Найти в Дзене

Обзор малотоннажки Dongfeng K33-561. Сможет ли он потеснить российские бренды?

Оглавление
Изображение с сайта https://dongfengmsk.ru/ Официальный дилер DFM
Изображение с сайта https://dongfengmsk.ru/ Официальный дилер DFM

Китайские производители малотоннажного коммерческого транспорта стали присматриваться к рынку РФ после ухода западных компаний. Пока что спрос в этом сегменте удовлетворяется за счет подержанной импортной техники, параллельного импорта и отечественных моделей. Но может ли вывод малотоннажных грузовиков КНР изменить расстановку сил, и какие перспективы у российского автопрома?

Китайский производитель Dongfeng Motor выводит на рынок РФ цельнометаллический фургон Dongfeng K33-561 с полукапотной компоновкой и передним приводом, попадающий в категорию LCV (малотоннажки). Дистрибьютор намерен переоборудовать автомобиль с изменением массы под категорию В (до 3,5 т). На модель уже есть российский ОТТС, то есть одобрение типа транспортного средства — сертификат, подтверждающий законность и безопасность автомобилей, которые ранее не использовались в конкретной стране. Импортировать ее будут в готовом виде из Китая.

Китайский бренд Dongfeng Motor уже давно пытается занять свое место под солнцем на российском рынке автотранспорта. Еще 20 лет назад флагман рынка спецтехники КНР — Dongfeng DFH4180 GX Series — попал в Россию, но смог себя проявить только в 2023 году, оказавшись качественным аналогом европейским магистральным грузовикам.

Ситуация на рынке LCV машин в России

Рынок малотоннажного транспорта (LCV) — индикатор, указывающий на состояние экономики страны, ее малого и среднего бизнеса. Ведь доля частных клиентов и мелких предприятий в этом сегменте выше, чем в грузовиках и автобусах, отмечает Олег Марков, генеральный директор «Современных транспортных технологий».

Российский рынок LCV сейчас пока переживает кризис вместе с индивидуальными предпринимателями, считает Виктор Пушкарев из «АВТОСТАТ». Когда начнет восстанавливаться малый бизнес, тогда стоит ждать и роста LCV.

Осложняет ситуацию уход локализованных зарубежных брендов, таких как Ford и Stellantis, и отсутствие альтернатив им. Раньше традиционно примерно 50% спроса покрывал ГАЗ, остальное делили между собой УАЗ и иностранные бренды. Но сейчас отечественный автопром сократил объемы производства из-за трудностей в цепочке поставок комплектующих и деталей, которые идут параллельным импортом.

Насколько Китаю интересен российский рынок LCV

После ухода западных брендов многие китайские компании всерьез стали задумываться о локализации производства в России. Например, популярностью пользуется техника SITRAK и FAW. Производители из КНР постепенно начинают оформлять ОТТС на новые модели. Это может повысить доступность техники, а значит и продажи. Стоит ли ожидать захвата рынка РФ «китайцами»?

Доля компаний из КНР в российском LCV мала и составляет примерно 2%, хотя у Китая есть свои профильные бренды — Wuling, Changan, Foton. Но для конкуренции с ГАЗ и УАЗ им придется: сформировать торгово-сервисные сети в РФ, локализовать производство и обеспечивать поставку запчастей. Но главное — адаптировать свои машины под условия работы в России. Учитывая, что рынок LCV в РФ небольшой (особенно в сравнении с легковыми авто), то прикладывать столько усилий и затрат невыгодно.

Поэтому, скорее всего, китайские производители легкого коммерческого транспорта пока не сильно рвутся на рынок РФ. Продавать мало неинтересно, а продавать много не получится из-за емкости рынка, считает Олег Марков из «Современных транспортных технологий».

Положение дел может измениться, когда начнется общее восстановление экономики РФ и рост рынка малотоннажек. Тогда и у «китайцев» появится больше интереса к нему.

Предположения и прогнозы по рынку LCV в РФ

Рынок LCV — родной для «Группы ГАЗ», поэтому она его не отдаст, и, вероятно, доля бренда будет 45-50%, предполагает Александр Цыпин, генеральный директор «БВГ». УАЗ заберет себе 10-15% рынка, еще 10%, скорее всего, займет «СОЛЛЕРС» благодаря локализации китайских моделей JAC. Также не исключено, что определенную долю LCV займет АВТОВАЗ, но какой она будет, пока трудно сказать.

Кстати, компания «СОЛЛЕРС» — перспективный бренд, который сможет поставлять на российский рынок локализованные машины из КНР. В свое время им удалось проделать хорошую работу с Ford Transit, а сейчас они занимаются JAC — цельнометаллическими аналогами «ГАЗелей».

Раньше за сектор LCV в РФ отвечали дистрибьюторы легковых автомобилей, но это не было одним из приоритетных направлений. В нынешних условиях эта доля рынка может начать активно развиваться, если ей займутся дистрибьюторы тяжелой грузовой техники. У них есть отлаженная система продаж с фокусом на В2В-сегмент и широкая база клиентов.