, что можно посетить в День музеев, в День исторического наследия и в Ночь музеев.

Похоже, что ныне популярное выражение об ошибке, приносящей вред совершившему ее,"стрелять себе в ногу" имеет исторические корни.

Особняк Арсения Морозова. Фото автора.
Особняк Арсения Морозова. Фото автора.

А в особняке (1894), перестроенного для фабриканта Михаила Абрамовича Морозова (арх В.Мазырин, увлекающийся Востоком, мистикой и спиритизмом) и Маргариты Морозовой на Смоленском бульваре сейчас офис-банк.

Усадьба Маргариты Морозовой в Пречистенском пер, 9 -посольство королевства Дании и представительство Фарерских островов.

Сохранились и другие дома.

А я посетила самый легкодоступный из закрытых особняков Морозовых, Подсосенский пер, 21 ( посещение только с групповой экскурсией).

Здесь Викула Елисеевич Морозов в 1878-79 гг выстроил новый дом. Будучи старообрядцем роскошь не любил, строиться не хотел, но успехи в делах, богатство и социальный статус заставили, т.е. положение обязывало. Автор проекта- арх. Чичагов. Сложная эклектика, фасад с лепниной, буква "М", въездные ворота остались с того времени и украшают улицу. Балкон над парадным входом, поддерживаемый атлантами, позволял хозяевам приветствовать взмахами дорогих гостей и при этом не жать рук иноверцам. (6 фото).

Интерьеры оформлял арх Ф.Шехтель уже по заказу сына- Алексея Викуловича Морозова. (Именно Алексей Морозов по завещанию своих родителей передал 400 тыс. серебряных рублей на строительство Морозовской детской больницы с условиями, что больница будет носить фамилию благотворителей, на строительство пойдет половина денег, а другая половина будет лежать в банке под процентами, создавая фонд для лечения детей из малообеспеченных семей).

Парадный вход закрыт. А с бокового входа до вестибюля первого этажа, оформленного в египетском стиле, надо немного пройти.

Фото неудачные, но дают представление о доме. Только поэтому размещаю.

Вестибюль в египетском стиле. (Ф.Шехтель)

Большое зеркало напротив парадного входа. Ф.Шехтель явно был не в курсе принципов фэн шуй. И размещал большие зеркала прямо напротив входа, чтобы гость себя увидел, улыбнулся или что-нибудь подправил в своем образе. Колонны. Лестница. Все простенько выглядит, но экзотично по тем временам. (2 фото).

Увлеченность стилем Египта привела другого Морозова, Михаила Абрамовича, к желанию оформить отдельное помещение в особняке на Смоленском бульваре для купленного и привезенного саркофага с мумией. Поставили и гордились. Пока один из гостей не пожурил, что покойник в доме- это нехорошо. А хозяева даже и не задумывались, что такое мумия. Решили захоронить. Долго искали священника, который бы согласился совершить обряд погребения. После щедрого пожертвования и обильного возлияния один согласился. Надо было еще сначала покрестить, но пол был неизвестен. Тем не менее покрестили, из дома вынесли и захоронили то ли в саду, то ли у церкви. Потом передумали, выкопали и отдали в музей. Сейчас мумия в Египетском зале ГМИИ им.Пушкина. Такой вот казус...

Экскурсия проходила не столько по-этажно, сколько с попыткой ознакомления сначала с более ранними интерьерами Чичагова, а потом с интерьерами Шехтеля. Я покажу поэтажно.

На первом этаже помимо вестибюля в египетском стиле отреставрирована просторная столовая в русском стиле с печью, украшенной не изразцами, а покрашенной лепниной. И дверца у нее с дракончиком. (2 фото).

Рядом Курительная комната. Почти полностью деревянная. Наверное, чтобы дерево впитывало в себя дым. (3 фото).

Комнаты и залы везде пустые. Мебель не сохранилась, да и полы тоже. Только если двери и ручки на рамах. Так что любовались потолками и стенами. И зеркалами, и каминами.

Вообще-то, Ф.Шехтель всегда спрашивал заказчиков, в каком стиле те хотели бы видеть дом. Но московское купечество считало, что надо делать во всех стилях, чтобы люди не подумали, что денег не хватает. Кич!

На второй этаж ведет мраморная лестница.

Фото автора.
Фото автора.

Поднимаемся в холл второго этажа. На стенах- роспись в римском стиле. Красивый потолок. Это уже более ранние интерьеры Чичагова. (2 фото).

Из холла ведут двери в танцевальную и музыкальную гостиные. (2 фото).

Голубая танцевальная гостиная. Лепнина. Мраморный камин. Красиво.

Фото автора.
Фото автора.

Музыкальная гостиная. Сейчас здесь две комнаты. Большая и маленькая. Раньше была одна. А на месте маленькой была сцена домашнего театра..

Фото автора.
Фото автора.

Бальный зал.

Фото автора.
Фото автора.

В холле перед библиотекой и рабочим кабинетом невозможно глаз оторвать от потолка. (2 фото).

И вот знаменитый Готический кабинет. Шехтель. Панно Врубеля (копии). Оригиналы- в Третьяковке. (2 фото)

В оформлении принимал участие и С.Коненков. Гном на лестнице. Рядом книга с фразой на латыни- "Жизнь коротка, искусство вечно". (2 фото).

Сверху у лестницы на всех смотрит дракон. Идут старинные часы, стоят оригинальное кресло и диван.

Фото автора.
Фото автора.

Красивые оконные витражи, которые не видны с улицы. (2 фото).

Почему Ф.Шехтель стал таким известным архитектором, будучи самоучкой? На мой взгляд потому, что он был в состоянии как разработать проект здания, отследить строительство, продумать коммуникации (схемы электричества, отопления, водоснабжения и канализации), и продумать интерьер до гвоздя, до оконной или дверной ручки, вентиляции и зимнего проветривания.

Поэтому в этом особняке после работ Шехтеля все камины стали декоративными. Вот и в кабинете - декоративный камин Шехтеля. (7 фото).

Деревянная лестница с гномом и драконом ведет в библиотеку. С остановкой в маленькой приватной комнатке. В библиотеке сохранились книжные шкафы, но книги исчезли. Как и люстра. Дверь ведет в закрытое помещение молельни. (2 фото).

Под столом в библиотеке находится доступ к лампочке фонаря в комнате с чугунным камином ниже.

Комната в чугунным камином. Рококо (Ф.Шехтель). (4 фото).

В особняке продолжаются ремонтные и реставрационные работы. Но этот дом нельзя отреставрировать аутентично и в полном объеме. Потому что не осталось ни фрагментов, ни образцов, ни описаний или фото помещений или предметов. Вот найдут случайно кусок лепнины, и можно продолжать работу. Найдется фото- и можно действовать дальше. А пока потихоньку очищают от наслоений поздних времен.

Фото автора.
Фото автора.

Последний владелец особняка Алексей Морозов как-то незаметно для себя стал коллекционером. Сначала скупал все подряд- вышивки, картины, иконы, книги, фарфор. Потом стал разбирать все, что напокупал, по полочкам. Стал пополнять свои собрания уже как коллекции. Потом начал составлять каталоги своих коллекций. И расставлять предметы на втором этаже, превратив весь этаж в частный музей. Дела передал брату. Поэтому с приходом советской власти жизнь его не изменилась. Он остался смотрителем своего музея в своем доме, где продолжил жить.

После его смерти музей национализировали и расформировали. Коллекция стала фондообразующей для Музея фарфора, керамики и стекла в Кусково. А здание стало переходить из рук в руки разных ведомств.

Какое впечатление от посещения закрытого особняка Морозовых? Порадовалась за себя, что удалось посмотреть историческую достопримечательность. Погрустила, что время не пощадило красоту. И эта экскурсия напомнила мне о выставке Врубеля на Крымском Валу, и пробудила интерес к работам Шехтеля. И потихоньку я стала различать архитекторов Шехтеля и Щусева, и инженера Шухова. Понравилось и захотелось продолжить прогулки по особнякам, музеям и выставкам.

Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала. А гостям канала не пропустить новые публикации.
Спасибо, что дочитали, подписались, отреагировали. Хороших всем прогулок и ярких впечатлений!