Дивьи люди – понятие собирательное, объединяющее, к примеру, карликов, циклопов, кинокефалов (людей с собачьими головами), людей-птиц, многоголовых людей, людей, обитающих в воде, и т. д. и т. п.
Прилагательное дивьи в данном случае восходит сразу к двум праславянским корням: это *dik- и *div-, они сочетают в себе значения «дикий» и «удивительный, странный, чужой».
В первую очередь дивьи люди упоминаются в древнерусских книжных легендах и космографических описаниях
Дивьими людьми народная фантазия населяла отдалённую и труднодоступную местность, в том числе откровенно фантастические и сказочные края и страны (отдельно стоит отметить Индию).
Дореволюционный Энциклопедическом словарь Брокгауза и Ефрона не только раскрывает понятие дивьи люди, но и даёт объяснение возникшим мифам:
Дивьи люди, дивовища – так назывались у русских книжников допетровской Руси дивные, чудные, зверообразные, баснословные народы или люди, жившие, будто бы, в Индии и в других отдалённых странах, как, напр., пигмеи, великаны, люди с хвостами, с пёсьей головой, об одном глазе, без головы и с лицом на груди, с большими ушами, которыми могут прикрываться, когда спят; об одной ноге, с такой большой ступней, что могут заслоняться ею от солнца, и т. п. Рассказы о подобных уродливых людях можно встретить ещё и теперь у многих дикарей в Африке, Америке, Сибири; с давних пор они были в ходу на Востоке, особенно в Индии и Персии. Ктезий, греческий врач, живший при персидском дворе в VI в. до Р. Х., собрал большое число таких рассказов в своём сочинении об Индии; позже число их ещё увеличилось, благодаря Мегасфену, бывшему послом в Индии при преемниках Александра Македонского. Подобные рассказы ходили с давних пор и у греков; у Гомера мы находим известия о пигмеях, живущих у истоков Нила и сражающихся с журавлями, о великанах-людоедах лестригонах и др. Геродот, посетивший в V в. до Р. Х. эллинские колонии на сев. берегах Чёрного моря, собрал там новые рассказы – об аримаспах (с одним глазом), о плешивых агриппеях, о неврах, превращающихся в волков, и т. д. Более осторожные и скептические писатели классической эпохи смеялись над такими рассказами и считали их продуктами фантазии; но другими (Плиний) они повторялись и особенно пришлись по вкусу средневековым компиляторам. Многие отцы церкви тоже интересовались известиями о таких людях и обсуждали вопрос – считать ли их настоящими людьми, происшедшими от Адама и имеющими душу, или животными, представляющими только некоторое подобие человека. В течение средних веков появилось несколько литературных произведений, в которых рассказы о дивьих людях занимали одно из главных мест. Таковы: «Александрия», или повесть об Александре Македонском, в которой описывались подвиги Александра и его победы над разными народами Востока, «Сказание или Послание об Индии богатой», в котором описывались удивительные произведения и чудные звери и люди этой страны; «Книга Чудес» («Livre des Merveilles»); «Луцидариус», или «Просветитель», с разными научно-популярными сведениями того времени; многие энциклопедии и т. д. Торговые сношения с отдалёнными странами Востока и путешествия туда миссионеров и торговцев ещё более способствовали распространению подобных рассказов, принимавшихся без критики и соответствовавших духу времени. Появились и изображения таких дивьих людей, на миниатюрах различных рукописей, а некоторые образы таких дивовищ тесно сплелись с христианскими легендами, напр.: о племенах Гог и Магог, которые «заклёпаны» Александром Македонским, но явятся при конце мира для истребления человечества; о «псиголовцах», которые будут играть роль при Страшном Суде; о мученике Христофоре с пёсьей головой, «из страны человекоядец» и т. п. Известия о дивьих народах мы встречаем у Марко Поло, у Одерико де Парденоне, и в особенности у Мандевиля (XIV в.), рукописные описания действительных и мнимых путешествий которого часто украшены массой миниатюр, с изображением чудных стран, зверей и людей. Сведения о таких людях находятся также в надписях и изображениях на многих картах, напр. так называемой Каталанской, 1375 г., Фра-Мауро, XV в., и др. Позже, в XVI в., те же известия переходят в космографии (напр. Себастьяна Мюнстера, выдержавшую массу изданий) и продолжают повторяться в них и в XVII в. В XVIII веке большая часть их исчезает, но зато путешественниками доставляются другие (о человекоподобных обезьянах и т. п.), приводимые многими писателями, напр. де Маллье, даже Линнеем и другими натуралистами. Некоторые известия подобного рода, например о хвостатых людях, продолжают появляться изредка и в нынешнем столетии, даже, можно сказать, до последнего времени. В Россию известия о дивьих людях пришли с Запада, через посредство Византии, югославянских стран, позже – Польши, а также из зап. космографий. Известно несколько экземпляров «Книги о Христе» (христианской топографии), Козьмы Индикоплова, «Александрии» и «Луцидария» в русском переводе, украшенных лицевыми изображениями дивовищ; некоторые из них перешли в лицевые апокалипсисы, в картины Страшного Суда и т. д. Насколько интересовались наши предки подобными известиями, видно из того, что последние входили неизменно в так называемые «Азбуковники», или толковые словари, а иногда и выбирались из словарей в отдельную статью: «О людях дивных». Сношения русских людей с Югрой и с жившими за ней народами (до завоевания Сибири) и далёкие плавания на Север новгородских мореходов привели и у нас к возникновению рассказов, и притом совершенно оригинальных, о разных чудных вещах в отдалённых странах и о живущих там дивных или зверообразных людях. Особенно замечательно в этом отношении сказание: «О людях неведомых в Восточной стране», сохранившееся в нескольких списках XV–XVIII вв. и возникшее, по-видимому, ещё ранее, на Севере, в среде новгородских промышленников и торговых людей. Здесь приводятся известия о разных видах «самояди», живущих за Югрой, «над морем» или «вверху Оби реки великия», в стране «Баид», – о людях сами себя «ядущих», замерзающих на зиму, со ртом на темени, «ходящих под землей» и т. д. Некоторые сведения о «зверообразных» людях в Сибири приведены также в русских космографиях XVII в., а равно сохранились в некоторых отписках сибирских воевод, передающих «сказки» допрошенных по поводу разных слухов лиц.
Возникновение рассказов и слухов о дивьих людях объясняется в различных случаях различно. Не подлежит сомнению, что в основе многих известий лежали действительные факты, но извращённые, непонятые или преувеличенные. Так, напр., «пигмеи» Гомера нашли себе подтверждение в последнее время – в открытии малорослых, «карликовых» племён в Центральной Африке, в области верховьев Нила и Конго, причём известия об этих племенах передавались путешественникам другими неграми в преувеличенной форме, и только личное знакомство показало, что указанные племена действительно отличаются малорослостью (1,4–1,6 м), но не такие уж карлики, как то можно было вывести из рассказов. Слухи о пигмеях на далёком севере легко объясняются существованием там малорослых лопарей. Люди с пёсьей головой возникли, по-видимому, из преувеличенного и непонятого представления о некоторых негритянских и нубийских племенах тропической вост. Африки, отличающихся выдающимися челюстями, большими, часто ещё искусственно подпиленными и заострёнными зубами и подражающих своими причёсками естественной шевелюре так наз. собачьеголовых обезьян (Cynocephali, павианы). Некоторые представления могли возникнуть из ложно понятого названия; так, напр., какой-нибудь народ, живущий, по рассказам, без определённой власти, «без головы», мог превратиться в народ «безголовый», или народ дикий, «полулюди», мог привести к представлению о половинном человеке, с одной рукой и ногой. Народы с длинными ушами могли возникнуть из рассказов о народах, которые, протыкая себе ушные мочки и постепенно расширяя эти отверстия, вставляют в них большие кружки, так что уши их достигают до плеч. Извращение или непонимание действительных фактов является особенно наглядным в изображении «антиподов» в одном рукописном русском Луцидарии. Разделяя убеждение, что земля плоска, русский книжник ухитрился объяснить себе известие о людях, ступни которых приходятся против ступней других людей, так, что нарисовал толпу мужиков и заставил одних из них встать на ноги других. В известиях о «сатирах», лесных людях, поросших волосами, отразились слухи об орангутанге, которому ещё в XVII в. европейские натуралисты приписывали использование дубины и других орудий, т. е. считали его особым видом дикарей, а в известиях о «морских людях» – непонятые и преувеличенные рассказы о тюленях. Известие о людях об одной громадной ноге создалось, может быть, на основе действительного факта, именно на нередких на Востоке случаях слоновой болезни (Elephantiasis), когда нога, распухая, приобретает иногда значительную величину. Подобным же образом может быть объяснено и происхождение некоторых оригинальных русских рассказов о дивной «Самояди», как, напр., известие о людях, «ходящих под землей с огнём». – слухами о чудских копях и о работающих в них рудокопах, или известие о чудных лекарях – рассказами о шаманах. В число средневековых представлений этого рода перешли также некоторые образы классической мифологии, как, напр., кентавры (полуконь, Полкан), фавны, одноглазый великан Полифем и др., причём в основе некоторых из этих мифологических образов могло быть также нечто реальное, как, напр., в основе кентавров, стреляющих из луков – известия о конных степных варварах, как бы слившихся в одно целое с своими конями. Нельзя, однако, отрицать и участия в возникновении подобных рассказов просто человеческой фантазии или изобретательности, свойственной и до настоящего времени иным путешественникам, охотникам и авантюристам, но обычно проявляющейся в более или менее традиционных формах, с вариациями лишь в подробностях.
На Урале в первой четверти XX века зафиксированы следующее поверье (цитата из труда Н. Е. Ончукова «Из уральского фольклора», приводится из «Энциклопедии русских суеверий» М. Н. Власовой):
Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. В заводе Каслях, по Луньевской железнодорожной ветке, они выходят из гор и ходят меж людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события. Рассказывают, что в сёлах Белосудском, Зайковском и Строгановке в полночь слышится звон; слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью. Такие люди слышат звон и идут на площадь к церкви. Приходит старик из дивьих людей и рассказывает о событиях и предсказывает, что будет. Если приходит на площадь недостойный человек, он ничего не видит и не слышит. Мужики в тех местах знают всё, что скрывается большевиками.
А вот записанный в 1926 году на Урале рассказ «о старике из дивьих людей», который объясняет едущему на съезд коммунисту виданные тем знамения (источник тот же):
Едет, нагоняет старика небольшого роста с батожком. «Путь дорога», – говорит коммунист. «Довези меня», – просит старик. «Нет, – отвечает коммунист, – не могу посадить, лошадь устала». «Всё-таки ты меня посади, – говорит старик, – скорее доедешь». Коммунист посадил старика. <…> Едут, старик и спрашивает: «Ты чего не видал ли дорогой?» – «Видел», – говорит партиец и рассказывает, что видел. «Это знамения вам. <…> Мешок с хлебом предвещает большой урожай. Кадь с кровью – страшную, кровавую войну на полсвета, в крови плавать будете. Но хлеб тогда ещё будет. А будет ещё хуже: это гроб – голод, мор и люди будут так умирать, что некому будет и хоронить друг друга. Гроб от кади ближе по дороге, чем кадь от мешка, это мор от войны ближе по времени, чем война от урожайного года». Приехали в город, на Пушкинскую улицу в чрезвычайку, и коммунист посадил старика пока что в чижовку, а когда его хотели допросить, он исчез.
См. также
Список использованной литературы
- Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
- Мифологический словарь Мелетинского
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд