Найти в Дзене
Просто Училка

"Он нормальный! Это учителя виноваты!" О нежелании родителей признавать проблемы ребёнка. Случай из практики репетитора

Оглавление

Готова поделиться с вами тяжким эпизодом из репетиторской практики.

Родители самая крепкая опора в жизни. Они наши ангелы-хранители. Их любовь безраздельна и всегда с нами.

А любовь бывает слепа.
Фото с сайта freepik.com
Фото с сайта freepik.com

Из этических соображений не буду говорить, о мальчике или о девочке идёт речь. Буду писать "ребёнок, подросток, ученик".

Хронология событий

2 года назад. Зима

Здравствуйте, ребёнок совсем слабый по математике. Вообще ничего не понимает. Мы в седьмом. Возьмёте? Учителя менялись, за дистанционное обучение просели.

– На лето возьму, пока не могу.

Лето этого года

– Мы в девятый перешли. По математике совсем плохо стало, а ОГЭ сдавать. Возьмёте нас?

– Возьму.

"За год можно многое успеть, не в первый раз. За август втянемся, к концу сентября работать начнём, а там и до успеха недалеко..." – так думал репетитор в начале пути.

Занятие №1

Слабейший ученик. Говорит мало. Ёрзает и качается. Глаза в постоянном движении. Трёт руками лицо. Отвечает односложно и невпопад. Всё время переспрашивает в форме "А? А?!" Зависает. Считает плохо, медленно и неправильно, азов не знает, путает названия геометрических фигур. Стремления узнать и погрузиться в математику не проявляет. Он вообще пока себя никак не проявляет. (На первом же уроке установила низкий уровень эмпатии.)

Не понравился сразу. Списала на волнение, только познакомились. Закрылся. Волновался. Устал.

Мама со мной связалась, сообщив что подростку очень понравилось занятие, и спросила, как прошло. Отчиталась: подтвердила низкий уровень и неготовность к ОГЭ.

"Странно. А мне показалось, что всё прошло хорошо..."

Занятие №2

Продолжила тестирование. Пробовала несколько подходов, применяла разные методические приёмы. Раскачивала и заводила; поддерживала и помогала; давала отдыхать и хвалила.

Провела беседу, в ходе которой с трудом удалось выяснить, что ученик поменял несколько школ из-за учителей. Они давили, придирались и ставили низкие оценки. Сама беседа выглядела так: я предполагала, а ученик подтверждал или опровергал. Да-нет.

Мама продолжает спрашивать, как прошло. Говорю правду. Она продолжает настаивать, что ребёнку всё нравится.

Занятие №3

Обычно до этого не доходит, но пришлось выводить на эмоции. Надо же было как-то достать человека из состояния "ну, да, нет".

И вот тут удалось выяснить одно обстоятельство: из всех человеческих состояний ему ближе всего... агрессия. На ней он здорово раскрылся и продержался около трёх минут. Скачок адреналина был очевиден. Мы успели разобрать формулу площади треугольника и применить её на практике.

Дальше пошла долговременная фаза расслабления. Урок фактически закончился.

Неудобные моменты в работе репетитора

Я не знаю, кто как работает, это личное дело каждого. Мне нужен результат. В первую очередь. И если ради нашего общего успеха приходится задавать некрасивые вопросы, смело так и делаю.

Таким образом мне удалось распознать ЗПР, СДВГ, не говоря о дислексии в некоторых её проявлениях, и ещё кое-что на букву "а". Правда в тех эпизодах речь шла о младших школьниках.

Собирала наблюдения, приглашала родителей на уроки, показывала и объясняла. Верили и разбирались.

В этот раз я тоже тактично и аккуратно спросила в переписке: не было ли у нас каких-нибудь диагнозов? Ответ получила однозначный – нет. Расспросила про истории со злыми учителями – да, так и было. Третировали, издевались, занижали, приходилось менять школы.

– Что думаете, сдаст ОГЭ?

– Если ничего не изменится, я его не смогу подготовить. Он не работает на моём уроке, не вовлекается в процесс обучения. Может быть, я не ваш репетитор, такое бывает. А может быть, ещё втянется. Время пока есть. Решайте сами.

– Но ему очень нравится!

Какие могут быть объективные причины провального сотрудничества результативного репетитора* и ученика?

  1. Ученик в ходе дистанционного урока отвлекается. К примеру, играет в телефон или переписывается с друзьями. Ему урок не противен, но играть интереснее. Инфантильность.
  2. Ученик просто тянет время, зная, что вредные родители найдут ему другого репетитора, а этот хотя бы весёлый и добрый. "Прикольный" (со слов подростка). Невовлечённость.
  3. Месть родителям через репетитора. Тратьте ваши кровные копеечки, а я вам сейчас покажу, кто главный в доме. Видал я эту математику. Троллинг/протест/переходный возраст.
  4. Отсутствие контакта между учеником и репетитором.
  5. Невозможность усваивать информацию. Причины бывают разные, пубертат – то ещё испытание. Или какая-нибудь проблема, упущенная в детстве. Незамеченная. В общем, не норма.

Результативный репетитор – когда по семь уроков в день с одним выходным в воскресенье. Иногда без него. И так 15 лет подряд.

Поясню пункт №3. Контакт в контексте статьи – неосязаемая двусторонняя связь, являющаяся основой для успешной передачи данных одной стороной и для их приёма другой стороной. Обычно мне удаётся этот контакт устанавливать в первые пять уроков. Интуитивно, да и опыт помогает.

Подтвердила отсутствие пунктов 1-2 через маму. Она же забраковала пункт 4. Ему же нравится! Я контакта не чувствовала, честно. Но была надежда, что если дальше биться, то результат появится. Хотя уже тогда интуиция подсказывала: это последний пункт.

Надо было проверить.

Занятия 4-7

Проходят точно так же. Пытаюсь преподавать, учить. В ходе этих занятий отсекаю пункт 3 и налаживается пункт 4. Пусть медленно, криво-косо, но кое-что стало получаться.

И потолок. Упёрлись. Ученик сделал всё, что мог сделать. На седьмом занятии мы откатились к первому. Регресс с неопределённым периодом восстановления.

Так пункт №5 высветился сам собой. Для меня. Методом исключения.

Последнее занятие

– Ну как у вас успехи? Сдаст?

– А хотите сами посмотреть?

– Да! Давайте!

Договариваемся о съёмке части урока. Беру письменное разрешение на действия, чтобы потом не было недоразумений. Готовлюсь к уроку. Понимаю, что к последнему. Цель: показать маме наличие проблемы/проблем. Я не знаю, каких конкретно. Лишь догадываюсь, предполагаю.

Надо было, чтобы мама это увидела сама, признала и начала бы принимать меры.

Она увидела. Только результат получился обратный. Свалив всё на репетитора, она отказалась от моих услуг...

не заплатив за урок.

Тем самым, развязала мне руки. Первым порывом было сразу показать запись специалистам. Исключительно проверить, сколько я выбила из пяти предположений. Три из пяти или всё-таки четыре? Однако одумалась и пресекла азарт. Гордыня. Жизнь – не боулинг. Нельзя так поступать. Неэтично.

Первая реакция была защитной. Я очень сильно хочу помочь всем детям, но технически такие чаяния неосуществимы. Вот и разозлилась. Как и все нормальные люди.

Пишу и думаю, что лучшим решением было бы дать подростку тест на IQ. И показать маме. Поздно я додумалась. Всего лишь дать тест! Просто таких случаев в практике не было! Растерялась!

Ага, оправдание есть у всех и всегда.

***

Иногда, когда у наших детей что-то не получается, мы ищем причину во внешнем круге. В злых учителях, в бестолковых репетиторах, в занудных родственниках. Бывает, что мы ищем её в себе, надеясь найти ответ, что мы делаем не так, почему не получается, почему всё так плохо?!

А если причина внутри? Если она в самом ребёнке? Нет? Не может быть?!

Так только хуже. Поверьте. Причём не вам. Ребёнку хуже.

Не знаю, что тут комментировать. Больная история. Насквозь.

P. S.: На освободившееся место пришла награда. Славный мальчишка восьмого класса. "Как?! Уже час прошёл?! Не заметил!" С первых же пяти минут контакт образовался.

Прочный, верный, чёткий. Осязаемый.

Сама не поняла, куда мы этот час дели. Подготовка к контрольной была у нас.

А за неё... ПЯТЬ!!! Сразу! На лету он тему схватил! Я так обрадовалась! Потому что здесь точно помогу😏👍

Важное!

Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.

Однако, если вы решите меня поддержать, мне будет очень приятно😊🙏