Найти тему
культшпаргалка

Главная женщина Рихарда Вагнера. Часть 1: начало истории

Оглавление
Франц фон Лембах. Портрет Козимы Вагнер (фрагмент)
Франц фон Лембах. Портрет Козимы Вагнер (фрагмент)

Никто так много не знал про любовь, как Рихард Вагнер. Вся его музыка – это философский трактат в тринадцати томах - по количеству написанным их опер - о любви. Он исследовал это чувство во всех плоскостях и ракурсах, по вертикали и горизонтали, от нижней точки физической страсти до высшей точки религиозного экстаза и вообще сделал ЛЮБОВЬ центром своей картины мира.

Жёны и музы

Нетрудно догадаться, что в его реальной жизни были достаточно поводов для практического исследования этой темы. Действительно, довольно трудно выделить из всех историй любви в жизни великого композитора какую-то одну. Тут приходится выбирать не только между женщинами, но и между горячо влюблёнными в Вагнера мужчинами. Таково было притяжение его личности и дарования.

По словам самого Вагнера, в его жизни была только одна муза – Матильда Везендонк – «моя первая и единственная любовь». Но так он говорил до тех пор, пока в его судьбу не вошла Козима Лист. «Ты - моя императорская корона!» - сказал он ей однажды.

К тому же было бы несправедливым не упомянуть в списке судьбоносных женщин Вагнера и его первую жену Минну Планнер.

-2

Как никак, в браке с ней он прожил тридцать лет, и это она несла на своих плечах, сколько хватило сил, всех муз своего любвеобильного мужа, включая Матильду и Козиму. К тому же из всех женщин Вагнера только она одна не считала нужным держать над ним корону и запросто устраивала гению головомойки. В молодости она даже убегала от него с любовником.

Каждая из них заслуживает отдельного и подробного рассказа, но, всё же выбор стоит остановить на Козиме, второй и окончательной супруге немецкого гения. Именно она сделала Вагнера таким, каким мы его знаем.

Она создала его миф, культ и основала семейную империю Вагнеров, которая в Германии занимает место английских Виндзоров. Дело её живёт и по сей день в месте силы и славы великого немецкого композитора – байройтском Фестшпильхаусе – родовом оперном доме Вагнеров.

Личность и судьба Козимы вызывают смешанные чувства – от отвращения до восхищения. Из какого материала была сделана эта женщина, и кто она на самом деле – «великая душа» по словам Ференца Листа и Фридриха Ницше или бездушный манипулятор - жертва болезненного тщеславия – каждый сделает выводы сам. Но нет сомнения, что главный мотив её поступков – любовь.

Бедная Козима

Козима (она родилась в 1837 году) была дочерью знаменитого венгерского виртуоза и композитора Ференца (Франца) Листа и французской графини Мари д'Агу. Их бурный и долгий роман - графиня была замужем - вызвал скандал в парижском свете, и пара вынуждена была бежать за границу. Несмотря на то, что уже в первые годы побега у них родились трое детей – две дочери и сын, брак между ними в силу разных причин был невозможен. Это обстоятельство многое определило в судьбе Козимы.

Когда её родители охладели друг к другу, дети оказались лишними в их жизни. Спустя несколько лет Мари д’Агу вернулась в Париж, но её семья не приняла незаконнорожденных детей. Лист был вынужден отдать их на воспитание своей матери. Его карьера только набирала обороты и ему приходилось думать о заработках. К тому же трое детей мал мала меньше никак не вязались с его сценическим образом богемного художника и звезды фортепианной эстрады.

Генри Леманн. Портрет Ференца Листа (фрагмент) 1839 г.
Генри Леманн. Портрет Ференца Листа (фрагмент) 1839 г.

С этого момента дети видели отца и мать крайне редко. Мари д’Агу не считала материнство своим призванием (по её словам, в нём не было "ничего интеллектуального") и активно осваивала новое – писательское поприще. Для своего литературного псевдонима она воспользовалась именем сына, которого сразу после рождения отдала кормилице и не навещала потом два с лишним года. Она звалась теперь Даниэль Стерн и быстро набирала авторитет в области политической публицистики.

-4

Кроме того, у неё была ещё дочь от первого брака, успевшая вырасти за годы романтических путешествий матери.

Лист тоже довольно редко навещал своих детей. Он воспитывал их дистанционно, посылая матери подробные письменные инструкции относительно выбора школы и учителей музыки, а также чеки на оплату расходов. В итоге все трое выросли без отца и матери сиротами при живых родителях. Некоторое время их заменяла бабушка Анна.

В её парижском доме Козима прожила до двенадцати лет.

Даниэль, Бландина и Козима (стоит) с бабушкой Анной (слева). 1848 г.
Даниэль, Бландина и Козима (стоит) с бабушкой Анной (слева). 1848 г.

А потом вопрос воспитания детей взяла в свои твёрдые руки новая подруга её отца – княгиня Каролина Витгенштейн, с которой Лист познакомился на гастролях в России. Она настойчиво порекомендовала Листу отдать детей на попечение своей собственной - лучшей из всех, как она считала, гувернантке – мадам Патерси де Фоссомбрани, и та приехала из Санкт-Петербурга в Париж.

Бабушке Анне пришлось покинуть свой дом и внуков и переехать в другую квартиру, поскромнее. На её месте воцарилась мадам Патерси.

Эта почтенная женщина была немногим человечнее, чем статуя Командора, и путала принципы детского воспитания с основами дрессировки. Фраза - "Слёзы - это вода!" была её любимой поговоркой.

Козима с содроганием вспоминала впоследствии атмосферу своего детства, как «тесный мирок подавленного и строгого существования с двумя семидесятилетними гувернантками» (вторая была сестрой мадам Патерси), называла эти годы «сущим адом» и всю жизнь держала в душе обиду на отца.

Зато она научилась терпеть и держать свою линию в трудных обстоятельствах. Это ей очень пригодилось в последующей жизни.

Первая встреча

Козима Вагнер.
Козима Вагнер.

Воспитание девочек у мадам Патерси было исключительно домашним, никаких вульгарных школ. Они активно осваивали необходимый для каждой барышни образовательный набор: этикет, литература, языки и игра на фортепиано, и во всём, особенно в музыке, самые яркие успехи показывала Козима. В возрасте четырнадцати лет она уже исполняла довольно сложные сочинения Листа, включая «Хроматический галоп» и, вероятно, лучше знала музыку своего отца, чем его самого – он не показывался годами.

Однажды Лист всё же приехал в Париж по делам и нанёс визит мадам Патерси вместе с большой компанией друзей. Он хотел представить им своих детей. А заодно и посмотреть на них самому: как-то так вышло, что последний раз он видел Бландину, Козиму и Даниэля довольно давно - восемь лет назад.

Здесь был и сорокалетний Вагнер – уже известный далеко за пределами Германии композитор, поэт и автор философских и публицистических трудов.

-7

В этот вечер он зачитал всем присутствующим текст «Смерти Зигфрида» - сцены из задуманной оперы.

Нельзя сказать, что это был какой-то судьбоносный момент для обоих. Вагнер едва обратил на пятнадцатилетнюю Козиму внимание. Возможно даже, что обе сестры сливались для него в одну личность. Потом он напишет:

«Все, что я могу сказать о его (Листа) дочерях - это их непреодолимая застенчивость».

У него не нашлось ни одного повода сделать им комплимент. Обе сестры были не очень хороши собой. Особенно Козима - в семье её, любя, называли «аистом» за большой нос. Дочь Каролины Витгенштейн Мари (ровесница Козимы, миловидная барышня), которая присутствовала на этом вечере, описала позже внешность Козимы так:

"Бедная Козима...была в подростковом возрасте - высокая, угловатая, светлокожая, с большим ртом и длинным носом, точь-в-точь как ее отец. Только длинные золотистые волосы отличались редким блеском и необычайной красотой».

(Запомните эти волосы. Они, как ружье в первом акте у Чехова, сыграют эффектную роль в финале).

Спустя два года после этой первой встречи судьба «бедной Козимы» войдёт в орбиту Вагнера и больше уже не выйдет из неё. Это неизбежно вытекало из того, что она была дочерью вагнериста, и замуж она вышла тоже за вагнериста спустя четыре года.

Это первая часть истории о Козиме Вагнер. Продолжение здесь 👇

здесь 👇

здесь 👇

здесь 👇

здесь 👇

здесь 👇

Всё о Вагнере, и музыка тоже - здесь 👇

Рихард Вагнер | культшпаргалка | Дзен

О популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"

-8

СПАСИБО за лайки и комментарии! 🌺