Найти в Дзене
Пикабу

Про психиатрические больницы: почему туда сложно попасть, не очень легко выйти и невозможно забыть - часть 2

Во второй части поста обещала рассказать о том, как можно попасть в больницу и что бывает после нее Итак, госпитализация бывает добровольная и недобровольная. Казалось бы, раз есть понятие добровольной госпитализации, мы можем положить любого условно согласного полечиться пациента, и во времена оны так оно часто и было - направляли, чтобы пересмотреть терапию, "понаблюдать", первичных пациентов, чтобы лучше понять, что с ними, а то и старых стабильных больных на время отпуска семьи. Сейчас в результате всяческих модернизаций взят курс на как можно меньшее количество койко-дней, которые пациент проведет, пролеживая казённую простынь с одеялом и проедая казённый суп с макаронами. С одной стороны, это неплохо - дома, как известно, стены лечат, меньше стресса и так далее, а с другой конечно чревато выпиской недолеченных, недостабилизированных пациентов, что часто и происходит.

В общем на данном этапе развития отечественной медицины мы (по крайней мере в нерезиновой) плавно приехали в период, когда негласно показаниями для госпитализации остались только самые тяжёлые состояния, а они удивительным образом и есть показания для недобровольной госпитализации. Да, больницы тоже не резиновые.

Показания для недобровольной госпитализации определяются законом о психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании, который действует в нашей стране с 1993 г. Что же это за показания? Закон это формулирует так: Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Тут нужно отметить, что оформление недобровольной госпитализации это тот ещё головняк: пациент должен быть осмотрен комиссией в первые двое суток, затем не больше чем через 72 часа должно быть направлен иск в суд, потом заседание суда, на котором надо объяснить юристам на понятном языке, почему мы на время лишаем этого человека ряда прав и свобод и так далее. Чаще всего в приемном отделении либо уже в профильном пациента всё-таки убеждают подписать согласие, апеллируют обычно к тому, что выписка происходит проще в случае добровольной госпитализации.

Вот собственно и чуть менее, чем все причины, по которым можно попасть в больницу. Трактуются они довольно жёстко, то есть непосредственная опасность - это когда прибывшая скорая застаёт пациента на подоконнике или с ножом, ну на крайний случай возбуждённым и высказывающим угрозы; беспомощность - это когда ну совсем некому позаботиться и так далее. Закон строго оберегает принцип добровольного согласия пациента, во всех остальных случаях каким бы вызывающим, необычным, мешающим окружающими не было бы поведение пациента, врач-психиатр не имеет права к нему даже подойти без согласия. Для случаев "не дотягивающих" есть полустационарные отделения (о них дальше), из ПНД можем направить и туда, если больница не берет. Так что в больнице у нас лежат в основном только самые острые психозы, которые моментом выписываются после возвращения человека в мало-мальское чувство. Госпитализация сейчас занимает в среднем 2-4 недели, на лежащих больше месяца пациентов исподлобья крысой смотрит заведующий (он каждый день на летучке обосновывает, почему пациент все ещё лежит) и лечащий на обходе тоже понимает, что тут такому не рады.

.
.

Итак, месяц лечения позади, пациент более-менее стабилизирован, но стабилен и предсказуем он в "тепличных" условиях больницы, а что с ним будет, когда он вернётся в психотравмирующую семейную обстановку или опять столкнется с жестоким миром? Страшно, очень страшно. Чтобы сгладить этот переход, в психиатрической службе и появились так называемые полустационарные отделения: дневной стационар и отделение интенсивного оказания психиатрической помощи. Работают они чаще всего при ПНД, отличаются тем, что в дневной пациенты приходят сами, а врачи ОИОПП приезжают домой. Суть в частом, близком к ежедневному, наблюдению за состоянием пациента. Лекарства там бесплатные, а в дневном ещё и кормят и часто есть всякие плюшки типа терапевтических групп, экскурсий и так далее. Тут уже длительность и частота посещений индивидуальны, после больницы чаще всего это тоже где-то в районе месяца, а когда посылаешь дестабилизированных пациентов из ПНД, они там могут задерживаться и на 2-3 месяца. Кстати, после больницы полустационар не обязателен, могут выписать и сразу на участок.

И вот, обновленный подлеченный пациент после больницы или полустационара приходит ко мне на прием. Его чаще всего волнует вопрос "постановки на учёт". Вопреки расхожему мнению, госпитализация не равна установке диспансерного наблюдения (так теперь называется то, что раньше, до 93 года было учётом). Диспансерное наблюдение устанавливается за больными, страдающими затяжными, хроническими психическими расстройствами с тяжёлыми или часто обостряющимися проявлениями, то есть это опять же самые тяжёлые случаи. Это хорошая новость, но есть и плохая: любое попадание к психиатру с установлением диагноза влечет за собой попадание в базу, из которой удалить ничего нельзя в течение 75 лет. Многие надеются, что если после больницы не ходить в диспансер, то о них забудут - нет, не забудут. При любом обращении за справкой по месту постоянной регистрации всплывает ваша история и решать вопрос о выдаче справки будет участковый психиатр, а иногда и комиссия. Поэтому если после больницы вам говорят какое-то время ходить наблюдаться - лучше это сделать, в долгосрочной перспективе это играет на вас.

Ну и обещала историю о том, попадают ли здоровые люди в больницу. Видела своими глазами такую историю, когда училась в ординатуре. Дело было так: прихожу утром в отделение, врач- куратор с загадочным видом даёт мне историю и просит посмотреть пациента. Ну ладно, не впервой. Иду к пациенту, по дороге читаю путевку скорой помощи и рапорт полицейских: разговаривал с невидимыми людьми, воздевал руки к небу, говорил на неизвестном языке, считал себя сантехником. Ага, что-то острое галлюцинаторно-бредовое скорее всего. Прошло меньше суток, пациент должен быть ещё весь во власти бредовых переживаний, ни один психоз так быстро не проходит, да и мышление при психозе функционирует особым образом, при наличии опыта ошибиться сложно. Но при первом взгляде на пациента все мои теории рушатся: абсолютно трезвый взгляд, живая мимика. Опрашиваю его. Отвечает живо, мышление логичное, последовательное. По существу дела рассказывает, что работает в сантехнической бригаде, их вызвали рано утром на объект, он был бригадиром, потому спецодежду не брал, поехал в чем был. На месте ребята спустились в люк, а наш пациент ими командовал сверху. В это время рядом совершал намаз курьер яндекс-еды и проходили мимо какие-то женщины. Курьер закончил молитву и уехал, но вскоре приехала полиция, которая стала спрашивать с нашего несчастного за воздевание рук к небу и разговоры на непонятном языке. Он пытался пояснить, что он тут на работе, но спецодежды на нем нет. Он кричит в люк своим рабочим, а там внизу шум и его не слышат и не откликаются. Вот так бедолага у нас и оказался. Отпустили конечно же с диагнозом "актуальных признаков психического расстройства не обнаружено" Всем добра:)

Пост автора romashishka7.

Читать комментарии на Пикабу.