Найти в Дзене
культшпаргалка

Шесть лет позора: пятая часть истории о главной женщине Рихарда Вагнера

До конца своих дней Козима будет отмывать свой моральный облик, чтобы как-то оправдаться перед детьми и потомками за те шесть лет (начиная с приезда в Мюнхен), в течение которых она, попирая элементарные основы человеческой порядочности, напролом шла к Вагнеру. Это продолжение истории о второй жене Рихарда Вагнера и дочери Ференца Листа Козиме. Здесь предыдущие части: 👉первая, 👉вторая, 👉третья, 👉четвёртая. Любовь к Вагнеру - первая в её жизни - не просто пробудила, а взорвала в душе терпеливой и застенчивой Козимы огромные ресурсы внутренней силы. Не было средства в её арсенале, которое бы она не использовала, чтобы добиться своей цели: грубая ложь и искусный блеф, отречение от веры и родного отца, а также полное самоуничижение, заставлявшее её годами терпеть публичный позор. При этом, как бы между делом, не дожидаясь лучших времён и развода с фон Бюловом, она накрепко связала себя с Вагнером, родив ему за эти шесть лет троих детей. В итоге Козима добилась полного и безоговорочно
Оглавление

До конца своих дней Козима будет отмывать свой моральный облик, чтобы как-то оправдаться перед детьми и потомками за те шесть лет (начиная с приезда в Мюнхен), в течение которых она, попирая элементарные основы человеческой порядочности, напролом шла к Вагнеру.

Это продолжение истории о второй жене Рихарда Вагнера и дочери Ференца Листа Козиме. Здесь предыдущие части: 👉первая, 👉вторая, 👉третья, 👉четвёртая.

Любовь к Вагнеру - первая в её жизни - не просто пробудила, а взорвала в душе терпеливой и застенчивой Козимы огромные ресурсы внутренней силы. Не было средства в её арсенале, которое бы она не использовала, чтобы добиться своей цели: грубая ложь и искусный блеф, отречение от веры и родного отца, а также полное самоуничижение, заставлявшее её годами терпеть публичный позор. При этом, как бы между делом, не дожидаясь лучших времён и развода с фон Бюловом, она накрепко связала себя с Вагнером, родив ему за эти шесть лет троих детей.

В итоге Козима добилась полного и безоговорочного триумфа. Она победила всех своих врагов, соперниц, общественное мнение и даже самого Вагнера.

Эти шесть лет - отдельная история, заслуживающая более подробного описания.

Мюнхенский Распутин

Итак, весной 1864 года Козима с двумя детьми приехала в Мюнхен по приглашению Вагнера, опередив мужа на десять дней. Об этом в предыдущей части 👇

Но ситуация классического любовного треугольника очень скоро переросла в более сложную фигуру, как минимум, пятиугольную. Это был сложно завязанный узел чувств и интересов – личных, творческих, финансовых и даже политических - с максимальным натяжением всех нитей. Если свести все эти отношения к элементарной схеме, то получится так.

Козима любит Вагнера. Ганс фон Бюлов тоже готов отдать за него душу. Но в сердце Вагнера не всё так однозначно: он, вероятно, любит Козиму, но дело (творчество) – прежде всего, поэтому всё же бóльшую ценность для него представляет Ганс как незаменимый проводник его музыкальной политики. Как ни парадоксально, Вагнера вполне устраивает этот треугольник: мужа своей любимой женщины он всеми силами удерживает рядом.

Четвёртый угол в этой фигуре - Людвиг II, который тоже любит Вагнера как Бога. Вагнер искренне симпатизирует юному королю, но гораздо больше он любит его деньги. Содержание, которое назначил ему Людвиг, в два раза больше, чем зарплата любого из королевских министров. Поэтому самый главный интерес Вагнера - сохранить расположение монарха, от которого зависит всё вообще.

Но есть ещё и пятая сторона – мюнхенская общественность во главе с правительством Баварии. В Мюнхене ненавидят этого «саксонского гнома» (так здесь называют Вагнера), нагло узурпировавшего мозг, душу и деньги короля.

И хотя король пока тратит на Вагнера не государственные, а свои собственные деньги, его аппетиты уже начинают угрожать казне Баварии. На постановках вагнеровских опер в придворном театре вспыхивают акции протеста, а мюнхенская пресса публикует разоблачительные статьи и множество карикатур на тему алчности королевского любимца.

Здесь под звуки музыки Вагнера в его кабинет сами собой идут мешки с флоринами:

Карикатура из мюнхенской газеты "Пунш", 1865 г.
Карикатура из мюнхенской газеты "Пунш", 1865 г.

"Обычный визит" - так подписан этот рисунок, на котором Вагнер стучится в дверь сейфа с деньгами:

-3

За пределами Баварии - в Вене не стеснялись изображать в карикатурном виде не только Вагнера, но и самого короля Людвига II. Здесь он уступает своему кумиру все атрибуты монархической власти:

-4

Будоражит общественность и то, что влияние королевского фаворита распространяется на политические вопросы, любое слово и мнение Вагнера для короля драгоценно. Довольно быстро Вагнер восстанавливает против себя всех, и ему стоит очень больших трудов удержать свои позиции в Мюнхене.

В этой расстановке Козиме достаётся последнее место - после короля, правительства и Ганса. Вагнер прекрасно понимает, что она и так будет рядом - у неё просто нет другого выхода.

Но не такова Козима, ей не подходит роль пешки. Она ведёт свою игру, цель которой – сделать любимого королём ситуации и стать его королевой. Тем более, что Минна - жена Вагнера - умерла в 1865 году в Дрездене, и теперь ничто не мешало ей воссоединиться с любимым. Не считая, конечно, её собственного мужа.

Железная Козима

Если не знать, сколько страданий, нервов, разочарований, стыда и унижения пережили некоторые участники этой истории, то картина будет выглядеть как придуманный кем-то водевиль. Слишком уж откровенно попирается правда и здравый смысл всеми её персонажами.

Чтобы быть поближе к театру, уже к осени 1864 года Вагнер переезжает из виллы Пелле на берегу Штарнбергского озера, где он провёл с Козимой десять незабываемых дней, в красивый особняк в центре Мюнхена, дарованный ему королём.

-5

Он приближает к себе Козиму, назначив её на должность экономки и личного секретаря. Здесь она проводит все дни с утра до вечера, занимается учётом корреспонденции и начинает записывать мемуары композитора, которые заказал ему Людвиг II. Оба делают вид, что ничего не происходит.

Но происходит то, что в апреле, через девять месяцев после памятного уединения Козимы и Вагнера на вилле в Штарнберге, у неё рождается дочь.

Несмотря на то, что Ганс уже догадывался об отношениях своей жены и друга, вряд ли он знал точно, что этот ребёнок не его. По крайней мере, он приглашает Вагнера быть крестным отцом. Девочка получает имя Изольда в честь «Тристана и Изольды» Вагнера, которую Ганс как раз готовил к постановке.

К этому времени Мюнхен уже гудит слухами. Слишком сильно фаворит короля раздражает его кабинет министров – он вмешивается даже в вопросы международной политики. Его возмутительно аморальное сожительство с супругой главного дирижёра придворного театра становится темой фельетонов и карикатур. Для католического Мюнхена такая ситуация выглядит вопиюще.

Козима подвергается настоящей травле в прессе.

Вагнер с Козимой и Ганс фон Бюлов идут на репетицию "Тристана и Изольды". Карикатура из мюнхенской газеты "Пунш". 1864 г.
Вагнер с Козимой и Ганс фон Бюлов идут на репетицию "Тристана и Изольды". Карикатура из мюнхенской газеты "Пунш". 1864 г.
Никто не отказывает себе в удовольствии унизить любовницу алчного королевского фаворита. Однажды, когда она по поручению Вагнера приехала в канцелярию, чтобы забрать причитающееся ему годовое содержание, кассир выдал ей всю сумму металлическими монетами. Ни один человек не шевельнул пальцем, чтобы помочь ей погрузить неподъёмные мешки в карету.

На Людвига II оказывается сильное давление, количество компромата на Вагнера растёт с каждым днём.

"Почтовая голубка"

Вагнер чего только ни делает, чтобы ситуация не взорвалась: он даёт честное благородное слово королю, что это все подлые сплетни и происки врагов. Он пишет открытое письмо в мюнхенскую газету с опровержением бессовестной клеветы и даже заставляет обманутого Людвига публично поручиться за честь семейства фон Бюлов.

Одновременно он уверяет Ганса в нерушимой дружбе, и просит Козиму потерпеть и быть пока при муже. Козима послушно терпит и налаживает отношения с Гансом. Ситуация накаляется всё больше.

Только два года Вагнер удержался в статусе королевского фаворита с беспредельными полномочиями. В декабре 1865 года под давлением правительства и общественности Людвиг II всё же удаляет его из Мюнхена, но продолжает всеми силами поддерживать своего любимца на расстоянии.

Как только Вагнер устраивается на новом месте (в швейцарском Трибшене), Козима снова покидает мужа и приезжает к нему с тремя своими детьми.

Оскорблённый Ганс не в силах снести очередное предательство. Он заявляет об отставке и готовится к отъезду из Мюнхена. Когда до Вагнера доходит эта весть, он отправляет Козиму с детьми обратно к мужу восстанавливать отношения. Козима подчиняется, но Бюлов всё равно уезжает, и через некоторое время она опять возвращается к любимому со всеми детьми и известием о новой беременности.

Спустя несколько месяцев в Трибшене она родила Вагнеру вторую дочь. Девочку назвали Евой - именем героини вагнеровских «Мейстензингеров». Вагнер сделал фотографическую карточку с ней на руках.

-7

Поскольку Козима всё ещё жена Ганса, Ева – как и Изольда - получает его фамилию - фон Бюлов.

Между тем Вагнеру пишут из Мюнхена, что в отсутствие Ганса фон Бюлова его оперы ставятся из рук вон плохо, никто не может заменить его в театре. Вагнер сильно озабочен этим обстоятельством - для него нет ничего важнее, чем продвижение собственной музыки. Используя все ресурсы своего красноречия, правдами и неправдами он возвращает друга обратно в Мюнхен. Чтобы как-то сгладить конфликт и успокоить общественность и короля, он в очередной раз воссоединяет семью, отправив к Гансу его жену и всех четверых уже детей.

Эта наглая имитация благопристойной семейной жизни возмущает общественность. Мюнхенская пресса открыто глумится над всеми персонажами этого треугольника. Козиму, постоянно курсирующий между двумя мужчинами, называют «почтовой голубкой».

Нетрудно догадаться, что произошло дальше. В один прекрасный день Козима, словно стрелка компаса, всегда указывающая в одну сторону, снова возвращается к Вагнеру со всеми детьми и вестью о пятом ребенке под сердцем. Теперь уже навсегда.

Через тернии к Вагнеру

Ференц Лист, отец Козимы, который только недавно принял малый постриг и стал аббатом, напрасно призывает дочь внять голосу Бога, рассудка и совести:

«Куда ты идешь? В чем ты пытаешься меня убедить? Всё мертво для тебя, кроме одного человека…Хотя ты, возможно, и хочешь жить только для него, но это вряд ли будет возможным, поскольку смертельным ядом пропитана та основа, на которой вы стремитесь построить свое благополучие. А ваши дети? Чему вы научите их?.. Не усвоят ли они то, что зло следует называть добром, день — ночью, а горькую пищу — сладкой? Да, дочь моя, то, что ты собираешься сделать, есть зло перед Богом и людьми.
…Я прошу тебя, во имя твоих материнских чувств, отказаться от своего рокового плана и опасных заблуждений и не приносить себя в жертву заклятому идолу. …Ты не должна оставлять благороднейшего из мужей; ты не должна вводить в заблуждение своих детей; ты не должна идти против меня и бездумно бросаться в пропасть морального и материального страдания; и наконец, ты не должна отрекаться от Бога…»

Но Лист ничего не добился. Результатом было только то, что Козима навсегда заняла враждебную позицию по отношению к отцу.

Спустя несколько месяцев Бюлов прочитает в газете, что «любовница Вагнера Козима фон Бюлов родила сына». Это стало последней каплей в его чаше терпения, и он, наконец, уезжает из Мюнхена окончательно.

На этом заканчивается шестилетняя эпопея любви, терпения, страданий, эгоизма и предательства.

После рождения Зигфрида 6 июня 1869 года (это имя главного героя «Кольца нибелунга») - пятого ребёнка Козимы - она, наконец, с извинениями попросила у Ганса развод: этот мальчик не мог быть фон Бюловом, Вагнер хотел дать наследнику своё имя.

Ганс, поначалу то и дело хватавшийся за пистолет, в конце концов сумел сдержать свои обиды. Он написал Козиме спокойное письмо без единого упрёка и сам оплатил все судебные расходы. Несмотря на жестокие внутренние муки, он признавал за женой право любить Творца - «высшее существо». Правда, за Вагнером-человеком он не признавал «ни капли чести».

За годы брака с Гансом фон Бюловом Козима родила троих детей, отцом которых он не являлся. Для Ганса это было, как он потом говорил, «неописуемо мучительное существование». Он терпел ради своего кумира, Вагнера, чтобы «избежать явного скандала», и не повредить его карьере в Мюнхене.

Вагнера и Козима обвенчались в день рождения короля Людвига II 25 августа 1870 года. На этот момент ей было 32 года, ему исполнилось 57. Ради развода с мужем и брака с Вагнером она отреклась от католической веры и перешла в лютеранство.

Козима и Вагнер в 1872 году.
Козима и Вагнер в 1872 году.

Отца невесты на свадьбе не было. Лист прекратил общение с дочерью и со своим бывшим другом. Он всей душой сочувствовал своему бывшему ученику и мужу Козимы (тоже бывшему) Гансу фон Бюлову. С этого дня он стал называть его "моим единственным сыном".

В этой истории есть ещё один сильно пострадавший персонаж - Людвиг II. С ним Козима обошлась с особым цинизмом, как коварная Ортруда с наивной Эльзой из "Лоэнгрина". Об этом в продолжении 👇

Читать с самого начала:

О популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"

-9

СПАСИБО за лайки и комментарии! 🌺