Несколько раз я был в крупных чатах самопомощи при ПРЛ и часто общение в них содержало две компоненты, которые были похожи независимо от времени и места. Первая - это конфликты, что неудивительно. Сама суть пограничного расстройства подталкивает человека к поиску противостояния с внешним миром, потому что это идеальный способ нахождения границ, которых ты лишен. Второй я хочу посвятить пост. Имя этой темы - таблеточки.
Один из ярких симптомов пограничного расстройства - ужасное внутреннее самочувствие. Человеку невыносимо находиться рядом с самим собой. Каждый пытается решить эту проблему по-разному. Кто-то с головой уходит в отношения, пытаясь раствориться в окружающих и убежать от самого себя в толпе. Кто-то окунается с головой в зависимости самого разного характера: секс, алкоголь, наркотики, опасность и т.д. Кто-то следует завету майора Пэйна и приходит к самоповреждению: ведь нет лучшего способа уйти от внутренней боли, чем замена ее внешней.
В любом случае, каждый из этих способов показывает нам, насколько пограничнику кошмарно чувствовать себя таким какой он есть. И как сильно он хочет найти способ изменить ситуацию любым возможным способом. И вот тут то всех озаряет мысль - найти чудо-таблеточки, после которых станет хорошо и спокойно.
Эта мысль не лишена определенной обоснованности. Например, если у человека депрессивное расстройство, то ему прописывают антидепрессанты и ему становится легче. Он уже не лежит целыми днями в кровати, может как-то жить и работать. А сверху накладывают психотерапию и вот рецепт вроде бы нормальной жизни. Так почему бы пограничнику не пойти тем же путем?
Но будь все так просто, не было бы этих разговоров и бесконечных поисков. Зайдя на официальные источники, вы сможете обнаружить следующий весьма печальный факт: медикаментозное лечение при ПРЛ либо не рекомендуется вовсе, либо применяется для “смягчения симптомов”. Расшифровываю: играют роль в исцелении, аналогичной малиновому варенью и горячему чаю при гриппе - немного скрасить жизнь в ожидании, пока организм борется с болезнью.
Мой опыт следующий - три профессиональных специалиста, у которых я проходил терапию, даже на уровне предположений не рассматривали медикаментозные средства. Причина была всегда одна - бессмысленность и бесполезность.
Но почему для одних таблетки являются основой лечения, а для других - необязательный атрибут? Ответ кроется в природе феномена, который мы называем ПРЛ. Депрессивное расстройство может иметь как чисто биологическую природу (тот же недостаток серотонина и дофамина), так и психогенную, связанную с наличием дисфункциональных убеждений. И то, и другое реально менять фармакологией - либо напрямую подключите человеку дефицитные нейромедиаторы, либо усильте их, чтобы снять внутреннюю зацикленность.
Но ПРЛ вызывается нарушениями в глубоких и сложных психических процессах. Такими, как недостаток внутренних психических границ и контакт с собственным Я. Это не маленькая дыра в стене дома, которую достаточно замазать штукатуркой. Это отсутствие самих стен в доме, из-за которых невозможно укрыться от холода и ветра зимой и палящей жары летом. И попытка лечения таких нарушений таблетками похоже на ситуацию, когда человеку без кожи в качестве решения проблемы предлагают обезболивающее. Да, возможно ему станет немного легче - но как это фундаментально ему поможет?
Я по себе знаю, как желанен идеальный чудо-способ, устраняющий хотя бы часть страданий быстро и просто, особенно когда сам невыносимо устал. Этот внутренний побег от реальности никогда не сможет достигнуть цели и будет продолжаться бесконечно. Но именно остановка и принятие себя и внутренней боли позволяет наконец-то сделать шаг вперед навстречу чему-то иному.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграмме "Цветы для Элджернона"