Свой престол главной женщины Вагнера Козима оберегала очень тщательно, тем более, что её супруг легко воспламенялся женским очарованием. И хотя Вагнер пытался скрыть от неё свои увлечения, она всегда давала жёсткий отпор любому посягательству на его внимание и чувства.
Но главной занозой в её ревнивой душе была женщина, которая никакой реальной угрозы ей уже давно не представляла - Матильда Везендонк.
Это продолжение истории о второй жене Рихарда Вагнера и дочери Ференца Листа Козиме. Здесь предыдущие части: 👉первая, 👉вторая, 👉третья, 👉четвёртая, 👉пятая, 👉шестая, 👉седьмая.
Призрак Матильды
Вероятно, Козиму всю жизнь мучило понимание того, что её отношения с Вагнером никогда не поднимались до космических высот его романа с Матильдой Везендонк, воплощённых в любовном гипнозе музыки "Тристана и Изольды".
Эту пару влюблённых в период расцвета их романа она видела своими глазами, когда гостила у него в Цюрихе с Гансом фон Бюловым (об этом 👉здесь), и ещё тогда масштаб этого чувства был виден невооружённым взглядом. Кстати, не только ей.
Неоднозначные отношения Вагнера с четой Везендонк были темой разговоров и сплетен в обществе, и всем было понятно, с какой натуры он написал Изольду в своей опере, и кто тут был Тристаном, а кто королём Марком.
Так что, супруги Везендонк, которые, несмотря ни на что, остались верными фанатами Вагнера, впоследствии даже не приехали на премьеру этой оперы, чтобы не раздувать лишние пересуды.
Разрыв с Матильдой был очень мучительным для Вагнера. Он уехал в Венецию, где в одиночестве изливал свою неутолённую любовь в музыке "Тристана" и в дневнике для Матильды - одном длинном и вдохновенном письме к возлюбленной. Здесь отрывок 👇
Их отношения не прервались совсем и продолжились позже довольно нетипично: они перешли на уровень дружелюбно-официального общения: Вагнер был очень многим обязан этой семье. Интимное «ты» в письмах Вагнера к Матильде сменилось почтительным "вы", но он продолжал иногда писать и ей, и её мужу, и даже их детям. Иногда их пути пересекались, и они общались как добрые старые друзья.
Уничтожить музу
После замужества Козиме тоже пришлось включиться в это общение, хотя можно представить, чего ей стоили эти встречи. Козима вынуждена была поддерживать хорошую мину в игре, которую она проигрывала своей сопернице с большим счётом во всех отношениях.
Матильда была богата, щедра и красива, любовь Вагнера досталась ей без всякого труда, и даже честь свою она ничем не запятнала – была откровенна с мужем и сумела удержать Вагнера на безопасном расстоянии. Она парила над Вагнером в образе недосягаемой музы, принимая от влюблённого гения музыкальные дары и вдохновенные письма.
Вот такое, к примеру, пламенное посвящение написал Вагнер на партитуре первого действия "Тристана и Изольды", преподнесённого Матильде на Новый 1857 год:
«Всё, что они оплакали и от чего отказались, все их слезы и поцелуи, отлитые в целомудренном золоте музыки, я кладу к твоим ногам во славу ангела, поднявшего меня на эту высоту!»
Кроме "Тристана и Изольды" Вагнер положил к её ногам также поэтичную фортепианную Сонату ля-бемоль мажор и вступление к «Валькирии». Более того, Матильда сумела на равных войти с Вагнером в творческий тандем: на её стихотворения он написал пять прекрасных песен.
Всё это, несомненно, уязвляло Козиму. В отличие от соперницы она пришла к Вагнеру долгим и мучительно трудным путём, жертвуя ради него всем, чем только возможно. Поэтому ей очень хотелось бы стереть Матильду из биографии мужа ластиком, чтобы именно она – Козима – запечатлелась в истории как единственная большая любовь гения.
Конечно, это было невозможно. Но суровая школа жизни в лице мадам Патерси, фрау фон Бюлов и годы травли в мюнхенской прессе научили её бороться с непреодолимыми обстоятельствами.
Сначала Козима позаботилась, чтобы вся переписка Матильды и Вагнера осталась недоступной для биографов. Она написала Матильде с просьбой вернуть письма мужа, но та ответила ей вежливым отказом. Тогда Козима стала действовать через Вагнера. Он написал Матильде и получил от неё обещание не публиковать его письма. Козиме он сказал, что письма сожжены (об этом есть запись в её дневнике).
Все письма Матильды, хранимые Вагнером, Козима уничтожила. Кстати, свою переписку с Вагнером тех времён, когда она носила фамилию фон Бюлов, она сожгла тоже.
Имя Матильды едва упоминается в первых больших, сияющих лаком и глянцем биографиях Вагнера Карла Глазенапа и Хьюстона Чемберлена, поскольку они писались под строгим контролем Козимы. И даже в собственных мемуарах ("Моя жизнь") Вагнер искусно обходит тему его "первой и единственной любви», ведь он писал их не сам, а диктовал Козиме. Естественно, что он скрыл правду, боясь оскорбить её чувства.
Козни Козимы
Но этого было мало. Козима без устали интриговала против экс-соперницы и как могла развенчивала Матильду в глазах Вагнера, хотя тут она, скорее всего, ломилась в открытые двери – он и сам уже охладел к бывшей музе.
Вот она раскрывает мужу скрытый смысл букета эдельвейсов, который Матильда прислала ей в знак поздравления с бракосочетанием. Эти милые цветочки растут на склонах горных ущелий, и не значит ли это, что Матильда от всего сердца желает невесте судьбы неосторожной козочки, ступившей на край пропасти?
Или с тонким женским коварством она обращает внимание Вагнера на то, что Матильда покрасила волосы в чёрный цвет - ужасный моветон для благородной дамы, а ведь ещё «четыре года назад она была довольно миловидна».
Ничем не выдавая супругу свою неприязнь к Матильде, Козима каждый раз поворачивает разговор так, что Вагнер раздражается и уже не желает ничего о ней слышать. Все его реплики из таких разговоров она скрупулёзно фиксирует в дневнике для сведения потомков. Из него можно узнать, что Матильда – просто «приятельница» Вагнера, что романтические письма он ей если и писал, то с благотворительной целью прикрыть этой «благородной завесой» «откровенно банальный характер» этой интрижки, что сам он не находил в Матильде ни ума, ни литературного дара.
Но самой главной – стратегической задачей Козимы было отобрать у Матильды честь быть в памяти потомков вагнеровской Изольдой. Козима попыталась сделать всё, чтобы изгнать из "Тристана" Вагнера дух Матильды и вложить в этот сюжет историю своей любви.
Это было непросто, но Козима была настойчива. В дневнике она постоянно внушает будущим читателям, что именно её и никого другого Вагнер называл этим именем, именно её и никого другого он любил больше жизни. В решимости играть эту роль до конца она намеревалась умереть с Вагнером в один день – точно так же, как Тристан и Изольда в опере. Об этом она говорила Вагнеру, писала в своём дневнике, и даже король Людвиг был посвящён в её планы.
О том, как Козима пережила смерть своего супруга и что было дальше - в окончании этой истории 👇
Начало здесь 👇
Подборка материалов о Вагнере здесь 👇
О популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"