В нашем креатив-агентстве NICE обработали ≈1800 комментариев, заскринили все ответы ФАС, которые нашли, а также комментарии-вопросы пользователей. Разбили всё по темам, получилось почти 50 тем. Взгляните. ↓
Это те темы-вопросы, которые связаны с законом о маркировке рекламы в интернете и с большими штрафами, которые ввели с 1 сентября 2023 года. «Реклама или не реклама?», «нужно маркировать или не нужно?», «удалять посты с 1 сентября 2022 года или не надо?» и т. д.
На какие-то вопросы пока нет ответов от ФАС, но в этот материал мы всё равно включили все темы-вопросы (все, что обнаружили), с которыми люди еще не разобрались.
Если у ФАС появятся ответы, мы включим их в следующие материалы.
Рекомендуем посмотреть весь список тем в этой статье — вдруг вы найдете ответы на то, что интересует именно вас, что важно для вас, вашего бизнеса и заработка.
Комментарии собирали в ВК-пабликах ФАС и «Церебро Таргет». То есть все материалы взяты из открытых источников в интернете.
! Кстати, у нас тоже есть вопрос, связанный с законом о маркировке, и представитель ФАС ответил нам в сообществе. Наш вопрос и ответ ФАС — в пункте «15. Упоминание клиентов» ↓.
В конце статьи:
- пользователи предполагают, что ждет микро- и малый бизнес в связи со штрафами по закону о маркировке рекламы;
- владельцы сообществ предлагают внести свои поправки к закону о маркировке (одно предложение набрало почти 700 лайков в паблике ФАС в ВК);
- немножко юмора от пользователей.
Полезные материалы
1) Визуальная памятка от ФАС (от 14.09.2023), чтобы каждый мог определить, где рекламный пост, а где информационный.
Дублирую слайды сюда:
2) Инфографика от ФАС «Реклама на ресурсах с новостями и объявлениями» (от 22.09.2023):
3) Есть еще такая памятка от ФАС, что считать рекламой, а что — нет:
4) В статье ФАС «Памятка для блогеров» есть такой визуал:
5) Статья ФАС «Какая информация в интернете и соцсетях признаётся рекламой?».
6) Подкасты ФАС на тему маркировки рекламы.
7) ФАС и Роскомнадзор — пост со слайдами про разграничение ответственности.
8) ФАС, официальный сайт.
9) Ссылка для обращения в ФАС через сайт.
10) Статья на сайте ФАС «Реклама в интернете».
11) Статья на сайте ФАС «ФАС уточнила, какая информация признаётся рекламой».
12) Официальный реестр операторов рекламных данных (ОРД) на сайте ФАС.
13) Статья от ВК «Что такое маркировка интернет-рекламы».
А если вы задаетесь такими же вопросами↓,
то для вас есть:
14) подробная инструкция от ВК, как авторам «ВКонтакте» добавить токен и тем самым промаркировать рекламный контент с помощью ОРД VK.
Кто-то боится, а кто-то уже работает, учитывая новую реальность
Информация от ФАС, в общем-то, понятная, но… слишком общая.
В реальности есть много нюансов, из-за которых десятки тысяч людей не могут нормально спать:
Однако, как оказалось, не все так нервничают:
Кроме того, действительно: «это не реклама» и «это не нужно маркировать» — 2 разные вещи:
Поэтому:
Зачем приняли закон о маркировке рекламы?
ФАС утверждает следующее:
Это пока вызывает тревогу, потому что есть неясности.
Мы попробовали немного прояснить ситуацию.
Поэтому дальше ищите интересующий вас вопрос-тему и смотрите, есть ли уже ответ от ФАС.
1. «Если я размещаю стороннюю рекламу, за которую мне не заплатили, это не считается рекламой?»
И ответ ФАС:
2. «Рассказывать о своих товарах на своих ресурсах — это не реклама»
Вернее: «Не нужно маркировать», — хотели сказать в ФАС.
Давайте посмотрим, с какими трудностями столкнулись пользователи здесь.
«Информирование о своей деятельности не является рекламой», — отвечает ФАС. Вроде бы понятно.
Хорошо. А как тогда быть с этим?
И тогда платные продукты — это «хоздеятельность» или самореклама?
(Кстати, про саморекламу и ее нюансы — следующая тема чуть ниже.)
Кроме того, неясно:
Если это самореклама, как быть тогда с 3-м слайдом от ФАС от 14.09.2023?
Здесь же четко написано: «Заказать торт». Это призыв к действию. И для ФАС это — «не реклама».
И вот еще про «не рекламу», но с оговоркой:
Кстати, поскольку нигде на слайдах ФАС нет цен, пользователи озадачены еще вот чем:
И что тогда делать с сервисом «Маркет» в ВК, где товары выглядят вот так?
Примерно так же выглядят и услуги.
И, если уж со своими товарами в своем же паблике непонятно, как быть, что уж тогда говорить о ссылках?
Но здесь кто-то даже готов идти на компромисс, если это чужой товар:
Ну, и с сайтами тоже пока не всё ясно:
Пока писали эту статью, ФАС ответила насчет сайтов следующее:
3. Скидки на свои товары в своем сообществе
И ответы ФАС:
4. Ссылки в своем паблике, которые ведут на свои ресурсы в других соцсетях
Свои ссылки, которые ведут на другие (свои же) интернет-ресурсы:
А 02.10.2023 года ФАС в своем ВК-сообществе разместила такую инфографику:
5. Самореклама
Здесь тоже интересно.
Например:
Но, несмотря на то, что такого понятия в законе «О рекламе» нет, саморекламу нужно маркировать. Если, конечно, ваш пост к ней относится:
Ну, хоть акты нулевые!
6. Самозанятые
Спасибо за то, что вправе!
Уже хорошо.
7. Что такое «визуально и по смыслу» и «в едином стиле»?
Люди ждут четких объективных критериев этих загадочных определений:
8. Дистрибьюторы и дилеры: как быть с маркировкой, если ты не производитель товара?
Есть скриншот, который привел один из пользователей «ВК». На скриншоте — выдержка из статьи с интернет-ресурсов ФАС.
Здесь плохо видно, поэтому ниже — текстовая расшифровка:
«По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, а также на страницах производителя или продавца данных товаров в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники» и проч.) в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются».
«Производителя или продавца данных товаров».
Об этом же написано в статье на сайте ФАС — «ФАС уточнила, какая информация признаётся рекламой».
9. Паблик-магазин с товарами разных производителей
10. Товар со скидкой на странице продавца-непроизводителя
11. Чужой товар (не для продажи) на странице своего паблика
Вроде бы и паблик — блог по интересам. И не продает ничего. Но без ссылок — никуда.
Что делать админам?
А если есть ссылки, то это уже реклама, получается:
12. Не указать ссылку в посте — значит нарушить закон об авторском праве
Что делать владельцем таких пабликов?
Они не хотят быть нарушителями!
13. А если у одного владельца несколько пабликов?
У многих не один паблик, а несколько.
Что им делать с таким ребусом: контент об одном своем паблике в другом своем паблике нужно маркировать или нет? Особенно если паблики — на разные темы.
Но владелец-то — один и тот же человек!
С одними и теми же данными.
А здесь хотя бы оба паблика на одну тему:
14. Упоминание партнеров, призыв подписаться на чужие соцсети
Что делать, если ты не один — у тебя есть партнер, а то и несколько?
А вот здесь интересно!
Девушка пишет, что ее интересует «маркировка рекламы на безвозмездной основе». Ну, то есть, не «маркировка на безвозмездной основе» (привет, ОРД!), а возможность бесплатно рекомендовать коллег в паблике.
Я всё-таки думаю, что здесь речь о том, чтобы порекомендовать приехавших врачей подписчикам паблика, хотя сообщение приведено не целиком. Возможно, я ошибаюсь.
А вот еще кое-что интересное (на оригинал можно взглянуть здесь):
15. Упоминание клиентов. Видеообзоры
Не прилетит ли за это, особенно если твой бизнес — в сегменте B2B («бизнес для бизнеса»), и все твои кейсы — это рассказы о том, что ты сделал для других компаний?
Мой вопрос ФАС:
И ответ ФАС:
Вроде бы логично, да?
Но спросила я вот почему:
А вообще даже в материалах ФАС есть аргументы не только про «свои товары в своих соцсетях». Смотрите:
«Рекламой не считается информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах или в социальных сетях их производителя или продавца. Также обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера не относится к рекламе, если его основной целью не является продвижение товара на рынке».
А мы же не продаем услуги клиентов!
Мы организовываем для них мероприятия и промоакции, а потом упоминаем в кейсах, с какой компанией работали. И в отчетных фото и видео мелькают лого, а иногда и продукция клиентов.
Поэтому думаю, что наша деятельность может совпадать еще и с этим (визуализация от ФАС):
Хотя в ФАС почему-то думают, что только блогеры могут в процессе упоминать те или иные продукты и те или иные компании.
16. Блоги по интересам. Обзорно-информационные паблики
Вот что отвечает представитель ФАС:
Я так понимаю, здесь имеется в виду вот это:
А вот еще вопрос от владельца паблика и ответ от ФАС:
Возможно, здесь тоже есть ответы на ваши вопросы:
А если ваше сообщество транслирует информацию, посвященную культурным учреждениям, то ФАС расценивает это так:
17. Паблики с объявлениями
Ответ ФАС:
И сделали материал:
И, думаю, стоит еще принять во внимание вот это:
Есть еще такие вопросы:
И ответ ФАС:
Однако хорошая новость в том, что:
А здесь как быть?
Ссылки и адреса в объявлении — уже реклама или еще нет?
И про «справку по запросу пользователей»:
18. Афиши в сообществах
Скриншот «Рекламой не является» — это из статьи ФАС «Какая информация в интернете и соцсетях признаётся рекламой?»
И еще ответы ФАС:
19. Вакансии в сообществах
И ответ ФАС:
А чуть позже, 22.09.2023-го, появилась инфографика от ФАС, где про вакансии написано вот что:
20. Поделиться в своем сообществе полезной информацией в посте — это реклама?
21. Поделиться в сообществе информацией не в посте — это реклама?
Людей волнует, не расценит ли ФАС как рекламу обложки сообществ:
А здесь почти лайфхак:
Но…
Ну, всё, теперь обязательно нужно следить, на фоне чего фотографируешься:
На самом деле не так всё печально.
В следующем пункте есть информация про отзывы и комментарии. ↓
22. Личные страницы: молчок про впечатления и никаких рекомендаций друзьям?
Представляю: каждый сидит молча в своей норке даже на своей личной странице, боится про кафе, выставку, ноготочки с ресницами, машины с автозапчастями, про одежду, фильмы, музыку и много чего еще написать.
Настоящая СОЦсеть!
А между тем в ВК появились уже такие посты (взяла в паблике «Церебро Таргет»):
Однако есть такой ответ от ФАС:
Обратите внимание: пока речь идет про «личные соцсети».
23. Что делать с постами с 01.09.2022? Маркировать? Удалять? Или не надо?
Чуть не подрались:
Аргументы:
Выше я приводила инфографику ФАС из статьи «Памятка для блогеров»:
А это — с сайта ФАС:
24. Маркированный пост не пропускают в таргет ВК
25. Маркировка разных видов контента
Нужно и тут и там?
Или только тут?
Или там?
26. Как отредактировать креатив, если токен уже присвоен?
«МедиаСкаут» — это один из официальных ОРД.
Информация о нем есть на сайте ФАС, ссылка есть в начале этой статьи.
27. Отчетность по маркированным креативам: акты
А вы знали, что акт при саморекламе не регистрируется?
Самое главное — не забудьте запомнить количество просмотров:
Но пока неясно, где найти инструкцию, чтобы грамотно заполнить акты:
И еще головоломки:
А что делать с немаркированными постами с 01.09.2022?
Но оказалось, что Роскомнадзор уже разрабатывает поправки:
Так что, пока ждем, продолжаем делать это (правда, пока непонятно, как):
28. ОРД (операторы рекламных данных)
К ОРД у людей тоже есть вопросы:
29. Закрепленные посты. «Если бы мы знали, что это такое!»
С «закрепами» хоть к тарологу иди! Гадать на «Да» или «Нет».
И все равно не поможет.
Началось всё с истории с оштрафованным тату-салоном, которую в паблике «Церебро Таргет» анализировали в одном из постов.
То есть на самом деле тату-салону выписали штраф за неисполнение условий конкурса, но заодно в процессе выяснилось, что закрепленные посты в пабликах ФАС относит к рекламе:
Хотя:
И тут выяснилось, что:
То есть закрепленный пост могут признать рекламой:
А как понять, есть ли реклама в закрепленном посте?
Может, всё-таки какие-то закрепленные посты не считаются рекламой?
Так а что делать-то, чтобы не гадать?
Естественно, всё это — не вердикты от ФАС, но люди общими мозговыми усилиями пытаются найти выход. Спасибо, что это информация — в открытом доступе.
30. Призывы к действию
В продолжение темы закрепленных постов:
Ну, и вообще насчет призывов к действию:
А как же быть с этим?
«Заказать торт» — не призыв?
Призыв — это «Закажите торт»?
Кроме того:
Первый комментатор имеет в виду это:
Но и этому сами же пользователи нашли объяснение:
Формулирование ненавязчивых призывов к действию как способ самосовершенствования. Еще один скилл, который можно начать прокачивать.
Многие о таком и не мечтали!
31. Призыв подписаться на свои ресурсы
Люди спрашивают про призыв подписаться на свои ресурсы, размещенный на других своих ресурсах:
А вот и ответ от ФАС:
А выше, в теме 4, я уже приводила инфографику от ФАС от 02.10.2023-го:
32. Взаимопиар
Ну, и в продолжение темы взаимопиара:
Пока есть вопросы, но нет ответов.
Поэтому:
А вот и дополнения подъехали!
Выше, в пункте 14 «Упоминание партнеров» мы уже разместили такой ответ от ФАС:
33. Конкурсы и розыгрыши
А что насчет конкурсов?
Вы думали, на этом всё?
Не-е-е…
А 02.10.2023-го ФАС в своем ВК-сообществе опубликовала такую инфографику по поводу конкурсов и розыгрышей:
34. Репосты и их маркировка: самая большая загадка осени 2023 года
Вы тоже заметили, что первый комментарий похож на письмо Деду Морозу, да?
Да, тем более что вопросы про репосты делятся на несколько категорий (и, исходя из найденных нами ответов «Роскомнадзора» пользователям, кое-что уже начало проясняться. Ответы опубликовали чуть ниже, взгляните ↓):
1. «Если пост промаркированный, надо ли его дополнительно маркировать при репосте в свой паблик?»
2. «А на личную страницу?»
3. «Если пост немаркированный, надо ли его дополнительно маркировать при репосте в свой паблик?»
4. «А на личную страницу?»
5. «Если рекламодатель хочет разместить пост в моем паблике, кто должен этот пост маркировать и потом за него отчитываться — он или я?»
6. «А если кто-то репостит мой промаркированный пост без моего ведома и не маркирует его, что мне за это будет?»
Ничего.
Главное, что промаркирован исходный пост (см. скрин с ответом «Роскомнадзора» выше).
А вот про рекламодателей:
Еще людей интересует, нужно ли маркировать репосты в рамках конкурсов и розыгрышей:
А если делать репосты в группу / из группы с такой же тематикой?
Как насчет репостов-благодарностей?
А если репостили пост, на который была дана таргетированная реклама, но рекламная кампания уже остановлена?
А на личную страницу можно без маркировки, как и раньше, репостить всё, что понравилось?
А вот вроде хорошая идея!
Но, наверное, вряд ли.
Потому что в этом слайде речь идет про теле- и радиорекламу:
Интересно:
Внезапно:
35. Отзывы
А после этого что-то совсем грустно.
Очень много страха.
И людей можно понять:
Однако есть такой ответ от ФАС:
36. Сториз и VK Clips
37. Записи эфиров
Если открыть слайд 9 от ФАС (от 14.09.2023), то становится понятно, что под «эфирами» подразумевается не только «прямой эфир в соцсетях», а любые программы и передачи, которые уже транслировалась по ТВ или радио.
Что касается «продающих» эфиров от предпринимателей, инфопредпринимателей и специалистов:
38. Видеоуроки
39. Трейлеры к фильмам
40. Презентации на мероприятиях
Вряд ли презентации для мероприятий нужно маркировать, потому что это не интернет-реклама. Цифровой контент — да, но не размещенный в виде страницы сайта, например.
41. Нельзяграм
И ответ ФАС:
42. Если вы не резидент РФ
43. YouTube
44. Telegram
45. Avito
46. Что делать, если вы таргетолог?
Вопросы от таргетологов подробно разбирали в постах и комментариях в ВК-паблике «Церебро Таргет».
Самое главное, о чем стоит помнить, чтобы и самому не попасть под штрафные санкции, и клиента не подставить:
Предупреждение от ФАС:
Также подробно разбирались вопросы о том, в каком случае таргетолог является посредником, какую ответственность он на себя при этом берет, и что делать, чтобы упростить задачу:
47. Закон о маркировке рекламы — рай для жалоб конкурентов и для процветания мошенников?
Люди предполагают даже то, что их могут обязать ответить за чужие репосты:
Да, действительно. ФАС четко отвечает, на ком ответственность:
И вот еще:
Сейчас вообще всё странно:
Кто-то даже думает, как отвечать за чужие сообщения в паблике и как их маркировать. Вдруг это дискредитация, если человек с «подозрительной» обложкой на его личной странице комментирует материалы в вашем паблике:
А кто-то считает, что нововведения — только на руку мошенникам:
48. А если что-то откуда-то репостнут и случайно прорекламируют дети?
Что будет дальше? Мнения пользователей
Продолжение ЗДЕСЬ.
〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰
💜Спасибо! Люблю!💜
Основные кейсы: https://vk.com/albums-42664078.
🟪 🟦 🟪 🟦 🟪 🟦 🟪 🟦 🟪 🟦 🟪
С NICE ВЫ МОЖЕТЕ УДИВИТЬ И УДИВИТЬСЯ!
Не верьте нам на слово — убедитесь сами.
🟣 Пообщайтесь с нами: +7 (966) 1000-777,
🟣 свяжитесь с нами в Telegram: @agency_nice,
🟣 напишите нам: info@nicepro.ru,
🟣 САЙТ: https://nicepro.ru.
NICE против низких продаж. Если вы тоже,
ОСТАВАЙТЕСЬ В НАШЕЙ ЖИЗНИ💜⬇
Вместе мы — сила!
🟪 Instagram (эта соцсеть запрещена в РФ за экстремизм): @nicebtl,
🟪 «ВКонтакте»,
🟪 YouTube,
🟪 VC, бизнес-портал,
🟪 «Яндекс.Дзен»,
🟪 «Яндекс.Услуги».
Елена Мамедова и NICE, федеральное креатив-агентство: events, promo, digital, production.