Найти в Дзене

Чем занимается маркетолог

Оглавление

Маркетинг — одна из наиболее быстро развивающихся сфер деятельности. Несколько десятилетий назад о профессии маркетолога в нашей стране мало кто знал, а сейчас в крупных компаниях существуют отделы маркетинга, в которых трудятся десятки специалистов. Чем занимается маркетолог, и выгодно ли сейчас осваивать эту профессию?

Маркетолог обеспечивает вывод созданного компанией продукта или услуги на рынок, их продвижение и позиционирование. Суть работы заключается в четырех столпах маркетинга (4P):

  1. Продукт (product) — товар или услуга, его свойства, эргономика, дизайн и ассортимент. В теории продуктом может быть что угодно, включая идеи и людей.
  2. Цена (price) с учётом наценок и скидок.
  3. Место (place) дилеры, продавцы и точки продаж.
  4. Продвижение (promotion) реклама, пиар и другие способы привлечь внимание потребителя.

Виды маркетологов

В каждой профессии есть узкие специализации. Один сотрудник может одновременно работать с несколькими направлениями маркетинга или сменить профиль, например, перейти с продвижения продукта в социальных сетях на аналитику продаж. Ниже рассматриваем, какие бывают маркетологи и чем они занимаются.

Корпоративные маркетологи

Корпоративный маркетолог должен обеспечить успешную реализацию бренд-стратегии и достижение требуемых показателей коммерческого и брендового KPI.

В корпорациях часто работает три вида маркетологов:

  • Бренд-менеджеры — занимаются перечисленными выше задачами и наполнением корпоративного портфеля: решают, какие продукты из него убрать, что добавить, где размещать для продажи и как позиционировать.
  • PR-менеджеры — создают и поддерживают положительный образ компании у целевой аудитории. Для этого они разрабатывают коммуникационную стратегию, планируют и прогнозируют PR-активности, взаимодействуют со СМИ, работают с контентом и т.д.
  • Трейд-маркетологи — отслеживают происходящее в торговых точках. Анализируют влияние изменений расположения, позиционирования и стоимости товара на динамику продаж. Организовывают промо-акции, розыгрыши призов и т.д.

Корпоративный маркетинг отличается повышенным вниманием к клиенту. Разрабатываемые стратегии направлены на то, чтобы повысить лояльность потребителя к предлагаемому товару.

Среди преимуществ корпоративного маркетинга:

  • Возможность выделиться среди конкурентов. Например, запоминающийся логотип повышает узнаваемость компании и привлекает внимание новых покупателей.
  • Связь бренда с образом жизни. Например, компания продает дорогие автомобили. Маркетинговую компанию можно выстроить так, чтобы они вызывали ассоциацию с роскошью. Такой приём помогает повысить лояльность к товару у целевой аудитории.
  • Реклама влияет на узнаваемость компании. Если широкая аудитория узнала и полюбила один ваш товар, то будет интересоваться и другими предложениями и услугами.

Интернет-маркетологи

Профессия возникла с развитием электронной коммерции и частичным или полным переходом бизнесов в онлайн. Маркетолог занимается рекламой и продвижением товаров и услуг в интернете. Сбор аналитики происходит с использованием специализированных программ и сервисов.

Интернет-маркетинг состоит из нескольких направлений. Для максимального охвата аудитории их рекомендуется комбинировать с учётом возрастных и социальных особенностей потенциальных покупателей.

Направления интернет-маркетинга:

  • SEO — чтобы пользователи легко могли найти товары и услуги в интернете, необходимо провести поисковую оптимизацию сайта. Это комплекс мер, которые поднимают сайт в выдаче на верхние позиции.
  • SEM — из поисковых систем берётся информация о товаре или услуге, которые пользователь искал хотя бы один раз. Маркетолог привязывает полученные данные к запланированным показам контекстной рекламы.
  • E-mail-маркетинг — обычно используется, как инструмент в воронке продаж. С помощью лид-магнита или формы на сайте собираются электронные почты потенциальных клиентов и покупателей, чтобы затем рассылать им письма со скидками, акциями и предложениями.
  • SMM — в социальных сетях найдётся целевая аудитория любого бизнеса. Там же есть набор инструментов для маркетолога: от бесплатного распространения контента до настройки рекламы.
  • Контент-маркетинг — стратегия продвижения бренда через публикацию материалов в блогах, медиа, в личном канале и т.д.
  • Видеомаркетинг — формат коротких роликов легко воспринимается и вызывает интерес зрителя к предлагаемому продукту.
  • Таргетированная реклама — аудиторию в сети можно разделить по заданным параметрам: местоположению, возрасту, интересам. Эксперименты с разными сегментами помогают выбрать лучший из возможных вариантов и увеличить конверсию.
  • Influencer marketing — методика продаж через рекомендации известных блогеров. Преимущество этого способа — большой охват аудитории.

Какие качества и навыки нужны маркетологу

Среди навыков, помогающих маркетологу в работе — способность аналитически мыслить. Специалист умеет не только собирать информацию, но и правильно её интерпретировать, выделять главное, устанавливать логические связи и делать выводы.

Тщательная проверка информации позволяет принимать решения, основываясь на достоверных фактах. Это увеличивает шансы на разработку новой приносящей прибыль стратегии.

Также маркетологу пригодятся:

  • Коммуникативность — в процессе работы требуется постоянно общаться с клиентами и коллегами. Нужно уметь чётко формулировать и доносить до собеседника свои мысли.
  • Креативность — нестандартные способы решать маркетинговые задачи помогают в продвижении.
  • Умение организовывать и планировать — маркетолог работает с большим объёмом данных и должен уметь распределять ресурсы и время.
  • Знание принципов работы популярных социальных сетей, настройки и проведения рекламных кампаний.
  • Готовность обучаться и совершенствоваться в профессии. Например, изучать сквозную аналитику, то есть отслеживание всех этапов пути клиента: от подачи заявки до покупки.

Перечень требуемых навыков зависит от выбранной специализации. Интернет-маркетолог глубже изучает специфику продвижения услуг и товаров в сети. Ресёчер сконцентрирован на взаимодействии с целевой аудиторией. Корпоративный маркетолог погружен во внутренние процессы, происходящие в компании.

Карьера, график работы, зарплата

Карьерный рост маркетолога зависит от его навыков и опыта работы. На старте можно устроиться в крупную компанию или в агентство. В первом случае работа будет более спокойной и размеренной, во втором — вы будете задействованы в нескольких проектах одновременно и придётся быстро переключаться между задачами. Тем, кто хочет максимальной творческой свободы, рекомендуется устроиться в стартап. В таких проектах решения принимаются быстро, маркетолог может попробовать себя в нескольких сферах, не требуется длительных согласований для практического внедрения сделанных предложений.

Заработная плата определяется в зависимости от объема и сложности выполняемых задач. По данным hh.ru интернет маркетолог в Москве в 2023 году зарабатывал 70 000 рублей в месяц, а бренд-менеджер — 100 000 рублей.

Как освоить профессию с нуля

Многие успешно осваивают маркетинг самостоятельно. Начинать лучше с чтения профильной литературы. Книги по основам маркетинга помогут новичку запомнить базовые термины. Многие известные маркетологи пишут о своём опыте, рассказывают об интересных кейсах и нестандартных подходах.

Прохождение практического курса поможет не только закрепить знание теории, но и получить портфолио с кейсами. Если вам трудно заниматься изучением маркетинга самостоятельно и требуется дополнительная поддержка при обучении — выбирайте курс с наставничеством.

Изучите имеющиеся вакансии. Многие компании предлагают стажировку или должность помощника маркетолога. Такой вариант предназначен именно новичкам. Сложных задач в первые месяцы вам не поручат, а реальный опыт работы и понимание специфики того, чем предстоит заниматься — получите.