Давно обещанная и мега-сложная тема - Сбор бизнес-требований к данным в цикле управления Data Quality. Почему сложно:
00. Это Изменения и Нам Всем Страшно!!!
10: Процесс сбора бизнес-требований к данным нужно внедрить в процесс производства ИТ-продуктов и ИТ-изменений (вообще любых!!! где бы они не были). Это значит, что масштаб влияния - колоссальный, конечно, всем сыкотно ;-). Опять же не вдохновляет история про то, что ничего никому нигде не прибавят, а работы опять накинут. В общем, накал сопротивления зашкаливает.
20: Руководство старательно "прячет тело жирное в утёсах", делая вид, что их это не касается, ведь проблема с качеством данных - она чья угодно, только "не наша! - наше подразделение ни при чём!" К тому же, так стрёмно брать на себя ответственность ;-) даже за такую малость;
30: Направление Data, ответственное за продвижение и внедрение всех мероприятий, связанных с Data governance и с качеством данных в частности, отказывается признавать масштабность проводимых мероприятий и мечтает "уговорить" всех добровольно пойти на контакт.
Что делать с вышеупомянутыми проблемами и как организовать сбор требований к данным?
00. Тут сразу нужно всем объяснить, что процесс по сути не меняется!!! Ведь процесс сбора бизнес-требований уже существует, не так ли? - "Просто мы его чуть-чуть поправим!" 8-)
10. Активно внедрять Культуру данных в организации. Это энергоёмкое занятие, требующее чёткого плана по внедрению изменений через активную коммуникацию со всеми сотрудниками компании. Нужны будут также тематические митапы и вебинары, обучающие курсы и т.п.
20. Внедрить в организации процесс владения данными и ввести роль Владелец данных. Это важный и обязательный шаг для управления качеством данных. Если вы хотите, чтобы ваши данные стали вашим активом и приносили прибыль и пользу организации, то у этих активов должны появиться владельцы.
30. В направлении Data необходимо сформировать центры Компетенций, которые станут помощниками и источниками знаний для всех сотрудников организации. Это означает, что вам скорее всего придётся поменять существующую операционную модель компании на одну из тех, которая подразумевает наличие таких центров компетенций. И в первую очередь меняться придётся направлению Data ;-)
Ну и для самых тревожных ;-) всегда есть пункт 1 в статье про внедрение подхода data-driven в бизнес-анализе - всё по минималкам, и с этим тоже можно жить.
В-остальном, смотрите далее...
Собираем грамотный ландшафт данных для управления качеством
Процесс сбора бизнес-требований к данным "сверху" выглядит вот так:
Для тех кто подзабыл, откуда процесс начинается, где заканчивается и для чего он нужен, рекомендую заглянуть в статью Круг качества данных, освежить знания.
Как видно из процесса, сбор требований к данным по сути своей является сбором требований к качеству данных или процессом уточнения, чем же являются характеристики качества с ракурса бизнеса. Проверять, соответствует ли качество данных выбранным характеристикам, мы потом будем с помощью Метрик качества. Какие бывают Метрики качества можно посмотреть в статье "DQ: корректирующие меры контроля качества данных".
Пытливый ум, сопоставив таблички и вводные из подборки статей по качеству данных, сможет увидеть связь Метрик качества с бизнес-требованиями к данным и расшифровать их, переведя на язык бизнеса. И многие уже догадались, причем тут ключи - первичный, альтернативные, бизнес и т.п.
Если вы не хотите самостоятельно разгадывать ребус, не волнуйтесь - будет Часть 2 и подробный разбор по каждому блоку Требований со схемы процесса.
Все новости канала можно читать в телеграм: https://t.me/datagovernance4all