Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Суммарное превышение всеми водопользователями квот сброса сточных вод в водный объект как основание для отказа

Является ли суммарное превышение всеми водопользователями квот сброса сточных вод в водный объект основанием для отказа в предоставления такого водного объекта в пользование?

Отвечает юрист Центра Пупанов Никита:

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Водного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее — Водный кодекс РФ) , предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.
Согласно ч. 2 вышеуказанной статьи, в иных случаях, кроме предусмотренных ч. 1 данной статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Водного кодекса РФ, физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 11 данного Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, согласно п. 6 ст. 23 Водного кодекса РФ, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2022 г. № 18) (согласно — Правила),  данные Правила устанавливают порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование (далее - водный объект).
В соответствии с п. 2 Правил, Водным кодексом Российской Федерации на основании решений (если иное не предусмотрено ч. 2 и 4 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

  • обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • сброса сточных вод;
  • строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;
  • создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;
  • строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
  • разведки и добычи полезных ископаемых;
  • проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 47 Водного кодекса Российской Федерации;
  • удаления затонувшего имущества;
  • сплава древесины (лесоматериалов);
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства);
  • осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью не более 200 гектаров, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем;
  • осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) на водных объектах с акваторией площадью больше 200 гектаров, образованных до 1980 года водоподпорными сооружениями на водотоках.

Согласно п. 23 Правил, исполнительный орган или орган местного самоуправления в срок не более 11 рабочих дней с даты поступления документов в т.ч. рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, с оценкой их полноты и достоверности, выполняет проверку соответствия указанных заявителем параметров водопользования установленным схемами комплексного использования и охраны водных объектов квотам забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод, а также нормативам допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п. 26 Правил, отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях:

  • непредставление заявителем доработанных документов в течение 5 рабочих дней в соответствии с п. 20 Правил;
  • получен отказ органов, организаций и должностных лиц, указанных в пп. «б» п. 23 данных Правил, в согласовании условий использования водного объекта;
  • несоответствие указанных заявителем параметров водопользования установленным схемами комплексного использования и охраны водных объектов квотам забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод, а также нормативам допустимого воздействия на водные объекты;
  • водный объект, указанный в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, предоставлен в обособленное водопользование;
  • использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • информация о заявителе включена в реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.

Согласно ч. 1 ст. 33 Водного кодекса РФ, схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий в отношении водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.
В соответствии с ч. 3 Водного кодекса РФ, схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:

  • целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем;
  • перечень водохозяйственных мероприятий;
  • водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и представляющие собой расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов);
  • лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности;
  • квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации;
  • основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей;
  • предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Исходя из вышесказанного, несоответствие указанных заявителем параметров водопользования установленным схемами комплексного использования и охраны водных объектов квотам забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод, а также нормативам допустимого воздействия на водные объекты является основанием для отказа в предоставлении водного объекта в пользование.
Необходимо отметить, что согласно ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ), самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ.
Указанное подтверждается судебной практикой:

- Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 октября 2020 г. № Ф02-4176/2020 по делу № А33-5029/2019;

- Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2020 г. № 18АП-3667/2020 по делу № А07-40269/2019.