АвтоБосс, готовясь к мероприятию международного формата – Итоговому клубу 2023, собирает информацию, проводит интервью со спикерами и лидерами как российского, так и китайского авторынка, и делится со своими читателями.
Вся информация является важным источником и основой для формирования своего видения под задачи будущего. Только актуальная, вовремя полученная информация является двигателем прогресса.
Кто хочет выжить – бегает быстро, собирает и анализирует информацию и действует.
АвтоБосс пригласил VIP спикера - Алексея Маслова - российского востоковеда, специалиста в области духовных, культурных традиций китайской цивилизации, доктора исторических наук, профессора, директора Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова.
Алексей является одним из главных специалистов в области познания Китая. Его взгляд и мнение имеет поистине важное значение, дающее возможность строить прогнозы.
Вашему взгляду мы представляем одно из интервью из открытых источников.
В Китае сейчас происходят интереснейшие переломные процессы, об этом на Зимней зерновой конференции в Белокурихе рассказал Алексей Александрович Маслов, профессор, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова в своем докладе «Особенности работы на агропродовольственных рынках КНР и Юго-Восточной Азии»:
Чем сейчас живет Китай, что изменилось и чего можно ожидать, какие будут отношения с Россией? У нас к Китаю очень чувственное отношение, а у Китая к нам очень прагматичное. У нас отношение иррациональное, базируется на любви или нелюбви к Китаю.
У Китая был четко выстроенный план. Сначала они выстраивали устойчивую модель роста. Государство завоевало доверие народа. Оно обещало, что народ разбогатеет – народ разбогател.
Они провели реформу цен. У них есть государственные цены, регулируемые, свободные. У них растет госдолг, но они не заморачиваются, у них нелиберальная экономика.
Китай тщательно перераспределяет доходы из доходных областей в недоходные. Китай не боится увеличивать денежную массу. Как только увеличивается денежная масса – производство подтягивается за объемом денег.
Проделав всю эту работу, Китай начал строить под себя макроэкономический регион. Китай сначала выходил на разные страны с инвестициями. Присутствие в Африке, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии спасает свою экономику от перегрева. Это классическая неоколониальная схема. Потом возник проект «Пояс и путь».
Следующий этап: достижение научно-технического превосходства. Идея: китайский товарный рынок по причине роста цен теряет темп. Китай решил конкурировать с ЕС, США не на рынке массовой дешевой продукции, а на рынках высоких технологий. Вся промышленность Китая перестраивается на продукцию высоких технологий. Но это не устраивало США.
Китай был частью финансово-промышленной англо-саксонской модели. Но дальше он не может в ней зарабатывать и устойчиво развиваться.
США вкладывали в Китае исключительно в новые производства. Американский бизнес выглядит так: 3-4 американца на предприятие, при этом переобучали китайский менеджмент и инженеров.
Китай же вкладывал в ЕС и США в уже существующие предприятия (92 процента), в известные в мире торговые марки. В этом, кстати, объяснение, почему Китай не вкладывает в Россию. Но модель Дэн Сяопина исчерпала себя. Сейчас у Китая новые вызовы.
На это накладываются ряд факторов: ковид и локдауны, нарушение логистических цепочек, политические риски. Китай не един в плане управления финансовыми потокам. Региональные элиты в Китае очень сильно влияют на ситуацию.
Си Цзиньпинь боролся с региональными рынками – мы видели это на примере «Али бабы». Все ждали либерализации экономики, но они стали закручивать гайки.
У Китая была план: создать свою самостоятельную экономику к 2037-2040, «разойтись» с США. Российские действия поставили Китай перед выбором, а Китай не любит выбирать. Китай за пять тысяч лет не оказывался с такой ситуации. Дискуссия по поводу как развиваться дальше, в Китае была колоссальная. Китай пошел сейчас на размежевание с США – раньше, чем был готов.
В ближайшее время Китай будет заметно трансформироваться с точки зрения структуры экономики – она заметно централизуется: там снова спускают планы, даже на малые и средние предприятия чего не было раньше. Значит ли это, что Китай завалится? Нет. Но меняется структура привлечения инвестиций.
Китайское правительство ставит задачу на увеличение экспорта.
На последней конференции в августе 2023 года – представители китайской ассоциации дилеров рассказали как вырос экспорт относительно прошлых лет.