Воображение превыше всего
В 1922 году молодой французский поэт, представитель дадаизма и будущий вождь сюрреалистического движения, Андре Бретон, высказал критику по отношению к последним консервативным тенденциям в современном искусстве, таким как пуризм, и отстаивал более "глубокий" и подробный подход.
Для изменения современных взглядов, он призывал к пересмотру искусства Пабло Пикассо и художников XIX века, связанных с символизмом, включая Поля Гогена, Одилона Редона и Гюстава Моро. Художники-символисты вдохновлялись воображением, изображая загадочные фэнтезийные образы, черпая их из мифологии, Библии и других литературных источников, а также из индивидуальной фантазии. Раннее интересование Бретона к творческим аспектам современного искусства заложило основы для появления сюрреализма в 1924 году. Это движение официально признавало умственную деятельность художника важнейшей, чем любые другие аспекты, особенно формальные проблемы, которые стали характерными для современного искусства. Взгляд сюрреалистов заключался в том, что настоящей целью художника должно быть исследование разума и воплощение мира в соответствии с желаниями воображения. Художники, заботящиеся о вопросах техники живописи и формальной гармонии, по их мнению, увлекаются поверхностной деятельностью и упускают из виду глубокий революционный потенциал человеческого творчества.
Сказочное очарование
Бретон находился в кругу влиятельных личностей своего времени, таких как Гийом Аполлинер, уважаемый современный поэт и влиятельный искусствовед. Аполлинер поддерживал многих выдающихся современных художников и поддерживал тесные отношения с Пабло Пикассо. В дополнение к кубистам, Аполлинер выдвигал и продвигал работы художников в наивных стилях, таких как Анри Руссо и Марк Шагал. Эти художники создавали произведения, которые рассматривались как естественные проявления их творческого воображения. Руссо, будучи таможенным инспектором, стал страстным художником-самоучкой, изображавшим воображаемые экзотические сцены.
Шагал был опытным художником, который рисовал сказочные образы, отражавшие его детские воспоминания о еврейской общине Витебска, Россия (ныне Беларусь). Его восхищали за его способность включать формальные новшества фовистской и кубистской живописи в свои фэнтезийные сцены.
Кошмарные видения
Андре Бретон и будущие сюрреалисты особенно восхищались творчеством художника, оцененного самим Аполлинером, - Джорджио де Кирико. В отличие от Шагала, де Кирико практически не поддавался формальным новаторствам современной живописи. В его творческих концепциях отсутствовало волшебства, присущего работам русско-еврейского художника. По сравнению с яркими калейдоскопическими грезами Шагала о летающих людях и животных, картины де Кирико перед Первой мировой войной представляют собой мрачные кошмары.
С момента 1911 по 1915 годы де Кирико работал в Париже, создавая фантастические сцены, в которых упрощенные образы пустых классических городских пейзажей передавались в утрированной линейной перспективе. Темное угрожающее небо и диагональные узоры резких теней усиливали общее ощущение угрозы. Редкие фигуры, изображенные в силуэтах, были единственными живыми существами в городских пейзажах де Кирико, наполненных статуями и манекенами, изолированно стоящими на сумеречных улицах.
В его произведениях также заметно загадочное распределение отдельных объектов. В картине "Неопределенность поэта" разбитый торс классической обнаженной статуи контрастирует с гроздью бананов рядом с аркадой, а на далеком горизонте к краю полотна мчится паровоз. Каждый объект тщательно изображен, и их размещение кажется продуманным; однако смысл изображения остается открытым для интерпретации. Это именно вызывающее размышления призывание к воображению через сочетание разнородных объектов привлекло внимание Бретона и сформировало одну из основных стратегий сюрреалистического искусства.
Парижский дадаизм и рождение сюрреализма
В период после Первой мировой войны Андре Бретон и другие молодые французские писатели учредили движение Дада в Париже. Сотрудничая с участниками других групп Дада, включая Тристана Цару, Фрэнсиса Пикабиа и Марселя Дюшана, парижские дадаисты разрабатывали различные направления. Несмотря на то, что они приняли стратегию Дада, направленную на атаки на современное общество и искусство через бессмысленные и произвольные акты, со временем они отказались от дадаистского подхода к абсурду как к нигилистическому тупику.
Под руководством Бретона парижские дадаисты обрели новый способ активизировать революционный импульс в современной литературе и искусстве, видя огромный потенциал в бессознательном. Под воздействием опыта работы в психиатрической больнице во время войны Бретон был увлечен последними психологическими теориями и открытиями. С тем, чтобы отыскать высший источник человеческого творчества, дадаисты проводили эксперименты с гипнозом и другими методами, чтобы получить доступ к бессознательной мыслительной деятельности. В результате этих экспериментов возник сюрреализм.
Пробуждение творческих ресурсов разума
Приняв термин "сюрреализм", предложенный ранее Аполлинером, Бретон опубликовал "Манифест сюрреализма" в 1924 году, предоставив свою собственную интерпретацию:
СЮРРЕАЛИЗМ, н. Психический автоматизм в чистом виде, с помощью которого предлагается выразить - словесно, посредством письменного слова или иными средствами - реальное функционирование мысли. Происходит от мысли, в отсутствие какого-либо контроля со стороны разума, свободно от каких-либо эстетических или моральных ограничений.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Философия. Сюрреализм базируется на вере в высшую реальность некоторых форм ранее пренебрегаемых ассоциаций, во всемогущество сновидения, в бескорыстную игру мысли. Его целью является окончательное разрушение других психических механизмов и их замещение в решении всех основных проблем жизни.
Из этих определений видно, что сюрреализм задумывался как нечто большее, чем новое направление в литературе и искусстве. Предполагаемая социальная активность в конечном итоге охватывала широкий спектр. Целью сюрреалистических работ и искусства было "разрушение" логических, практических и моральных рассуждений, которые формируют человеческое восприятие реальности. Вместо этих рассуждений должна была встать сюрреалистическая мысль, которая, используя множество творческих стратегий, освободила бы долгое время подавленный потенциал воображения и бессознательного, осуществляя революцию в реальности.
Сюрреалистическое мышление простирается за пределы художников. Согласно сюрреалистам, бессознательное и рациональное мышление предстают как инструменты, используемые теми, кто открывает новые континенты и законы природы, теми, кто создает инновационные инструменты и методы, и, в конечном итоге, всеми революционерами, чьи идеи способны внести изменения в реальность. Сюрреалистическое мышление рассматривается как средство, доступное каждому, и окончательная цель сюрреалистов заключается в том, чтобы разбудить у публики огромный творческий потенциал собственного разума и воспламенить полное переосмысление мира.