Сегодня в Российском культурном центре в Пекине подписано трехстороннее соглашение между нашим музеем, Пекинской художественной компанией «Синьсинши» и Фондом поддержки социальных инициатив Газпрома. Предмет соглашения – воссоздание настенных лаковых панно для Китайского зала в Зубовском флигеле Екатерининского дворца, где продолжается возрождение личных комнат Екатерины II. Их великолепное убранство было полностью утрачено во время Великой Отечественной войны. Эти работы проводятся в ходе масштабного реставрационного проекта «Екатерина II. Личное пространство», который стартовал в 2019 году. Его реализация стала возможна и проходит при поддержке ПАО «Газпром».
Соглашение подписали: директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова; председатель совета директоров Пекинской художественной компании «Синьсинши» Хань Цзямин; генеральный директор Фонда поддержки социальных инициатив Газпрома Владимир Приймак.
Личные апартаменты императрицы Екатерины II в Екатерининском дворце – шедевр эпохи классицизма конца XVIII века, созданный Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги. Отделку восьми интерьеров – Китайского и Купольного залов, Синего (Табакерки), Серебряного и Зеркального кабинетов, Опочивальни, Рафаэлевской и Туалетной комнат спустя два с половиной века после их создания возрождают российские реставраторы.
Китайский зал – самый большой по площади среди личных покоев императрицы в Зубовском флигеле, его стены украшали лаковые панно. Реставрационный совет музея обратился к китайским специалистам, которые не утратили секреты традиционных технологий. По предоставленным музеем аналогам – сохранившимся панно XVIII века из Китайского театра – компания «Синьсинши» изготовила в 2022 году в традиционной технике китайской лаковой живописи два панно. Одно – в технике «куанцай»: панно полихромного резного лака или, как его называли в Европе, коромандельского лака. Второе – в технике «мяоцзинь»: чёрного лака с росписью золотым.
Реставрационный совет музея принял выполненную работу. На основании пилотных образцов было принято решение заказать изготовление всех настенных лаковых панелей Китайского зала (всего – 155) китайским мастерам. По оценкам китайской стороны, для этой работы потребуется 700 дней.
Китайский зал – самый большой среди личных покоев императрицы в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Он представлял собой своеобразный музей, где были собраны уникальные коллекции из китайских, японских и монгольских предметов искусства из лака, фарфора, металла, дерева и кости. Модную китайскую тему автор интерьера Камерон интерпретировал, используя в украшении зала как подлинные предметы восточного искусства, так и изделия в стиле «шинуазри»: камин, мебель, осветительные приборы были выполнены по его проекту. Стены Китайского зала украшали лаковые панно из Китая. В середине XIX века архитектор Ипполит Монигетти изменил архитектурное убранство зала, сохранив при этом наиболее интересные экспонаты – покрытые тонкой резьбой ручной работы коробочки и вазы красного пекинского лака; шахматы из слоновой кости; фарфоровые блюда и вазы; нюхательные флаконы из хрусталя и нефрита; фигурки божков из цветных камней. Вдоль стен были расставлены живые растения и цветы. В Китайском зале статс-секретари ожидали приёма императрицы, чаще всего она принимала в Серебряном кабинете.