Найти в Дзене
культшпаргалка

Убрать Матильду: восьмая часть истории о главной женщине Рихарда Вагнера

Оглавление

Свой престол главной женщины Вагнера Козима оберегала очень тщательно, тем более, что её супруг легко воспламенялся женским очарованием. И хотя Вагнер пытался скрыть от неё свои увлечения, она всегда давала жёсткий отпор любому посягательству на его внимание и чувства.

Козима Вагнер.
Козима Вагнер.

Но главной занозой в её ревнивой душе была женщина, которая никакой реальной угрозы ей уже давно не представляла - Матильда Везендонк.

Это продолжение истории о второй жене Рихарда Вагнера и дочери Ференца Листа Козиме. Здесь предыдущие части: 👉первая, 👉вторая, 👉третья, 👉четвёртая, 👉пятая, 👉шестая, 👉седьмая.

Призрак Матильды

Вероятно, Козиму всю жизнь мучило понимание того, что её отношения с Вагнером никогда не поднимались до космических высот его романа с Матильдой Везендонк, воплощённых в любовном гипнозе музыки "Тристана и Изольды".

Эту пару влюблённых в период расцвета их романа она видела своими глазами, когда гостила у него в Цюрихе с Гансом фон Бюловым (об этом 👉здесь), и ещё тогда масштаб этого чувства был виден невооружённым взглядом. Кстати, не только ей.

Неоднозначные отношения Вагнера с четой Везендонк были темой разговоров и сплетен в обществе, и всем было понятно, с какой натуры он написал Изольду в своей опере, и кто тут был Тристаном, а кто королём Марком.

Джон Дункан. Тристан и Изольда. 1912 г.
Джон Дункан. Тристан и Изольда. 1912 г.

Так что, супруги Везендонк, которые, несмотря ни на что, остались верными фанатами Вагнера, впоследствии даже не приехали на премьеру этой оперы, чтобы не раздувать лишние пересуды.

Разрыв с Матильдой был очень мучительным для Вагнера. Он уехал в Венецию, где в одиночестве изливал свою неутолённую любовь в музыке "Тристана" и в дневнике для Матильды - одном длинном и вдохновенном письме к возлюбленной. Здесь отрывок 👇

Их отношения не прервались совсем и продолжились позже довольно нетипично: они перешли на уровень дружелюбно-официального общения: Вагнер был очень многим обязан этой семье. Интимное «ты» в письмах Вагнера к Матильде сменилось почтительным "вы", но он продолжал иногда писать и ей, и её мужу, и даже их детям. Иногда их пути пересекались, и они общались как добрые старые друзья.

Уничтожить музу

После замужества Козиме тоже пришлось включиться в это общение, хотя можно представить, чего ей стоили эти встречи. Козима вынуждена была поддерживать хорошую мину в игре, которую она проигрывала своей сопернице с большим счётом во всех отношениях.

Матильда была богата, щедра и красива, любовь Вагнера досталась ей без всякого труда, и даже честь свою она ничем не запятнала – была откровенна с мужем и сумела удержать Вагнера на безопасном расстоянии. Она парила над Вагнером в образе недосягаемой музы, принимая от влюблённого гения музыкальные дары и вдохновенные письма.

Вот такое, к примеру, пламенное посвящение написал Вагнер на партитуре первого действия "Тристана и Изольды", преподнесённого Матильде на Новый 1857 год:

«Всё, что они оплакали и от чего отказались, все их слезы и поцелуи, отлитые в целомудренном золоте музыки, я кладу к твоим ногам во славу ангела, поднявшего меня на эту высоту!»
Матильда Везендонк.
Матильда Везендонк.

Кроме "Тристана и Изольды" Вагнер положил к её ногам также поэтичную фортепианную Сонату ля-бемоль мажор и вступление к «Валькирии». Более того, Матильда сумела на равных войти с Вагнером в творческий тандем: на её стихотворения он написал пять прекрасных песен.

Всё это, несомненно, уязвляло Козиму. В отличие от соперницы она пришла к Вагнеру долгим и мучительно трудным путём, жертвуя ради него всем, чем только возможно. Поэтому ей очень хотелось бы стереть Матильду из биографии мужа ластиком, чтобы именно она – Козима – запечатлелась в истории как единственная большая любовь гения.

Конечно, это было невозможно. Но суровая школа жизни в лице мадам Патерси, фрау фон Бюлов и годы травли в мюнхенской прессе научили её бороться с непреодолимыми обстоятельствами.

Павел Жуковский. Портрет Козимы Вагнер, написанный по заказу Рихарда Вагнера (1880 г.)
Павел Жуковский. Портрет Козимы Вагнер, написанный по заказу Рихарда Вагнера (1880 г.)

Сначала Козима позаботилась, чтобы вся переписка Матильды и Вагнера осталась недоступной для биографов. Она написала Матильде с просьбой вернуть письма мужа, но та ответила ей вежливым отказом. Тогда Козима стала действовать через Вагнера. Он написал Матильде и получил от неё обещание не публиковать его письма. Козиме он сказал, что письма сожжены (об этом есть запись в её дневнике).

Все письма Матильды, хранимые Вагнером, Козима уничтожила. Кстати, свою переписку с Вагнером тех времён, когда она носила фамилию фон Бюлов, она сожгла тоже.

Имя Матильды едва упоминается в первых больших, сияющих лаком и глянцем биографиях Вагнера Карла Глазенапа и Хьюстона Чемберлена, поскольку они писались под строгим контролем Козимы. И даже в собственных мемуарах ("Моя жизнь") Вагнер искусно обходит тему его "первой и единственной любви», ведь он писал их не сам, а диктовал Козиме. Естественно, что он скрыл правду, боясь оскорбить её чувства.

Рихард Вагнер, Козима Вагнер, Генрих фон Штайн (учитель Зигфрида), художник Павел Жуковский и старшие дочери Козимы - Даниэла и Бландина фон Бюлов.
Рихард Вагнер, Козима Вагнер, Генрих фон Штайн (учитель Зигфрида), художник Павел Жуковский и старшие дочери Козимы - Даниэла и Бландина фон Бюлов.

Козни Козимы

Но этого было мало. Козима без устали интриговала против экс-соперницы и как могла развенчивала Матильду в глазах Вагнера, хотя тут она, скорее всего, ломилась в открытые двери – он и сам уже охладел к бывшей музе.

Вот она раскрывает мужу скрытый смысл букета эдельвейсов, который Матильда прислала ей в знак поздравления с бракосочетанием. Эти милые цветочки растут на склонах горных ущелий, и не значит ли это, что Матильда от всего сердца желает невесте судьбы неосторожной козочки, ступившей на край пропасти?

Или с тонким женским коварством она обращает внимание Вагнера на то, что Матильда покрасила волосы в чёрный цвет - ужасный моветон для благородной дамы, а ведь ещё «четыре года назад она была довольно миловидна».

Ничем не выдавая супругу свою неприязнь к Матильде, Козима каждый раз поворачивает разговор так, что Вагнер раздражается и уже не желает ничего о ней слышать. Все его реплики из таких разговоров она скрупулёзно фиксирует в дневнике для сведения потомков. Из него можно узнать, что Матильда – просто «приятельница» Вагнера, что романтические письма он ей если и писал, то с благотворительной целью прикрыть этой «благородной завесой» «откровенно банальный характер» этой интрижки, что сам он не находил в Матильде ни ума, ни литературного дара.

Но самой главной – стратегической задачей Козимы было отобрать у Матильды честь быть в памяти потомков вагнеровской Изольдой. Козима попыталась сделать всё, чтобы изгнать из "Тристана" Вагнера дух Матильды и вложить в этот сюжет историю своей любви.

Это было непросто, но Козима была настойчива. В дневнике она постоянно внушает будущим читателям, что именно её и никого другого Вагнер называл этим именем, именно её и никого другого он любил больше жизни. В решимости играть эту роль до конца она намеревалась умереть с Вагнером в один день – точно так же, как Тристан и Изольда в опере. Об этом она говорила Вагнеру, писала в своём дневнике, и даже король Людвиг был посвящён в её планы.

О том, как Козима пережила смерть своего супруга и что было дальше - в окончании этой истории 👇

Начало здесь 👇

Подборка материалов о Вагнере здесь 👇

Рихард Вагнер | культшпаргалка | Дзен

О популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"

-6

СПАСИБО за лайки и комментарии! 🌺