БЕРЕЖЛИВАЯ АНАЛИТИКА - (перевод глав из книги - Lean Analytics: Use Data to Build a Better Startup Faster).
Глава 1: Мы Все Лжецы
Давай посмотрим правде в глаза: ты бредишь.
Мы все бредим — некоторые больше, чем другие. Предприниматели - самые бредовые из всех. Предприниматели особенно хороши в том, чтобы лгать самим себе.
Ложь может быть даже необходимым условием успеха для предпринимателя — в конце концов, вам нужно убедить других в том, что что-то является правдой, при отсутствии веских доказательств. Вам нужны верующие, которые совершат прыжок веры вместе с вами.
Как предпринимателю, вам нужно жить в полубредовом состоянии просто для того, чтобы пережить неизбежную поездку на американских горках, связанных с управлением вашим стартапом. Маленькая ложь очень важна. Она создает поле искажения вашей реальности. Она являются необходимой частью того, чтобы быть предпринимателем. Но если вы начнете верить в свою собственную "ложь", вы не выживете. Вы зайдете слишком далеко в созданный вами пузырь и не выйдете, пока не ударитесь о стену — сильно — и этот пузырь не лопнет. Вам нужно лгать самому себе, но не до такой степени, чтобы подвергать опасности свой бизнес.
Вот тут-то и появляются данные. Ваши заблуждения, какими бы убедительными они ни были, увянут в суровом свете данных. Аналитика - необходимый противовес лжи. Более того, обучение, основанное на данных, является краеугольным камнем успеха стартапов. Это способ узнать, что работает, и перейти к нужному продукту и рынку до того, как закончатся деньги.
Мы не утверждаем, что внутренний инстинкт - это плохо.
Инстинкты - это вдохновение, и вам нужно прислушиваться к своей интуиции и полагаться на нее на протяжении всего пути стартапа.
Мужество и интуиция имеют значение, но вы просто должны его проверить. Инстинкты - это эксперименты, а данные являются доказательством.
"Движение" Бережливый Стартап
Инновации — это тяжелая работа, более тяжелая, чем думает большинство людей. Это верно независимо от того, являетесь ли вы стартапом-одиночкой, пытающимся разрушить отрасль, или сотрудником, бросающим вызов статус-кво, атакующим корпоративные ветряные мельницы и обходящим бюрократические заграждения.
Мы понимаем это. Предпринимательство - это безумие, граничащее с абсурдом.
Бережливый стартап обеспечивает основу, с помощью которой вы можете более тщательно подходить к созданию чего-то нового. Бережливый стартап обеспечивает большую дозу интеллектуальной честности.
Следуя модели бережливого производства, лгать становится все труднее, особенно самому себе. Есть причина, по которой движение бережливых стартапов набрало обороты именно сейчас.
Мы находимся в эпицентре фундаментального сдвига в том, как строятся компании. Создать первую версию чего-либо исчезающе дешево. Облачные сервисы, социальные сети - бесплатны. Конкурсное исследование проводится бесплатно. Даже выставление счетов и транзакции бесплатны.*
Мы живем в цифровом мире, и "биты" ничего не стоят. Это означает, что вы можете создать что-то, измерить его эффект и извлечь из этого уроки, чтобы в следующий раз создать что-то лучше.
Вы можете быстро выполнить итерацию, определиться, следует ли вам удвоить свою усилия или отказаться и перейти к следующей. И вот тут-то на помощь приходит аналитика. Обучение не происходит случайно. Это неотъемлемая часть бережливого процесса. Гуру менеджмента и писатель Питер Друкер, как известно, заметил:
“Если вы не можете это измерить, значит вы не можете этим управлять”.
Нигде это не проявляется так верно, как в модели бережливого производства, где успешные предприниматели создают продукт, стратегию выхода на рынок и системы, с помощью которых можно узнать, чего хотят клиенты - параллельно.
Проделываю Дыру В Вашем Поле Искажения Реальности
Большинство предпринимателей терпели крах, как правило, не один раз. Если вас регулярно не побеждали, вы, вероятно, делаете это неправильно и не идете на тот риск, который необходим для достижения большого успеха.
Но на американских горках стартапа есть момент, когда все сходит с рельсов. Это реальный провал. Осталось сделать совсем немного, кроме как отключить веб-сайт и закрыть банковский счет. Вы подавлены, трудности слишком велики, и все кончено. Ты потерпел неудачу. Задолго до фактического схода с рельсов вы знали, что это произойдет.
Но тогда ваше поле искажения реальности было достаточно сильным, чтобы поддерживать вас и двигаться вперед на вере . В результате вы врезаетесь в стену со скоростью миллион миль в час, потому что все это время обманывали себя.
Мы не оспариваем важность поля искажения реальности, но мы действительно хотим проделать в нем несколько дыр. Надеюсь, в результате вы вовремя увидите сход с рельсов, и сможете избежать его. Мы хотим, чтобы вы меньше полагались на свое поле искажения реальности и больше полагались на бережливую аналитику.
Пример от AirBnB: Фотография — Рост внутри роста
Airbnb - это невероятная история успеха. Всего за несколько лет компания стала лидером туристической индустрии, предоставляя путешественникам альтернативу отелям, а частным лицам, у которых есть комнаты, квартиры или дома для сдачи в аренду - новый источник дохода.
В 2012 году путешественники забронировали более 5 миллионов ночей с помощью сервиса Airbnb.
Но все начиналось с малого, и его основатели — приверженцы концепции бережливого стартапа — применяли очень методичный подход к своему успеху.
На SXSW 2012 Джо Заде, руководитель отдела продуктов Airbnb, поделился частью удивительной истории компании. Он сосредоточился на одном аспекте своего бизнеса: профессиональной фотографии.
Все началось с гипотезы: “Арендодатели с профессиональной фотографией получат больше прибыли, поэтому подпишутся на профессиональную фотосъемку в качестве услуги”.
Вот тут-то и проявились внутренние инстинкты основателей: у них было ощущение, что профессиональная фотография поможет их бизнесу. Но вместо того, чтобы внедрять это напрямую, они создали минимально жизнеспособный продукт - Concierge (MVP), чтобы быстро проверить свою гипотезу.
Что Такое Консьерж MVP?
Минимально жизнеспособный продукт - это самая маленькая вещь, которую вы можете создать, которая создаст ту ценность, которую вы обещали своему рынку.
Но нигде в этом определении не сказано, какая часть этого предложения должна быть реальной. Например, если вы рассматриваете возможность создания сервиса совместного использования поездок, вы можете попробовать соединить водителей и пассажиров старомодным способом: вручную. Это подход консьержа.
Компания признает, что иногда создание продукта — даже минимального — не стоит вложений. Риск, который вы исследуете, заключается в следующем: “Будут ли люди соглашаться на такого типа поездки?”
Это явно не вопрос: “Могу ли я создать программное обеспечение, соответствующее требованиям водителей и пассажиров?”
MVP консьержа не будет масштабироваться, но главное в краткосрочной перспективе реализовать это быстро и просто. Теперь, когда запустить стартап дешево и даже бесплатно, по-настоящему дефицитным ресурсом является внимание. Подход консьержа, при котором вы выполняете работу за кулисами для первых нескольких клиентов, позволяет вам проверить, реальна ли потребность. Это также помогает вам понять, какие вещи люди действительно используют, и усовершенствовать ваш процесс, прежде чем писать строку кода или нанимать отдельного сотрудника.
Первоначальные тесты MVP Airbnb показали, что профессионально сфотографированные объявления получили в два-три раза больше бронирований, чем в среднем по рынку.
Это подтвердило первую гипотезу основателей. И оказалось, что хозяева были в диком восторге от предложения Airbnb сделать для них эти фотографии.
В середине-конце 2011 года у Airbnb было 20 фотографов, которые делали снимки для хозяев - примерно в тот же период времени, когда мы наблюдаем пресловутый рост числа забронированных ночей по принципу “хоккейной клюшки”, показанный на рисунке.
Airbnb продолжила эксперименты. Это фотографии с водяными знаками для придания аутентичности. Это заставило службу поддержки клиентов предлагать профессиональную фотосъемку в качестве услуги, когда звонили арендаторы или потенциальные арендаторы. Это повысило требования к качеству фотографий. На каждом этапе компания оценивала результаты и корректировала их по мере необходимости. Ключевым показателем, который отслеживал Airbnb, было количество съемок в месяц, потому что компания уже доказала своим консьержем MVP, что чем больше профессиональных фотографий, тем больше бронирований. К февралю 2012 года Airbnb проводил почти 5000 съемок в месяц и продолжал ускорять рост программы профессиональной фотосъемки.
Итого
- У команды Airbnb было предчувствие, что более качественные фотографии увеличат арендную плату.
- Они протестировали идею с MVP консьержа, приложив как можно меньше усилий к тестированию, которое дало бы им достоверные результаты.
- Когда эксперимент показал хорошие результаты, они собрали необходимые компоненты и распространили их среди всех клиентов.
Извлеченные Уроки Аналитики
Иногда рост происходит за счет того аспекта вашего бизнеса, которого вы не ожидаете. Когда вы решите, что нашли стоящую идею, решите, как быстро протестировать ее с минимальными вложениями.
Заранее определите, как выглядит успех, и знайте, что вы собираетесь делать, если ваша догадка верна. Бережливое производство - отличный способ построения бизнеса. А аналитика гарантирует, что вы будете собирать и анализировать данные. И то, и другое коренным образом меняет ваше представление о создании и развитии компании.
И то, и другое — это больше, чем процессы, это менталитет. Бережливое аналитическое мышление заключается в том, чтобы задавать правильные вопросы и фокусироваться на одном ключевом показателе, который приведет к желаемым изменениям.