Найти тему

Забастовка авторов в США закончилась. А чем?

В общем, авторы бастовали-бастовали да выбастовали. Что хотели и что получилось? Попытаемся проанализировать. Почти 5 месяцев бастуют всё-таки. 

 

Полный текст итоговых соглашений есть где-то (95 страниц), я посмотрел получасовое его обобщение на английском и попробую ещё больше ужать эту информацию и обобщить, чтобы было в общем понятно, как работают такие переговоры, потому что стриминги и студии не получают тонну прибыли из-за отсутствия контента, в то время как авторы не получают зарплату, так что обе стороны в ситуации, когда договариваться нужно. Дальше схема такая: «Что хотели авторы? Что хотели корпорации? На чём порешили?». 

 

1. Авторы: хотим увеличить минимальную оплату труда в среднем на 5,5%. 

Корпорации: давайте на 4%. 

В итоге: увеличили на 4%. 

(интересная информация – много людей (обывателей), кто ругал авторов за то, что они и так много получают, оказались немного дезинформированы. Некоторые СМИ писали, что автор получает в среднем 11 000$, и рядовой потребитель разумно говорил, что завалите, вам и так хорошо. Но есть ещё должность «автор-продюсер», как раз они получают такие деньги, средний обычный автор получает в разы меньше, но СМИ как обычно типа не соврали (автор-продюсер же тоже своего рода автор), из-за чего было чуть больше срача, чем могло быть) 

 

2. Авторы: если я пишу сценарий и продаю его, у меня должна быть возможность переписывать этот сценарий в будущем, если потребуется такая услуга. Эта услуга будет оплачиваться отдельно в размере 250% минимальной оплаты. 

Корпорации: ок, но 200%. 

В итоге: как хотят авторы, но 200% и если автор сценария не выходит на связь, то переписывает сценарий другой автор. 

 

3. Авторы: если бюджет фильма, снятого стриминговым сервисом, превышает 12 млн. долларов, то он расценивается как театральный фильм, соответственно, оплачивается по «повышенному тарифу». (как я понял, стриминговые фильмы не показывают в кинотеатрах, поэтому к ним применяют вообще какие-то минимальные расценки) 

Корпорации: фильм будет театральным, если сценарий будет стоить более 100 000 долларов и длиной более 96 минут, бюджет фильма – 40 миллионов и если фильм выходит на стриминге с 20+ миллионами подписчиков. 

В итоге: фильм будет театральным, если сценарий будет стоить более 100 000 долларов и длиной более 96 минут, но бюджет фильма – 35 миллионов. 

 

4. Тут долгий для объяснения пункт, но суть в том, что на каждый проект нанимают какой-то минимум авторов, который зависит от изначального количества эпизодов сериала или шоу. Количество авторов после того как проект одобрят может меняться. Для сериала «одобрение» это может быть путь от пилота до первого эпизода, либо от пилота до окончания первого сезона, но обычно второе. В общем: 

Авторы: хотим, чтобы нанимали 6+авторов, количество которых в перспективе может увеличиться до 12. 

Корпорации: нанимаем 2 автора на 20 недель вне зависимости от успеха проекта. 

В итоге: (сильно обобщаю) нанимаем не более 3 авторов-продюсеров и 3 автора (в сумме 6 авторов). 

 

(интересно, что нигде не прописано количество эпизодов в сезоне, получается, что корпорации могут уменьшать или увеличивать хронометраж серий, корректируя количество авторов, которые по соглашению привязываются к количеству эпизодов) 

 

5. Авторы: хотим (очень обобщаю) минимальное время найма 10 недель, если зашло, то ещё 3 недели на каждый эпизод. 

Корпорации: делаем, что хотим когда хотим, но если нам понравятся два автора из всех, можем оставить их на срок до 20 недель. 

В итоге: 10-недельная гарантия найма на ТВ-проекты и высоко-бюджетные проекты. Если зашло – то продлеваем до 20 недель. 

 

6. Авторы: хотим запретить использование искусственный интеллекта в производстве контента. Как применение, так и тренировку. 

Корпорации: ИИ не будет полностью автором. Авторов будут уведомлять, где используется ИИ. Авторов не могут принуждать использовать ИИ. 

В итоге: ИИ не является на 100% источником контента. Авторы могут использовать ИИ в своих целях по согласованию со студией, но принуждать их не могут. Любое использование ИИ документируется. В соглашении указано, что «тренинг ИИ» с использованием авторов ещё будет обсуждаться. 

 

(скорее всего, что у всех подгорали сроки, и этот пункт просто пропустили, так как с точки зрения закона «тренингу ИИ» ещё не дали определения. Можно ли по закону использовать чужие персональные данные (хоть и из всеобщего доступа) для обучения ИИ – пока неясно даже на уровне законотворства) 

 

7. Авторы: хотим, чтобы нам платили процент от просмотра проектов, которые мы писали. 

Корпорации: мы не хотели предоставлять вам информацию о просмотрах совсем, но так и быть, будем раз в квартал уведомлять вас только о количестве просмотров вашего проекта, на основе этих данных будем составлять систему оплаты «процентов за просмотр» в будущем. 

 В итоге: разобрались, придумали систему, и будут платить авторам процент от просмотра проектов, учитывая бюджет, тип, хронометраж проекта и зритель из какой страны этот проект смотрит. Система вступает в силу в проектах, снятых с 1 января 2024 года. 

 

Максимально обобщил и упростил, но в целом сейчас пока что всё так. По первым пунктам могло показаться, что корпорации прогнули авторов, но здесь требования корпораций уже неплохо так ослабили, так как здесь были указаны предложения корпораций от 22 августа этого года, то есть, сначала они почти всё отвергали, а к августу авторы смягчили неплохо так позицию корпораций, так что авторы, грубо говоря, нагнули корпорации дважды, точнее в 2 этапа. Но радоваться пока что рано, так как через 3 года нужно будет опять садиться за стол переговоров и неизвестно, на каком уровне развития будет ИИ и вообще медиаиндустрия. И забыл про самую главную плюшку, которую продавили авторы - им не нужно будет платить никаких штрафов за невыход на работу из-за забастовки. Понятно, что они и так не сильно много могли работать, потому что летом у всех отпуска, но всё же бонус приятный.

 

P.S. Пара слов про РФ. Яндекс форсил много рекламы в последние месяцы, типа «вакансия: Тренер ИИ», теперь уже нет. Скорее всего, их нашли и сейчас обучают ИИ на все деньги. Плохо, что у нас не так развито профсоюзное движение и вообще никак законом не регулируются ИИ и нейросети. Может, какие-то законы есть, но они не успевают за прогрессом, он сейчас двигается очень быстро, даже слишком, нам бы цифровой рубль понять, не говоря уже о том, на что способен ИИ.