Найти тему

📕 Наследственный спор, который мы проиграли. Казнить нельзя помиловать…

Оглавление

🇫🇮 Есть у нас клиентка, которая уже длительное время проживает в Финляндии. Связи с отечеством до конца не разорваны, в России остались родственники и недвижимость, а мы выступаем в качестве доверенных лиц, ведя ее дела в России. Работаем с ней довольно долго и очень плотно, и это как раз тот случай, когда клиент оказывает тебе безграничное доверие, что заставляет тебя работать еще лучше. В попытках сделать больше для постоянного клиента планка задирается так высоко, что ты уже и сам не можешь вынести любую допущенную тобой оплошность, не говоря уже об отказе в суде. Но именно его мы и допустили… Не вытянули очень важное для клиента дело…

📝 Предыстория

-2

🗓️ В 1991 году женщина получила достойное предложение по работе и, не желая упускать возможность, уехала жить в небольшой финский город Ярвенпяа, что недалеко от Хельсинки. В Москве остались пожилые родители. У матери была новая семья, а отец после развода так и остался один. Шли годы, родители не становились моложе, и вскоре одинокому отцу потребовались помощь и уход. Клиентка при каждом возможном случае прилетала в Москву, чтобы провести с ним время и помочь с делами и хозяйством. Но разгулявшаяся в мире пандемия отрезала ей все возможные пути на родину.

Пытаясь придумать, как помочь отцу, оставшемуся по ту сторону закрытой границы, женщина просит проживающую в МО двоюродную сестру оказать одинокому пенсионеру посильную помощь. Родственница в помощи не отказала и, надо признаться, исправно помогала пожилому человеку по хозяйству, готовила еду и покупала лекарства на регулярно отправляемые из Финляндии деньги.

Не найдя слов благодарности, наша клиентка договаривается с отцом об изменении завещания (составленного на нее еще в 1998 году) и включении в это завещание племянницы в качестве благодарности за оказываемую помощь. На том и порешили, отец меняет завещание и включает в него племянницу, завещав последней гараж-бокс и земельный участок с домом. Квартира при этом, как и прежде, остается завещана дочери. 

📝 Череда неприятных событий

-3

Сразу после изменения завещания телефонная связь с отцом внезапно прекращается и на многочисленные просьбы предоставить возможность поговорить с родителем по телефону женщина получает отказ. Так продолжается довольно длительное время, когда наша клиентка наконец понимает, что ее намеренно не связывают с отцом. КПП на границе с Финляндией ужесточает контроль, авиа- и ж/д сообщение всё еще не налажено, связаться с отцом не получается.

И вот из Москвы приходит страшная новость. Пожилому человеку стало плохо, ухаживающая за ним сестра отправляет его в больницу, где через 10 дней в отделении реанимации мужчина скончался. Опустим пока все лишние подробности и сразу перейдем к юридически значимым событиям. 

После снятия ограничений на авиаперелеты между Россией и Финляндией дочь умершего подает нотариусу заявление на вступление в наследство и узнает, что то самое завещание на двоих трансформировалось в завещание, к которому лично она уже никакого отношения не имеет. У умершего согласно новому завещанию остался один единственный наследник – та самая родственница из подмосковной Балашихи. 

📝 Дело принимает неожиданный поворот

Когда в деле больше вопросов, чем ответов…
Когда в деле больше вопросов, чем ответов…

Мы узнаем, что за несколько дней до смерти, находясь в больнице, мужчина отменил предыдущее завещание и подписал новое. Естественно мы идём в суд признавать его недействительным, подозревая корыстный умысел в действиях сестры и пытаясь разобраться в том, что произошло: собираем медицинские документы и едем к нотариусу, который утверждает, что наследодателя привозили в нотариальную контору, и его способность отдавать отчёт в своих действиях проверялась путём проведения с ним беседы. Сложив все вводные, мы приходим к выводу, что завещание составлено в полдень того дня, когда умерший еще лежал в реанимации. В медицинской карте, с которой удалось ознакомиться уже в суде, были указаны все почасовые обходы. Исходя из указанных данных, в 10:00 пациент был осмотрен, а в 14:20 ему стало плохо, что доказывает вызов к нему медицинского персонала, зафиксированный в карте. И ровно между этими событиями появляется завещание, подписанное в НОТАРИАЛЬНОЙ КОНТОРЕ. Вопрос: как❓❓❓

В больницу был направлен запрос с просьбой указать, были ли в указанный день сведения о проходе в палату пациента каких-либо посетителей, мог ли мужчина покинуть лечебное учреждение, и было ли предоставлено письменное разрешение на выход. На все вопросы ответы были отрицательные: никто не приходил, уйти не мог. 

В поисках здравого смысла мы заявили ходатайство о назначении судом посмертной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, которая должна ответить на следующие вопросы:

✏️ Страдал ли пациент на момент подписания завещания какими-либо психическими расстройствами?

✏️ Лишали ли его эти психические расстройства способности понимать значение своих действий или руководить ими на дату подписания завещания?

✏️ Покидал ли пациент в юридически значимый период времени территорию больницы, исходя из запрошенных для проведения экспертизы документов? (И это был самый важный вопрос, на который мы должны были получить ответ, но судья не ставит этот вопрос перед экспертами, чтобы не затягивать экспертизу, вынести решение в одно судебное заседание и закрыть вопрос перед уходом на учебу.)

Полученное экспертное заключение показало, что у мужчины действительно имелось неуточнённое психическое расстройство в связи со смешанными заболеваниями, но вот установить, понимал ли он значение своих действий и мог ли ими руководить при подписании завещания, эксперты не смогли в виду отсутствия в медицинской документации дополнительных сведений! Дело явно требовало больше времени для сбора доказательств, но развалилось на глазах от нежелания судьи это время юристам предоставить. Вердикт: в исковых требованиях отказать!

📝 Итоги и последствия

-5

Главный вопрос, как человек может составить завещание в нотариальной конторе, когда у него нет возможности покинуть территорию больницы, остался висеть в воздухе. Кто-то явно вводил суд в заблуждение: либо медицинский персонал и руководство больницы, либо нотариус.

Мы подали апелляционную жалобу и пошли разбираться дальше. Вердикт: отказать! Мы ходатайствовали в суде о предоставлении нотариусом видеозаписи, которая могла вестись им в момент удостоверения документов, суд нам в этом отказал. И это стало делом принципа! Нужно было разобраться и узнать! 

По личной инициативе нами была подана кассационная жалоба, и да, наконец-то, свет в конце тоннеля! Апелляционное определение было отменено, суд постановил, что апелляция не разобралась в вопросе и обязал нижестоящий орган устранить недостатки, проведя повторное рассмотрение.

В этот раз допрошены были все: и нотариус, и медперсонал больницы; была предоставлена и видеозапись, сделанная в момент составления завещания. И да, вот он, умерший, самостоятельно пришел в нотариальную контору в сопровождении племянницы. Вот уже и медики дают свидетельские показания, что между 10:00 и 14:20 пациент действительно покидал отделение реанимации и, вернувшись, почувствовал себя плохо. Знаете, как можно покинуть реанимацию? За деньги! 

Биться было больше не за что…. Клиентка дала установку выяснить, что произошло, и как ни странно осталась довольна, получив результат и узнав правду. Остались ли довольны мы...? Безусловно, нет!!! Могли бы сделать лучше? Возможно… Зачем мы рассказываем о своём поражении? Читайте здесь.

❗️Важно оговориться, что наша клиентка – пенсионерка, а по закону пенсионеры автоматически признаются нетрудоспособными и наследуют обязательную долю. Двоюродная сестра не смогла пережить эту новость и, понимая, что не получит всего наследства, вышла в суд с требованием лишить нас обязательной доли ввиду того, что сестра из Финляндии в этой доле не нуждается (по ее мнению), будучи финансово обеспеченной. И мы снова в суде.

А поддержать работу нашего дзен-канала можно по ссылке.

-6

-7

-8

-9

-10

-11