Найти в Дзене
Irina Niknyuteva

Внутренний мир жертвы садиста

Пытаясь понять, что творится во внутреннем мире садиста, будет целесообразно разобраться и в том, что происходит в душе его жертвенного партнера. Как устроен человек, который вопреки всякой логике, получает удовольствие от неудовольствия? Почему он терпит то, что нельзя терпеть и даже цепляется за травмирующие отношения. Конечно понятие "удовольствия" здесь крайне условно. Сознательно жертва может искренне желать чтобы ее мучитель стал хорошим, а для ее бессознательного атмосфера насилия является естественной средой существования.

Речь здесь пойдет не о явном садисте, который пытает и уничтожает своих жертв физически, а о садисте моральном, так сказать домашне-бытовом. Часто он никогда не поднимает руку на свою жертву, хотя может быть и такое. Его главное оружие эмоциональное насилие, способное полностью разрушить личность жертвы и всю ее налаженную жизнь.

Слово "жертва" тоже не стоит воспринимать буквально. Это далеко не обязательно забитая серая мышка, посыпающая голову пеплом, хотя может быть и так. Но гораздо чаще, особенно на начальной стадии отношений, это яркая и ресурсная личность. Дело в том, что не ресурсный партнер не сможет в полной мере удовлетворить потребности садиста и насытить его скудный внутренний мир. А еще садист страстно жаждет разрушать, там где и так ничего не построено ему не интересно. Так же для настоящего садистического триумфа ему нужно преодолевать сопротивление, которого классическая жертва оказать просто не может. А еще садисты могут быть очень тщеславными и это побуждает их выбирать именно тех, кто привлекает внимание многих и вызывает зависть. Часто жертвы садистов вспоминают что раньше у них была интересная и наполненная жизнь, а только потом все пошло под откос.

Возникают закономерные вопросы, что же привлекает интересную и успешную личность в таком незавидном персонаже? Что заставляет ее выбрать его из всех прочих? Почему она не может выйти из отношений, в которых страдает?
Ответы на эти и многие другие вопросы стоит искать во внутреннем мире жертвы и ее ранних взаимоотношениях с родительскими фигурами. Там и тогда сформировались особенности ее личности, которые во взрослом возрасте толкают в разрушительные отношения.

Дело в том, что первое представление об отношениях и о том, какими они должны быть человек получает в детстве, на примере отношений папы и мамы. Там же он формирует представление о самом себе, какой он и чего ему стоит ожидать от этого мира. Он пронесет этот ранний опыт через всю жизнь. Уже к 5-6 годам модель, по которой человек будет строить свои отношения, приобретает явные очертания. Во взрослом возрасте он бессознательно выбирает из всех предложенных вариантов то что ему понятно и знакомо. Даже если это знакомое было ужасно, оно не вызывает столько тревоги сколько неизвестное.

Что же такого было в родительской семье жертвы садиста, что делает притягательным именно насилие:

- Эмоциональная холодность. Эмоциональный мир родителей жертвы мог быть слишком бедным для того чтобы оказать ребенку достаточную поддержку. В таких семьях активно заботятся о витальных потребностях ребенка (еда, питье, тепло и прочее), но мало заботятся о его душе. Не понимая истинных потребностей ребенка, родители дают ему неадекватную реакцию и так и не понимают чего же он хочет на самом деле. Жертва привыкает к состоянию эмоционального вакуума и игнорированию своих чувств, потому чутко реагирует на эмоциональную пустоту садиста - это то, что ей знакомо.

- Забота о ребенке только тогда когда ему плохо. Родители могут давать ребенку много заботы когда он заболевает или его кто-то обижает его, а в остальное время относиться к нему достаточно прохладно. Для маленького ребенка нет ничего важнее любви родителей. Моменты повышенной заботы дают ему яркое удовольствие, несмотря на сопутствующие им неприятные ощущения. Он привыкает к тому, что для того чтобы стать счастливым нужно пострадать. Став взрослым, он выбирает садиста, потому что их взгляды на любовь через боль совпадают.

- Завышенные родительские требования. Родители могут предъявлять ребенку требования, которым он в силу возраста, не может соответствовать, а за несоответствие наказывать лишением любви. В родительской любви ребенок отчаянно нуждается, потому вынужден приспосабливаться к обстоятельствам. Он прикладывает все усилия чтобы получить вожделенное внимание или хотя бы не вызывать раздражения. Он привыкает подстраиваться под чужие требования, даже в ущерб своим интересам. В глубине души он чувствует себя не достойным любви и заботы. Садист как никто другой вписывается в его представления об условной любви, со своими изощренными и причудливыми требованиями.

К другим причинам можно отнести сознательный или бессознательный страх ответственности. Тогда связь с человеком, имеющим садистские наклонности, будет приносить вторичную выгоду. Став хозяином и властелином жертвы, он полностью избавит ее от бремени независимости и ответственности.

Жертва не выходит из отношений, потому что разрыв приведет к тому, что инфантильная потребность перестанет удовлетворяться. Ее не заинтересует эмоционально открытый и благополучный человек, потому что эта схема взаимодействия ей чужда и незнакома. В ее внутреннем мире прочно закреплена установка «любовь – это боль». Она уверена, что для получения близости нужно бесконечно жертвовать собой, иначе последует отвержение и крах. То есть садист и жертва подходят друг к другу как ключ к замку. Ему нужно выставлять требования, ей выполнять, он хочет решать за других, она готова отказать от свободы выбора, он не проявляет чуткости к ее эмоциям, она с детства привыкла не показывать своих чувств.

Спасибо за интерес, проявленный к моим публикациям!!!

Получить дополнительную консультацию или записаться на прием Вы можете по телефону 8-905-798-73-13 (только текстовые сообщения в WhatsApp) или в форме обратной связи на моем сайте niknyuteva.ru

С искренним уважением и заботой,
Психолог, Ирина Никнютьева