Осложнения в процессе гормонотерапии карциномы молочной железы, конечно, не такие как при химиотерапии и по спектру, и по выраженности, и по продолжительности. Побочки обусловлены механизмом действия, потому неизбежны и очень, очень долгие. Как и чем их можно побороть?
Эндокринную терапию назначают семи из десяти пациенток с карциномой молочной железы. Лечение эффективное и не сравнимое по тяжести с химиотерапией, но связанные со специально вызванном лекарствами дефицитом эстрогена побочные реакции практически неизбежны. Итальянские специалисты в научных публикациях выбрали 10 наиболее частых осложнений гормональной терапии и методы борьбы с ними с подтверждённой эффективностью.
Приливы с ночной потливостью на антиэстрогенотерапии отмечают 95% женщин репродуктивного возраста и каждая третья после менопаузы. Все гормональные средства с той или иной частотой приводят к побочной реакции, на тамоксифене её испытывает чуть ли не каждая вторая, на ингибиторе ароматазы – чуть реже, но больше 37%. Осложнение обусловлено изменением функционирования центра терморегуляции в головном мозге, видимо с этим и связана устойчивость вазомоторной реакции к лекарствам. Умеренная эффективность в купировании осложнения отмечена только у одного антидепрессанта из группы СИОЗС – венлафаксина. Снижающий давление клонидин тоже помогает, но меньше, поэтому ему отвели почётное место альтернативы. Уменьшают вазомоторные негативные проявления иглоукалывание, психологические когнитивные практики и физическая активность.
Боли в суставах на фоне ингибиторов ароматазы испытывает около 46% пациенток, у большинства интенсивность болевого синдрома снижается через полгода лечения. На тамоксифене суставные боли возникают реже и далеко не сразу – после нескольких месяцев терапии. Замена гормонального средства у каждой пятой уменьшает проявления, но вероятность полного исчезновения низка, тогда как гормонотерапия продолжается годами. Клинические исследования антидепрессанта дулоксетина продемонстрировали снижение выраженности боли вполовину. Позитивно на качестве жизни сказалось использование омега-3 жирных кислот, глюкозамина и хондроитинсульфата, комбинации мочегонных препаратов, тогда как применение тестостерона было безрезультатным. Девять клинических исследований показали, что получасовые трижды в неделю физические упражнения умеренной интенсивности существенно снижают выраженность побочной реакции.
Третье в антирейтинге – метаболические нарушения, преимущественно прибавка веса, чуть реже развитие диабета или жировой болезни печени – НАЖБП. Каждая пятая на тамоксифене или ингибиторах ароматазы прибавляет в весе, что становится причиной ускорения развития кардиологической патологии и сахарного диабета. Изменение уровня циркулирующих эстрогенов влияет на биохимию инсулина, вызывая как сахарный диабет, так и жировое перерождение клеток печени у каждой третьей, особенно на фоне ингибиторов ароматазы. Метаболические осложнения не столь тягостны для женщины, как приливы или боли в суставах, но куда агрессивнее воздействуют на органы-мишени и сердечно-сосудистую систему. «На сегодняшний день ни одно фармакологическое вмешательство не доказало своей эффективности в лечении и /или профилактике метаболических нарушений», в противовес результативности физической активности средней и высокой интенсивности и снижению избыточного веса.
Первоисточник: https://oncology.ru/specialist/library/reviews/2023/10/06/
Делитесь своими мыслями в комментариях к посту!