Я когда-то написал статью, которая привлекла к себе внимание специалистов. Или "специалистов".
В ней, в частности, мною был предложен прием, для занятий в такими детьми. Вот тут можно взглянуть:
Естественно, я размышлял на данную тему, как педагог и, в первую очередь, как воспитатель. Делая довольно логичные на мой взгляд выводы. Например, о том, что сегодня каждый второй любит навешивать СДВГ-ярлык на неудобного ребенка, утверждая, что он "с диагнозом" (реально слышанная мною несколько раз фраза). Или о том, что по-настоящему серьезных, академических исследований на эту тему мало вообще и тем более мало в нашей стране. Там были и другие мои утверждения и предположения, но с ними – кому интересно – можно ознакомиться в указанной статье.
Там же можно ознакомиться и с комментариями, которые оставляли пришлые читатели.
И вот, спустя время, у меня появилась возможность задать уточняющие вопросы человеку, которого я считаю специалистом "до донышка". И в квалификации которого уверен.
Прочитав эту статью, я решил, что сравнив ее с моей каждый сможет сделать выводы самостоятельно. И, по большому счету, мне все равно – подтвердит ли этот "каждый" мою правоту или правоту комментаторов. Сомневаюсь, что кому-то вообще это нужно. А вот такое супер-квалифицированное мнение будет важно людям.
Поэтому размещаю у себя половину этого текста, заканчивая ссылкой на оригинал. Да и на канал рекомендую подписаться. Начинаем!
"Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Запрос нашего подписчика:
СДВГ. Основные зарубежные научные труды, основные отечественные научные труды. Главные положения тех и тех. Есть ли "ложный" СДВГ, когда диагноз ставит кто попало кому попало. Как отличить его от истинного, если он есть. Каковы особенности работы с такими детьми?
Вопрос, надо сказать, основательный! Настолько, что сложно сказать, с какой стороны к нему подступиться!
Давайте попробуем хотя бы поверхностно разобраться в проблематике.
Во-первых, стоит отметить, что в классификациях МКБ-10, МКБ-11 (международная классификация болезней 10 и 11 пересмотров) и DSM-5 (диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5 издания) этот диагноз имеет код, а, значит, научное сообщество признает наличие расстройства как такового. Это замечание важное, поскольку уже лет 50 длится бесконечный холивар: СДВГ - миф или реальность?
Во-вторых, клиническая картина, характерная для СДВГ, может быть частью (или даже полностью совпадать!) клинической картины другого синдрома.
Логично, что третье - это трудности дифференциальной диагностики. Действительно, нет сколько-нибудь достоверных инструментальных или количественных методов диагностики СДВГ: нет специальных тестов, так же как и нет специфических изменений мозговых структур, характерных для этого синдрома. В то время как люди с нарушением внимания, гипердинамической симптоматикой и импульсивностью очень даже есть! Поэтому врачи ставят диагноз на основании наличия определённого количества критериев из диагностического списка (из МКБ-10, DSM-5). Добываются эти критерии с помощью наблюдения и/или анкетирования и должны иметь устойчивый характер (проявляться в различных ситуациях, присутствовать не менее полугода). Но в любом случае диагноз носит оттенок субъективности, поскольку в каждом случае разные врачи могут прийти к отличающимся выводам.
Отдельно стоит упомянуть, что такие симптомы, как недостаточная концентрация внимания, двигательная и эмоциональная растороможенность, импульсивность, истощаемость являются критериями огромного количества психических расстройств и состояний. А значит могут являться как первичными нарушениями (например, вследствие недоразвития функций лобных корковых структур (не самой лобной коры!), отвечающих за программирование и контроль и тогда, возможно, это СДВГ), так и вторичными (например, при умственных отклонениях, расстройствах личности и т.д.).
Не стоит забывать и о так называемой педагогической запущенности. Строго говоря, в классическом виде она сегодня встречается довольно редко. Однако, если жизнь не структурирована извне (не соблюдается режим, ребенок делает что хочет и когда ему вздумается, родитель выступает не в роли доминантного заботливого взрослого, а как средство достижения цели), неудивительно, что ребенок не будет уметь контролировать свое поведение и эмоциональные проявления, вряд ли преуспеет в учебе. Что внешне достаточно похоже на СДВГ.
Последнее, на что важно обратить внимание - это "выздоровление". Функции мозга могут доразвиться, а сам человек может приспособиться к своим особенностям и стать вполне успешным, имея диагноз СДВГ во взрослом возрасте. В фундаменте личности синдром так и останется, однако внешне будет незаметен или игнорироваться на фоне адаптации к жизни.
Как вы поняли, это только верхушка айсберга, до основания которого мы и близко не добрались.
Но что важно знать.
1. СДВГ - это функциональное нарушение, структурных изменений мозга на мрт или ээг достоверно выявить не удастся. То есть, мы имеем дело с недозревшими функциями внимания, программирования и контроля, эмоциональной и двигательной лабильностью (подвижностью).
2. Вне зависимости от наличия диагноза, наблюдаемые симптомы влияют на психологический портрет человека. Не определяют его, но влияют. Именно поэтому устанавливать (или избегать) диагноз важно, но ещё важнее прямо сейчас начать попытки организовать все сферы жизни ребенка. В тот момент, когда дозреют функции или он научится жить со своими особенностями, человек уже будет адаптирован к жизни, знать её правила, уметь себя обслуживать.
Как это выглядит на практике..."
Продолжение можно прочесть тут. Рекомендую!
Ликбез для учителей (делюсь собственными наработками и приёмами).
Ликбез для родителей (рассказываю, как решал проблемы с дочерью).
Экстремальная педагогика (педагогическое исследование).
Все о безопасности детей от ОБЖшника.
"Восточный фронт" (книга о том, как я работал в школах; говорят, неплохо).
Вторая книга "Восточный фронт" (пробую писать продолжение).
Всё о детской травле (больше и глубже о ней вы не прочтете нигде).
Рассказы (их не много и они все на тему участия в СВО).
Новости образования.
Анатомия ЕГЭ в лицах (о тех, кто разваливал советское образование).