Найти в Дзене
Зарегистрированная страница
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Закреплено автором
культшпаргалка
Шесть танго, которые нельзя не знать
91 тыс · 7 лет назад
культшпаргалка
Что такое "Casta diva" и почему она стала оперной легендой
34,1 тыс · 4 года назад
культшпаргалка
С нами Бах
6611 · 4 года назад
"И с злобною улыбкой на рыбку он смотрел": о чём на самом деле "Форель" Шуберта
Мелодичная песенка Франца Шуберта "Форель", которой шла речь в 👉предыдущей статье - типичный образец уютного искусства 👉бидермайера, простая летняя картинка на тему рыбалки. Никому не придёт в голову искать в ней какие-то серьёзные смыслы и тайные подтексты. Между тем, они там есть, хотя вряд ли сам Шуберт об этом догадывался. Шуберт написал несколько песен на тему рыбалки. Все рыбаки в них - вполне положительные и безобидные персонажи, и рыбу они ловят потому, что у них такая работа. И только...
176 читали · 1 день назад
Репост
334 читали · 1 неделю назад
Шуберт и чернильница: история кляксы на "Форели"
Мелодию прелестной шубертовской песенки "Форель" про быструю рыбку и хитрого рыбака - узнает как что-то знакомое, наверное, каждый. Это такой маленький прозрачный шедевр с совершенно особым, наивным обаянием музыки и текста. Вот здесь она в своей первозданной красоте (правда, на русском) в волшебном исполнении 👉Виктории Ивановой: Шуберт написал эту песню в возрасте 19 лет (в 1817 году), когда вся его публика ограничивалась кругом друзей, приятелей и знакомых. В этой среде "Форель" сразу же стала очень популярна...
348 читали · 1 неделю назад
Григорий Соколов о рояле: "Только в пять лет он начинает по-настоящему дышать, если его не замучили..."
Один из великих пианистов наших дней Григорий Соколов и его рояль - это почти мистическая тема. Те, кто слышали или видели его выступления, имеют представление о свойственной ему исполнительской манере с особым, гипертрофированным вниманием к звукоизвлечению. И многие наслышаны о его многочасовых предконцертных репетициях на сцене, включающих в себя тщательную, ручную подготовку рояля. Но у Соколова есть ещё что-то вроде "теории рояля" или даже философии этого инструмента, о которой он высказывался в своих немногочисленных интервью...
777 читали · 1 месяц назад
Уже к концу этого года нас ждёт новый "Амадей" - минисериал от британской телекомпании Sky. Все, кто любит легендарный оскароносный одноимёный фильм Милоша Формана 1984 года, встречают эту новость с понятным чувством предубеждения. Авторы позиционируют свою новую работу не как ремейк старого киношедевра, а как новую, "дерзкую" экранизацию пьесы Питера Шеффера, лежащую в основе старого "Амадея". Но художественный вес фильма Формана настолько велик, что любая версия того же сюжета будет выглядеть как ремейк. Во всяком случае мы неизбежно будем смотреть его через оптику "того "Амадея". Совершенно точно то, что сценарист (Джо Бартон) и режиссёры (Джулиан Фарино и Элис Сибрайт) этого фильма не могут тягаться с авторской командой старого "Амадея", где сценарий писал сам Питер Шеффер, а за плечами режиссёра Милоша Формана уже был великий фильм "Пролетая над гнездом кукушки". К тому же за музыкальную часть там отвечал легендарный дирижёр Невилл Марринер. И какой Сальери может быть лучше, чем Миррей Абрахам? Да и к Моцарту в исполнении Тома Халса мы уже прикипели всей душой. Кстати, первый вопрос, возникающий у того, кто узнаёт новость о новом сериале: кто сыграет Моцарта? Тем более, что у них же нет Сергея Безрукова. В недавно вышедшем тизере сериала можно увидеть, что Моцарт предстанет в образе японца в чёрном парике - его роль играет британский актёр Уилл Шарп. Сальери - Пол Бетанни, Констанция, жена Моцарта - Габриэль Криви. Трудно судить по тизеру, но некоторые кадры и ракурсы подозрительно - едва ли не точь-в-точь, напоминают формановского "Амадея". Первые эмоции от его просмотра в духе "не читал (не смотрел), но осуждаю", можно считать естественной реакцией. Конечно, то, что Форман и его команда 40 лет назад создали киношедевр, не означает его неприкосновенности и сакрализации, кинематограф живёт и развивается по своим законам и одновременно меняется его аудитория. Поэтому - посмотрим. Во всяком случае, коммерческий успех этого сериала предсказуем. У зрителей есть, как минимум, две причины обязательно его смотреть: те, кто не видел "Амадея" 1984 года, посмотрят сериал в силу популярности имени Моцарта. А все остальные обязательно захотят утвердиться во мнении, что лучше "Амадея" Формана ничего не было, нет и быть не может, и на этом основании наверняка дотянут до последней, пятой серии. Всякое бывает, и есть какой-то шанс, что мы удивимся и восхитимся новой версией пьесы Шеффера. К слову - всё о Моцарте (33 материала) в 👉этой подборке Культшпаргалки.
768 читали · 2 месяца назад
🌴Какую музыку вы взяли бы с собой на необитаемый остров, если бы вам пришлось провести там всю оставшуюся жизнь, притом что выбрать нужно только одного композитора? Мой совет: берите с собой Вивальди. Главная причина - он даст вам такую оптику, которая позволит увидеть жизнь с её правильной - лучшей стороны, и зарядит ваши внутренние аккумуляторы энергией движения. Кроме того, он написал столько музыки, что её хватит надолго. То, что все его пятьсот концертов сделаны наспех по одной мерке, как утверждают некоторые завистливые острословы, верно только процентов на пять (при таком количестве это неизбежно). На самом деле он постоянно придумывал что-то новенькое и экспериментировал. Но это только концерты. А есть ещё оперы с коллекцией прекрасных и виртуозных арий, духовная музыка и многое другое. Это всё к тому, чтобы вы не забывали заглядывать на мой 👉телергам-канал, где мы по воскресеньям слушаем Вивальди и разбираемся в азах музыки барокко. Сегодня, например (это уже 46-е воскресенье цикла) - очень задорный👉"сельский" Концерт для флейты, гобоя, скрипки и фагота (RV 95) под названием "Пастушка" ("La Pastorella"). Всю коллекцию можно послушать с начала по тегу #вивальди_по_воскресеньям. А завтра у нас очередное мероприятие по преодолению тяжести 🎈 понедельника - цикл самой духопоъёмной и вдохновляющей на труд музыкальной классики под тегом #мажорный_понедельник. Сюда же я перенесла и продолжаю публиковать свой сборник "Самые прекрасные арии о любви", тут же открытие новых (то есть хорошо забытых старых) композиторов и многое другое. 🍬Отдельный бонус - полное отсутствие рекламы в роликах. Приходите, слушайте, подписывайтесь!🌺
887 читали · 2 месяца назад
Почему "Венецианский карнавал" Паганини - это не то, что вы думаете
"Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим!" - предупреждал Козьма Прутков. Вспомните его совет, когда, забив в поисковую строку - "Венецианский карнавал" Паганини" , вы увидите многочисленные ролики с музыкой, имеющей к Паганини лишь косвенное отношение. Всё смешалось в "Венецианском карнавале" с тех пор, как в историю этого сочинения вмешался соперник Паганини и одновременно его пламенный фанат - австрийский скрипач-виртуоз Генрих Эрнст. Это продолжение статьи 👇 Имя...
370 читали · 2 месяца назад
Что такое "Венецианский карнавал" Паганини
Бывают мелодии, обладающие необъяснимой энергией заразительности. Они необыкновенно живучи, распространяются, подобно вирусу, преодолевая географические границы и исторические эпохи. Какой-нибудь "Серенький козлик", к примеру, это та культурная нить, которая надёжно связывает вашего ребёнка, делающего уроки с помощью искусственного интеллекта, и вашу прапрапрабабушку, жившую при Николае I, потому что она тоже пела эту песенку в детстве. Из этого ряда - мелодия старинной неаполитанской канцонетты...
360 читали · 3 месяца назад
Репост
148 читали · 4 месяца назад
Репост
514 читали · 4 месяца назад
Репост
418 читали · 4 месяца назад
❓"А что вы скажете о контртеноре Клаусе Номи?" Это один из тех вопросов в комментариях, на которые я обещала подробно ответить читателю, но обещание утонуло в текучке будней. Прошу за это прощения и отвечаю. Cначала о том, кто это такой. Возможно, не все слышали его имя. Клаус Номи - это немецкий вокалист, выступавший на американской эстраде в 70-х и начале 80-х годов, и прославившийся, благодаря трём обстоятельствам: ✔️ своему уникальному сценическому образу (что-то вроде очень странной поющей марионетки в костюме инопланетного клоуна с нарисованными бровями и губами в стиле Марлен Дитрих); ✔️ тем, что он смешивал в своём репертуаре лёгкий жанр с оперными (причём женскими) ариями, переходя при этом с мужского голоса на "женский", фальцетный (слово "контртенор" тогда ещё мало кто знал); ✔️ а также тем печальным обстоятельством, что он стал одной из первых жертв СПИДа, и умер от этой новой напасти 20 века в возрасте 39 лет. Как это часто бывает, внезапная смерть быстро превратила его в культовую фигуру со всеми вытекающими из такого статуса мифами и легендами. Почти в любой Википедии вы прочитаете о Клаусе Номи, что это немецкий контртенор, обладавший необыкновенным голосом с диапазоном в несколько октав (называют от 10-ти до 3-х), и новаторски смешавший в своем репертуаре популярную музыку и оперную классику. Что тут правда, а что вымысел? Назвать Номи "немецким контртенором" - это всё равно, что назвать Филиппа Киркорова "русским баритоном", а Пола Маккартни "британским тенором". Такая терминология по умолчанию предполагает, что речь идёт об академическом вокале, то есть об оперном или камерном певце. Но Номи - эксцентрик, эстрадный певец. То, что в его репертуаре было несложные оперные арии (всего три), которые он пел на любительском уровне, не делает его академическим певцом. Это всего лишь элемент эстрадного шоу, где и микрофон, и минусовка вместо оркестра, и вокальная фальшь, и смешение вокальных техник, и всякие спецэффекты - вариант нормы. Поэтому говорить о нём как о контртеноре можно было бы только в том случае, если бы он профессионально выучился академическому вокалу и выступал бы на оперной сцене. Что касается десяти октав вокального диапазона, то это из разряда популярных народных легенд, с которыми люди категорически не хотят расставаться. Такое пишут те, кто не знает, что такое октава и как измеряется вокальный диапазон. Кстати, в комментариях к моей статье 👉"Мифы и блефы вокала" читатели долго ломали копья на эту тему. Если взять любую песню Номи и посмотреть её диапазон, окажется, что это полторы октавы природного голоса (тенора) плюс одна октава в контртеноровой технике. Оценивать Клауса Номи нужно с позиций того жанра, в котором он работал. Наверняка, он заслужил все свои лавры, которыми его наградила публика 80-х. Но записывать его имя в список известных контртеноров, в которых значатся Деллер, Жарусски, Фаджоли и др., нет никаких оснований. ✔Статьи об известных контртенорах - 👉здесь и 👉здесь.
740 читали · 4 месяца назад