Больше 800 гонок Гран-При, 114 побед, 9 Кубков конструкторов. Эта история великих машин команды Williams, но не только их…
Хорошие
FW07
Машина, создавшая команде репутацию. Иначе и быть не могло, ведь она проходила круг в Сильверстоуне на 1,5 секунды быстрее, чем кто-либо. Там Клей Регаццони добыл первую для команды победу в 1979 году. Lotus первыми внедрили граунд-эффект, но Патрик Хэд смог развить идею. Технический директор команды создал легкую и компактную FW07, но маленькие проблемы испортили начало сезона. Потенциал машины внезапно раскрылся, когда Хэд и Фрэнк Дерни решили немного поменять обвес машины, на что до этого не решались. Улучшения в темпе были непропорциональны тем мелким изменениям, которые они сделали, закрыв металлическими пластинами область низкого давления. Вскоре будут одержаны еще четыре победы. Да, титул 1979 был уже упущен, но модернизированная FW07B позволила Алану Джонсу выиграть титул, а команде одержать 6 побед и завоевать Кубок конструкторов в 1980 году.
FW11
Williams Honda FW11 была отличной машиной, но сезон 1986 года был наполнен драмой, беспокойством, а титул в личном зачете ушел к конкурентам, несмотря на то что Мэнселл и Пике выиграли 9 гонок из 16. Команда позволила гонщикам бороться, и, хотя личный титул был потерян, команда выиграла Кубок конструкторов. Сезон стартовал с ужасной дорожной аварии Фрэнка Уильямса, когда он чуть не погиб. Сезон закончился через 8 месяцев доминированием Honda с их 1,5-литровым турбированным монстром, развивавшим в пике 1300 л.с. Комбинация мощи и эффективной аэродинамики застала команду врасплох в последней гонке в Аделаиде, где из-за разорвавшейся шины упустил титул Мэнселл, а Пике пришлось делать пит-стоп, чтобы перестраховаться. Модифицированная FW11B в 1987 году славилась небольшим расходом топлива и малым лобовым сопротивлением. Гонщики продолжали бороться между собой, и титул в итоге выиграл Пике, хотя на его счету было три победы против шести у Мэнселла.
FW14B
Машина, начавшая гонку вооружений начала 1990-х. В погоне за техническим превосходством в Williams пробовали внедрить активную подвеску в моделях FW11B в 1987 году и в FW12 в 1988 году. В команде не считали технологию готовой к полноценному внедрению вплоть до 1992 года, где она стала главной «фишкой» новой машины. Команда уже смогла освоить электронно-гидравлическую коробку передач на FW14, что являлось плодом труда Патрика Хэда и Эдриана Ньюи. После этого решено было доделать активную подвеску, которая контролировала клиренс при помощи электроники и, таким образом, оптимизировала аэродинамику, чтобы увеличивать прижимную силу. Тогда еще не было усилителей руля, и Мэнселл смог адаптироваться лучше, чем Патрезе, как к тяжелому рулевому управлению, так и к особенностям поведения машины: на входе в поворот до какого-то момента сцепления с трассой было недостаточно и ты должен был доверять электронике. Мэнселл верил в себя, действовал смело и был физически силен – все это позволяло ему творить чудеса за рулем той машины. Он выиграл первые пять гонок в 1992 году, а титул оформил в августе в Венгрии, завершив сезон в девятью победами.
FW18
Если судить по цифрам статистики, то FW18 была невероятно успешной в 1996 году, выиграв 12 гонок из 16. С точки зрения гонщика это была машина мечты, особенно для Деймона Хилла, который наконец-то получил машину, в которой ему и его длинным ногам было комфортно. Эдриан Ньюи дал ему машину, которая была прекрасно сбалансирована и придавала гонщику уверенности. Модель была работой над ошибками после FW17 и включала пару умных решений, внедренных Ньюи благодаря «дырам» в техническом регламенте. После неудачного 1995 года Хилл проявил силу и смог вернуться мотивированным и нацеленным на успех. Его главным соперником был напарник по команде, новичок, Жак Вильнев. Победитель Инди-500 взял поул в первой же гонке, был близок к победе, но сошел по техническим причинам. Это могло помочь ему в битве с британцем в конце сезона в плане очков, но все же ничто не могло остановить Деймона на пути к титулу в том сезоне.
FW25
Хуан-Пабло Монтойя описал FW25 как лучшую машину, которой он когда-либо управлял. Машина действительно была быстрой, но шанс в 2003 году был упущен. Williams проводили четвертый сезон вместе с BMW, но, как мы знаем, этот союз так и не добился успеха. Патрик Хэд считал, что к 2003 году совместный проект наконец начал приносить плоды и что сейчас самое время извлечь максимум. Двигатель V10 Энди Кауэлла (который позже будет стоять за успехами силовой установки Mercedes) стал развивать почти 900 л.с. и 19000 об/мин. Перед последними тремя гонками Williams опережали Ferrari на 8 очков, а Монтойя отставал от Шумахера всего лишь на одно. Хэд потом говорил, что Williams отвлеклись на протесты Ferrari по поводу ширины шин Michelin (которые использовались WIlliams и другими командами, Ferrari использовали Bridgestone), а сход Монтойи на последней гонке в Японии из-за гидравлики лишь довершил неудачное окончание сезона.
Плохие
FW12
После двух великолепных сезонов 1988 год оказался разочарованием для команды – Honda оставили WIlliams, и тем пришлось как-то с этим справляться. Шасси FW12 не было провальным, но другие ее части были компромиссом. Победа Пике на FW11B с активной подвеской в 1987 году говорила команде о том, что внедрение активной подвески может помочь компенсировать нехватку мощности, но все оказалось сложнее. Компьютер на борту не только добавил веса, но и отнимал мощность у и так не шибко бодрого Judd V8. Машина теряла 25 км/ч на прямых, но еще хуже было то, что FW12 была нестабильной на торможении и в поворотах. Найджел Мэнселл сошел в семи (!) гонках подряд, так что перед Гран-При Великобритании нужны были срочные меры. За ночь машине вернули обычную подвеску, а уже в гонке Мэнселл финишировал вторым. И это был лучший результат для той машины.
FW35
Эта машина боролась с FW33 за звание одной из худших: обе привели к тому, что команда проводила время на дне таблицы или около того, и что за весь сезон удавалось добыть всего несколько очков. Пастор Мальдонадо описал эту машину с двигателем Renault как неуправляемую (в Австралии он квалифицировался 17-м, а в гонке сошел после всего лишь 24-х кругов). Венесуэлец был разочарован, ведь в предыдущем сезоне ему удалось победить за рулем FW34 в Барселоне. Машина была похожа на предыдущую модель, но изменения касались системы выхлопа, и команда так и не смогла оправиться от неудачного старта сезона. Все стало еще хуже, когда в июле технический директор Майк Кофлэн был уволен. На его место пришел опытный Пэт Симондс, который старался помочь команде начать выбираться хотя бы во второй сегмент квалификации. Исключение случилось в Канаде, где Боттас смог квалифицироваться третьим, но в гонке он камнем упал на 14-ое место и был в круге позади.
FW42
Сезон 2019 был ужасным для команды: машина не была готова к тестам, технический директор Падди Лоу был уволен, производство деталей не успевало, а на этапе в Баку днище машины Джорджа Расселла было разрушено люком от колодца, который выскочил, когда британец проезжал над ним – это точно не то, что нужно было Williams. Проблемы с запчастями продолжались половину сезона, гонщики должны были меньше атаковать, чтобы не остаться без машины из-за возможных аварий и поломок, но программа по улучшению аэродинамики позволила улучшить положение Расселла и Кубицы. Механики команды творили чудеса, перебирая и собирая машины в кратчайшие сроки. Но всего это было недостаточно, чтобы заработать больше одного очка за весь сезон.
Уродливые
FW09
Ехала лучше, чем выглядела. Модель использовалась как переходная от атмосферных двигателей Cosworth к турбированным. В феврале 1983 команда заключила соглашение с Honda и подготовила FW09 к последней гонке сезона в ЮАР. Кеке Росберг финишировал пятым, но это не отражало реальность. Эта трасса была сравнительно скоростной, она располагалась на высоте, что не отражало условий треков следующего сезона. В 1984 году Росберг и Лаффит постоянно сходили из-за множественных проблем с двигателем. Но каким-то чудом Кеке одержал победу в Далласе в июле в ужасающей жаре, стараясь просто оставаться в гонке и избегать стен. Машина полностью исполнила свою роль тестового образца, чтобы проложить дорогу будущим успехам.
FW26
Эту машину навсегда запомнили как «бивни моржа», и у нее было множество других проблем, помимо самой заметной визуально. В то время с строгим регламентом сложно было придумать что-то инновационное, так что конструкторы предложили короткий и широкий носовой обтекатель с двумя массивными креплениями, которые бы держали само крыло. Патрик Хэд в итоге с недовольством вспоминал о той разработке, но он первый решил все поменять после семи гонок сезона 2004 и назначал Сэма Майкла техническим директором. У того было множество претензий к машине: от коробки передач до аэродинамики. К тому же, BMW V10 уже не был самым мощным двигателем, а Ральф Шумахер и Хуан-Пабло Монтойя должны были покинуть команду по окончании сезона. Williams были немного в раздрае, но нужно было попытаться отыграться. К августу с от «бивней моржа» избавились, и через два месяца Монтойя одержал победу в Бразилии.
Это перевод статьи Мориса Хэмилтона из журнала GP Racing UK за август 2023.
Фото: MotorSportImages.com
История Williams в семи частях: Раз, Два, Три, Четыре, Пять, Шесть, Семь