Найти тему

История России: А. Луначарский о советских театрах в 1920-х годах

А. Луначарский и М. Горький, 1927 год. фото из ria.ru
А. Луначарский и М. Горький, 1927 год. фото из ria.ru

Вспомним малоизвестное мнение народного комиссара просвещения Советского Союза А. Луначарского о уровне и развитии культуры в стране в 1920-х годах.

Октябрьская революция 1917 года

В июне 1927 году сразу после возвращения народного комиссара просвещения Советского Союза А. Луначарского из очередной зарубежной командировки во Францию, корреспонденты различных иностранных газет и журналов посетили его и задали ряд вопросов касающихся развития советской культуры, и в частности советского театра.

Особый интерес у представителей иностранной прессы вызвал репертуар советских академических театров накануне юбилея - десятилетия Октябрьской революции 1917 года. Народный комиссар просвещения Луначарский заверил корреспондентов, что репертуарный план академических театров давно установлен, и театры в свою очередь, с глубоким пониманием отнеслись к данному юбилею государственного масштаба и собрались его отметить соответствующими спектаклями. Для этого некоторые театры взяли материал из старого классического репертуара, так Московский Художественный Академический Театр наметил постановку пьесы Ромена Роллана "Взятие Бастилии".

Но большая часть советских театров конечно будет ставить специально заказанные пьесы. Лично для А. Луначарского была очень удачной мысль о постановке в Большом Мариинском театре батально- исторической пьесы " Взятие Перекопа".

Гастроли иностранных театров в СССР и советских театров за рубежом

По словам Луначарского, с 1924 по 1927 год заграничными театральными труппами было сделано множество предложении, в том числе французской комедиеи и венской опереттой. Но все эти предложения были отклонены, поскольку их материальные требования были признаны советской стороной непосильными и завышеными. Наиболее важным и приемлемым было признано предложение о обмене театрами Рейнгарда и Мейерхольда. Предполагались также гастроли ленинградской академической оперы на музыкальной выставке во Франкфурте на Майне и на международном театральном празднике в Париже.

Ф. Шаляпин фото из rg.ru
Ф. Шаляпин фото из rg.ru

Состояние советской эстрады

Касаясь вопроса состояния советской эстрады Луначарский отметил огромное значение для советской культуры создания талантливыми и идеологически близкими Советской власти поэтами и музыкантами соответствующего репертуара. Которым артисты эстрады с удовольствием будут пользоваться в дальнейшем, как и так называемыми революционными куплетами и сценками. Но к сожалению, как констатировал сам Луначарский, процент действительно весёлых литературно и политически интересных вещей в этом новом репертуаре пока крайне незначителен.

Естественно легче всего ставились декламационные номера, в которых к услугам исполнителя была как старая, так и новая поэзия. Что касается чисто эстрадных и цирковых номеров то в большинстве случаев эти номера были все еще не на должной высоте.

Ситуация с Ф. Шаляпиным

Комментируя ситуацию с Ф. Шаляпиным, Луначарский отметил что коллегия Народного комиссариата просвещения Советского Союза посчитало правильным поставить перед Шаляпиным требование: во первых, категорически опровергнуть появившееся в июне 1927 года данное заграничным журналистам интервью, во вторых - обязательно приехать в Советский Союз, хотя бы на два-три месяца. В случае не выполнения данных требовании Народный комиссариат просвещения будет вынужден присоединиться к распространившемуся мнению о необходимости лишения Ф. шаляпина звания народного артиста республики.