Найти в Дзене
Социальный бизнес

Как составить бизнес-план: разделы и самые распространённые ошибки

Оглавление

Любому предпринимателю необходим готовый бизнес-план – будь то начинающий мечтатель с горящими глазами или опытный бизнесмен с разветвлённой сетью предприятий. Конечно же, бизнес-план нужен и социальному предпринимателю.

Без плана невозможно получить инвестиции, запросить господдержку или найти достойного партнёра. Существуют целые курсы по составлению этого документа. Мы же перечислим обязательные пункты в качестве примера бизнес-плана, которые нужно как минимум проанализировать, когда вы собираетесь открыть своё дело или новый проект.

Прежде всего, нужно определиться, для чего вы составляете бизнес-план: для себя, для инвесторов, потенциальных партнёров, банков или государственных органов. В последнем случае, скорее всего, можно воспользоваться предложенными для проекта формами. В некоторых ситуациях следует снабдить бизнес-план красочным описанием проекта, добавить эмоций и оптимизма. Однако, те же эмоции вряд ли нужны банку, чтобы дать вам выгодный кредит. Сотрудников финансовой организации скорее убедят чёткие и подробные цифры уже в преамбуле.

Не забывайте про нетворкинг – обратитесь к успешному коллеге и попросите совета. Кроме того, можно найти курсы, акселераторы или наставников. Сейчас эти услуги бесплатно предлагают многие организации. В частности, действующая в Фонде «Наше будущее» «Лаборатория социального предпринимательства» часто организует обучающие мероприятия для социальных предпринимателей.

Пункты бизнес-плана

Место компании на рынке. Часть плана, в которой указывают вид деятельности и потребности клиентов, которые компания хочет удовлетворить. Здесь следует перечислить продукты и услуги, потенциальных потребителей и конкурентные преимущества своего бизнеса.

Анализ рынка. Для анализа конкурентного поля можно использовать статистику, обзоры рынка, который предоставляют некоторые консалтинговые компании и Росстат. Здесь следует указать тенденции развития, объём рынка. Проанализируйте популярность товара (услуги), динамику, законодательные нюансы, барьеры в работе. Также здесь можно расшифровать ценообразование.

Организация и менеджмент. Этот раздел включает информацию об организационной структуре компании, владельце и совладельцах, долях в бизнесе, а также профессиональном уровнен менеджмента: квалификации, опыте, образовании ключевых руководителей компании.

Товар/услуга/продукт. Опишите преимущества услуги или продукта своей компании. Расскажите, как они могут удовлетворить потребности потребителей, приведите сравнение с аналогичными продуктами. Добавьте информацию о жизнеспособности продукта и его цикле развития.

Маркетинг и продажи. Сформулируйте и опишите маркетинговую стратегию компании. Как вы планируете зайти на рынок, как будете развивать бизнес внутри (штат, франшиза и т.д.) и вовне (расширение зон влияния и т.д.), как организуете сбыт. Отдельно расскажите о PR-стратегии и работе со стейкхолдерами (ключевыми персонами, влияющими на бизнес извне).

Финансирование. В разделе укажите текущую ситуацию и требования по финансовой составляющей, планирование на 5 лет, способы дополнительного финансирования. Включите смету расходов, сведения об их источниках (инвестиции, гранты, займы) и гарантиях возврата средств. Обоснуйте рентабельность бизнеса, срок окупаемости, чистый доход и прогноз по точке безубыточности.

Финансовые прогнозы. Предоставьте финансовые показатели за предыдущие годы, если бизнес действующий. Расскажите о планах компании, прогнозах, о прибыли и убытках.

Приложение. При необходимости добавьте фото продуктов, кредитную историю, исследования, патенты или лицензии, упоминания в СМИ, копии договоров аренды и другую актуальную информацию.

Резюме проекта. Проще говоря, итог документа. Оно концентрирует важную информацию о компании.

Для работающего проекта в резюме включаются сведения о самой компании, такие, как руководство, численность сотрудников, локация, а также информация о зоне развития, сведения о продуктах или услугах, видение миссии. Если же вы составляете документ о стартапе, то укажите свои мотивы, проанализируйте место продукта на рынке, поделитесь планами развития.

5 типичных ошибок

-2
При подготовке плана есть риск совершить ошибки, на которые сразу обратят внимание опытные бизнесмены. И в случае с инвесторами или партнёрами сотрудничество может просто не состояться.
  1. Урезанная финансовая модель. Эту часть бизнес-плана стоит проработать как можно более подробно. Учитывайте все расходы и используйте реальные числа. Например, исследуйте зарплаты, стоимость аренды, закупочные цены в своём городе, а не средние по рынку.
  2. Нет портрета целевой аудитории. Разберитесь, кто ваш потенциальный клиент, почему ему будет интересен ваш продукт или услуга, как принимается решение и где лучше разместить рекламу.
  3. Отсутствие стратегии. На предварительном этапе стоит продумать перспективу развития на 1 год, а затем для бизнес-плана расширить её до 2 или даже 5 лет.
  4. Небрежное оформление. Инвесторы и банкиры привыкли к определенным стандартам. Также свои требования есть у государственных ведомств. Найдите образцы или посетите бесплатные вебинары, чтобы оформить документ правильно.
  5. Идеальные сроки реализации. Всегда стоит закладывать больше времени на реализацию проекта. Не стоит забывать о форс-мажорах или человеческом факторе.