Автомобиль — продукт точных наук, воплощение математики, даже если он создан исключительно для того, чтобы вызывать эмоции (а ведь и эту характеристику можно измерить). Не говоря уже о цифрах, которыми пронизаны технологии. Метры и микроны, тонны и граммы… это математика производства LADA.
На большом автозаводе в Тольятти площадью 600 га работает мощный автосборочный комплекс — сварка, окраска, сборка. Но уникальность завода в том, что здесь есть еще собственная металлургия, штамповка, производство двигателей, узлов шасси, пластиковых изделий…
Автомобиль начинается со стального листа — он приходит в рулонах массой 8–12 тонн. На одном кузове применяется до 10 сортов стали: от тонкой и пластичной для лицевых панелей (толщиной 0,6–0,8 мм) до стали большей толщины (1 мм и выше) и повышенной прочности для каркаса кузова.
Рулон стали разматывается, раскраивается и попадает в пресс — громадное оборудование размером с дом, который еще уходит вниз на 6 метров. Для каждой кузовной детали нужно 5 циклов работы пресса — с каждым ударом деталь принимает все более сложную форму.
Отштампованные детали поступают в цех сварки, где изготавливается кузов, и на каждом кузове около 5000 точек сварки. Некоторые точки выполняются в полуавтоматическом режиме, а некоторые — на роботизированных линиях. К примеру, кузов LADA Granta варится в «саду роботов», которых там 350 штук.
Оборудования и оснастки на автозаводе сотни и тысячи единиц. Все это требуется постоянно контролировать и настраивать, делать поверку средств измерения и контроля, которые встроены в технологии. В заводских лабораториях каждый год проводится калибровка более 60 тысяч единиц средств измерения и более 90 тысяч единиц средств контроля. А еще 900 единиц измеряются непосредственно в цехах. Точность поверки оборудования для производства основных деталей двигателя — до 2 микрон!
После сварки кузов идет в цех окраски, где на него наносится около 7 кг грунта, краски, лака. Как и в цехе сварки, здесь тоже активно трудятся роботы. Они окунают кузов в ванну с растворами и поворачивают его там, чтобы жидкости, например антикоррозионные реагенты, лучше растеклись по скрытым полостям кузова. Роботы помогают окрашивать кузова, прежде всего самые ответственные — лицевые — поверхности. Современная краска сохнет почти моментально — и вскоре можно начинать сборку. Автомобиль поступает на конвейер длиной около 900 метров. Сборочная линия рассчитана на выпуск 60 автомобилей в час, то есть на полной мощности с конвейера сходит один автомобиль LADA в минуту. Таких конвейеров на АВТОВАЗе 3 линии. То есть максимальная производительность автозавода — это новая LADA каждые 20 секунд. Это — настоящее массовое производство, АВТОВАЗ именно таким и был задуман.
Но все-таки сколько времени нужно чтобы выпустить один автомобиль? На изготовление одной LADA, то есть на сварку, окраску и сборку уходит около суток.
Итак, автомобиль собран и отправляется на тесты (300 метров искусственных препятствий и виражей), а затем на отгрузку. Вскоре он станет частью статистики продаж, которая сообщает нам: в среднем каждый день продается 1000 автомобилей LADA. И на сегодня это более 33% автомобильного рынка.
Куда уезжают LADA, выходя с заводского конвейера? В шоурумы 308 дилерских центров — и эта цифра продолжает расти. Поскольку автосалоны LADA активно работают по схеме «трейд-ин», через несколько лет автомобили снова поступают на дилерскую торговую площадку, теперь уже становясь частью вторичного рынка. Здесь LADA тоже лидирует, занимая более 21% рынка подержанных авто. В этой цифре — и совсем заслуженные и недорогие автомобили ценой в одну среднюю российскую зарплату, и хорошо сохранившиеся топ-модели, и недешевые автомобили в специальном исполнении. Каждый найдет себе автомобиль по вкусу и кошельку — такова математика LADA.