Вот и начались занятия в училище. Нет-нет-нет! До занятий ещё далеко! В 7:00 подъём и зарядка!
Что она из себя представляла? Всё довольно просто: построение в рабочей форме без верха, потому что было тепло. Потом поход строем до ближайшего сквера под названием Дюковский парк и 3-5 км бегом.
А бывало, что и по территории экипажа, потому что поступали жалобы из парка. Потом какие-то элементарные упражнения и обязательные 30 отжиманий. Если со всем все более-менее справлялись, то отжимания первые недели почти всем давались с трудом. Но деваться было некуда - приходилось делать до тех пор пока не получалось.
Основная масса новоиспечённых курсантов были "мамиными сладкими пирожками". То есть хилыми доходягами. Я исключением не был. Но небольшая часть из нашей роты были люди "в годах", как нам тогда казалось. Это сейчас я понимаю, что разница была всего в несколько лет, но у них за плечами уже была служба в армии или на флоте. Вот как раз из них наши командиры рот из кадровых морских офицеров назначали своих замов и командиров взводов. Всё, собственно, на основе армейских порядков. Ну, разве что чуть не так строго - можно было запросто слинять в самоволку, используя дыру в заборе.
После зарядки все возвращались на наш 9-й этаж. Кто похитрее и шустрее, на лифте, остальные пешком по лестнице. Умывались-одевались и опять в строй на завтрак.
Еда! Боже, как много значило это слово для молодого организма! Но не всё было так просто.
Строем доходили до столовой. Ждали своей очереди на вход. По команде заходили, садились за свои длинные столы и через 10 минут звучала команда "Рота подъём". Как говорится, кто не успел, тот опоздал. С тех пор я очень быстро ем и не могу отвыкнуть. Даже в ресторанах.
А теперь собственно про еду. Нам с голодухи ничего не казалось несъедобным. Было ощущение, что могли переварить случайно проглоченную алюминиевую ложку. А вилки... У вилок специально отгинали крайные зубцы, чтобы за раз можно было больше загрести еды. Но всё же что-то из еды запомнилось!
Первое - по праздникам и выходным, как и в армии, давали по одному варёному яйцу. Это был деликатес! Обожаю до сих пор. В остальном - картошка, макароны и рис со следами мяса, а то и только с одними острыми костями вперемешку. Мясо доставалось по большей части офицерам. Они принимали пищу в отдельном помещении, но мы-то знали, чем их кормили.
Откуда, спросите вы? Да всё просто - было за счастье попасть в наряд на продуктовый склад! И на этом складе хранили и отгружали то, что шло в столовую. Там было всё, и банки с тушёнкой, и брикеты замороженных бычков без головы, и какие-то совершенно неизвестные в то время продукты. Нам оставалось только нервно сглатывать слюну.
Ладно, хорош про еду. Думаю, с этим всё понятно.
После завтрака опять строем шли в сторону учебного корпуса на Дидрихсона 8.
Занятия продолжались до обеда. Потом возвращались в экипаж, обедали и было немного времени на самоподготовку или на дополнительные занятия на территории экипажа или в учебном корпусе. Например, на втором курсе мы проходили лёгководолазную подготовку - в экипаже имелся небольшой бассейн глубиной 10 метров, в который мы погружались.
Был забавный случай, связанный как раз с этими занятиями. У нас военной специальностью были подводные лодки. Теорию мы изучали на военной кафедре в учебном корпусе, а практику в том числе осваивали и в этом бассейне - был такой курс по лёгководолазной подготовке. Погружались в бассейн и ходили по его дну. Прикольно!
Но чтобы не тратить много времени на одевание, нам на роту для тренировки дали пару рыжих лёгководолазных костюмов, которые использовались на подводных лодках. Ну, страшная вещь, надо сказать! Даже днём и без свинцовых ботинок. Под него надевали бельё из верблюжьей шерсти, чтобы было тепло в воде.
Но просто облачаться это же не интересно! Поэтому кто-то из ребят догадался в костюме выбраться поздним вечером через дыру в заборе на Слободку и прогуливаться между частными домами. Ему, наверно, было весело смотреть, как шарахаются в разные стороны богобоязненные старушки от этого рыжего чудища.
Но кто-то из них пожаловался нашим командирам, и виновника этого безобразия наказали. Уж не помню как, потому что наказаний у нас было не такое уж большое разнообразие. Скорее всего, нарядом вне очереди. Куда-нибудь в кошмар, типа кухни или столовой.
Но это было чуть позже. А в первые месяцы учёбы мы пытались освоиться с новым состоянием. Привыкали ко всему - к распорядку дня, к питанию, к одежде, то есть форме.
А она была двух разновидностей - рабочая (роба) и парадная. Выдавали её почти под размер в начале каждого года. Робу особо никто и не пытался как-то подгонять под свой размер, а вот с парадной формой дела обстояли иначе.
На первом этаже одного из корпусов располагалась небольшая мастерская одного старого еврея. За небольшую плату он подгонял форму под размер владельца. 1975-й год выдался для него очень рыбным! В моде были брюки-клёш! За то, чтобы расклешить стандартную форму, он брал уже достаточно приличные деньги. На том и жил.
Но отдельная песня это обувь! Парадные ботинки особых нареканий не вызывали. Главное - их разносить. А вот рабочие...
Уж думал, что не найду на просторах интернета. Нашёл очень похожие, разве что нос у наших был без пупырышек! Вот они! Представляю - рабочие ботинки моряка. Или по простому - гады. Честно сказать, обувь неубиваемая. Стирались только каблуки, особенно у тех, кто привык шаркать ногами. Но вторые на год никто выдавать не собирался, поэтому все вырабатывали нешаркающую походку, чтобы как-то продлить их жизнь.
А это было совсем не просто - вес у них был приличный. Иногда казалось, что если запустить таким вот в голову, то можно запросто её снести или оставить дыру в стене, если промахнуться. Это вам не лёгкие кроссовки. Но при всех своих недостатках через пару недель они принимали форму ноги владельца и уже не доставляли никаких неудобств, кроме вони.
О вони... Жили мы в десятиместных комнатах, по морскому - кубриках. В обе стороны от входной двери располагались встроенные шкафчики (рундуки) по числу мест в кубрике, а по обеим сторонам по пять железных коек с ужасными пружинными сетками, которым не помогали накинутые сверху матрасы. И обязательно на десять человек находились один-два с ужасно пахучими ногами, которые в тёплое время года высовывались из-под одеяла! Ночью да в закрытом помещении мы могли спать только с учётом смертельной усталости днём. Но всё же иногда боролись с владельцами такой вони.
Нет, поджигать во сне бумажку, вставленную между пальцами ног, был не наш метод. А вот вытащить кровать вместе с владельцем в коридор или ещё лучше - в туалет, это было само то! Смертельно усталый человек таких перемещений обычно не замечал. Уверяю - одного такого сеанса хватало, и человек начинал усиленно мыть ноги два, а то и три раза в день. Так что это всё лечится просто - проверено на опыте.
Да, забыл написать ещё вот про что. У нас был график нарядов. Что это значило? Мы везде обслуживали себя сами, начиная от проходной и дневального в роте на этаже и кончая самым жутким нарядом на кухню (камбуз).
Каждый день, кажется, в 17:00 на плацу строились все, кто заступал в наряды со всех рот. И каждый раз дежурный офицер проводил инструктаж. Особо мне запомнился капитан третьего ранга по фамилии Апушкин (или Опушкин - уже не помню). Он с таким упоением рапортовал перед строем: "Сегодня заступаю в наряд я, капитан третьего ранга А--пушкин!" Именно с таким интервалом)) Что всегда вызывало небольшой и незаметный смех в рядах заступающих в наряд курсантов...
А в это время обычно на плацу трахались бродячие собаки, собирающиеся в надежде что-то урвать из столовой после ужина... Короче, жили мы весело))
День завершался в 22:00 построением на этаже для вечерней поверки.
При подготовке статьи нашёл в интернете фото, которое делал сам, поэтому меня там нет:
Вот они, мои хорошие! Группа 168 рота 15А. Сначала не мог вспомнить по именам и фамилиям половину ребят, а потом нашёл их выпускной альбом в 1981-м.
Как жаль, что так всё вышло. Но, возможно, таким образом судьба решила меня спасти. Не знаю. Кто-то из них уже умер. Вот, например, третий справа во втором ряду, Коля Цыхманов, сильный и добрый человек, мастер спорта по борьбе. Умер от инфаркта дома. Уже давно. Все были в шоке. Многие уже давно имеют квалификацию капитана дальнего плавания, а кто-то не стал работать по специальности. С кем-то я долго переписывался, но лет 10 назад всё стало постепенно затихать. Агрессивная украинская пропаганда с 2014-го года сделала своё дело - даже ребята родом из средней полосы России стали верить в то, что Россия враг. Ладно, надеюсь, когда-то всё встанет на свои места, и удастся съездить хоть на денёк в мой любимый город Одессу с двумя "с".
Продолжение
Но это ещё не всё про учёбу! Что было дальше, напишу в следующий раз.
Буду рад, если подпишитесь на мой канал! Будет ещё много интересного.
Спасибо за просмотр!
Все статьи "Записки матроса первого класса"
#одесса #овиму #мореходка #море #мечта #учёба