Последние два года социальные сети стали одной из главный площадок для продвижения малого бизнеса. Чтобы получить клиентов уже давно не нужно раздавать листовки на улицах, вывешивать баннеры на главной площади, достаточно нанять хорошего SMM-специалиста, копирайтера, создать страничку в социальных сетях и начать продвижение. Об актуальных способах развития рассказываю я – журналистка и эксперт по соц. сетям и карьере во фрилансе, автор курса по копирайтингу.
В чем смысл?
Продвижение даёт отличную возможность для развития: бизнес можно масштабировать до огромных размеров. Например, мастер эпиляции благодаря соцсетям может открыть свой салон красоты, а затем целую сеть.
Никто не гарантирует, что ваш бизнес точно выстрелит до огромных масштабов, но увеличить приток клиентов уж точно можно. Рост будет зависеть от количества способов продвижения, материальных вложений, а еще — системности.
Если сегодня вы вложили 50 тысяч рублей, а через месяц ничего, то ждать какого-то сильного результата не стоит. В бюджете компании должна быть заложена определенная сумма для регулярного продвижения, обычно, это 30% от дохода, но можно и 20%. Этой суммы будет достаточно для плавного роста, без резких скачков.
Бесплатные методы
Для того чтобы использовать эти методы, нужно понимать, что вряд ли ими будет заниматься владелец бизнеса. Скорее всего, нужно будет нанимать специально обученных людей: SMM-специалистов, копирайтеров, менеджеров по рекламе, которые возьмут на себя эту часть работы.
Например, SMM-специалист с копирайтером могут начать продвигать бизнес с помощью вирусных роликов. Сейчас практически на каждой платформе есть такой способ продвижения, и благодаря ему можно набирать миллионы просмотров органически, не вкладывая туда ничего кроме ресурсов сотрудников.
Из минусов — не каждый ролик даст результат, важна системность, на 30 видео — может быть только 2-3 удачных. Это нормально, не стоит ожидать, что каждый ролик начнет приносить десятки новых клиентов. Но всё равно этот способ поможет продвинуть абсолютно любой аккаунт.
Например, есть такой цветочный магазин Gala Flower — их ролики набирают миллионы просмотров во многих соцсетях, у них сотни тысячи подписчиков и теперь несколько магазинов в России, в том числе в Москве.
Платные способы
Наиболее актуальные варианты продвижения для любого бизнеса — закупка рекламы у блогеров. Это один из самых эффективных способов «продать конкретный товар» лояльной аудитории.
Из плюсов — вам не нужно набирать собственную аудиторию, прогревать её на покупки, достаточно обратиться к блогеру, которому доверяют подписчики. Важно выбирать такого инфлюенсера, который не берет все подряд на рекламу, так как эффективность такого продвижения будет равна нулю. Аудитория у такого блогера устала от постоянно рекламы и уже никак на неё не реагирует.
Я лично использую именно этот способ для развития своего аккаунта. Вкладываю примерно 30 тысяч рублей каждый месяц — это не так много, но достаточно, чтобы иметь плавный рост. Средняя стоимость подписчика в моей нише (блог про копирайтинг) составляет сейчас 25₽.
Из минусов — можно наткнуться на недобросовестного блогера, который обманывает своих рекламодателей. Например, накручивает себе фейковых подписчиков, и выдает их за живых. Вы платите ему за рекламную площадку, но никто из реальных людей на него не подписан. Так вы теряете свои деньги. В таком случае, лучше всего нанять менеджера по рекламе, который будет анализировать подписчиков в специальных программах, проверять отзывы в закрытых чатах с отзывами, то есть в итоге он сэкономит ваши деньги и нервы.
Стоимость работы такого специалиста обычно составляет фикс от 15 тысяч рублей в месяц плюс 15% от суммы рекламы. Уж лучше вложиться в такого специалиста, чем сливать сотни тысяч рублей в блогеров-мошенников.
Из минусов работы с блогерами — возможно, ваши товар/услуги просто не понравятся аудитории, вы не попадете в целевую аудиторию (не тот возраст, не те интересы, не то финансовое положение).
Более того, социальные сети очень часто ведут себя непредсказуемо, у блогера может измениться статистика, упасть количество активных пользователей в момент рекламы, поэтому нужно все эти ситуации проговаривать с инфлюенсером заранее до публикации. Что будет, если вдруг количество просмотров (среднее число пользователей, которые смотрят контент) упадет. Сделает ли блогер дополнительную отметку в другой день? Это всё должны обсуждать либо владельцы бизнеса, либо нанятый ими менеджер по рекламе.
Я всегда заранее обсуждаю, что будет, если у блогера упадет статистика, тогда он мне даёт определенный гарант. Например, если количество просмотров упадет ниже 3000, то он сделает дополнительную отметку.
Еще один способ, о котором бы хотелось рассказать — гивы (это когда группа блогеров разыгрывает среди подписчиков разные призы за подписку). Часто блогеры приглашают разных рекламодателей поучаствовать в розыгрыше. Вы им даете товар для конкурса между подписчиками, а они «аудиторию». По факту — к вам придут незаинтересованные в покупке люди, которые хотят просто получить «подарочек». Толку от таких розыгрышей для бизнеса, на самом деле, никакого. Лучше обратиться к закупке рекламы, чем набирать бесполезную аудиторию с помощью гивов.
В помощь
Если вы все же решите на первое время не нанимать специалистов по поиску рекламы (а найти хорошего менеджера не так просто, на самом деле, как кажется), то вам точно пригодятся следующие программы и чаты.
Бот в телеграме @labelup_bot — поможет посмотреть развернутую статистику блогера в «Инстаграме»* запрещенная в России сеть. Там можно увидеть такие показатели, как реальное число подписчиков, есть ли накрутка (боты) и так далее.
https://t.me/otzovik_blogger в этом канале можно почитать отзывы рекламодателей на блогеров. Достаточно вбить в поиске ник, чтобы найти информацию о нем. Я без отзывов никогда не покупаю рекламу, а если вижу негативные — отказываюсь.
https://telemetr.me/?ysclid=llqg3g7icc759606414 - отличный инструмент для проверки телеграм-каналов. Там можно посмотреть реальную активность аудитории, не попал ли канал в черный список (а значит, он накручен ботами), насколько была эффективна реклама других магазинов/каналов.
Кому это нужно
Один из важных вопрос для любого бизнесмена/эксперта/боогера — точно ли я смогу продвигаться в соцсетях, точно ли мне это подойдет. Конечно, как я и говорила, гарантировать, что именно ваша реклама будет удачной, никто не может. Но если вы хотите роста и развития, то грех в 2023 году не использовать эти способы продвижения. И самое главное — если вы хотите в свою команду хорошего специалиста, лучше нанимать отдельных сотрудников, а не обращаться в агентства (там дороже, и более общий подход к работе с клиентами).