Найти тему

Отстаньте от меня!

Эту фразу и подобные ей по смыслу, но гораздо менее цензурные, часто слышат родные людей с деменцией и с другими психическими нарушениями, сопровождающимися снижением критики. Снижение критики к себе и к ситуации – это когда при очевидных для окружающих нарушениях способности за собой ухаживать, человек утверждает, что у него всё в порядке. Например, таскает в дом мусор с помойки, не моется месяцами, одевается нелепо, и т д.

Обычно так бывает в начальных стадиях слабоумия, если мы говорим о деменции. Когда человек большую часть времени «почти нормальный» и в существенной части своего быта еще способен справляться сам. Ходит в магазин, пусть и выглядит при этом очень неопрятно; понимает суммы покупок и в состоянии просчитать свой бюджет, но когнитивные процессы уже снижаются. Нередко это всё сочетается со злоупотреблением алкоголем.

И вот тут у родных возникают серьезные внутренние проблемы – что с ним делать, если от помощи он категорически отказывается? Не тащить же силой в ванную, не стричь силой волосы и ногти? Как выкинуть вещи с помойки из его квартиры, если он кричит и не дает ничего трогать, выгоняет за дверь со словами «оставьте меня в покое, у меня всё хорошо!».

Изображение из открытых источников, носит иллюстративный характер
Изображение из открытых источников, носит иллюстративный характер

Оставьте его в покое. Вот правда. Мы не можем причинить добро насильно, даже если с вашей точки зрения очевидно, что человек живет «не так». Если ситуация не угрожает его жизни напрямую – оставьте в покое, предлагайте помощь, звоните, - но не считайте себя ответственным за жизнь и решения взрослого и пока что дееспособного человека.

Кто-то из читающих точно сейчас вспыхнул в негодовании: да как это так, оставить, он/она же ничего не понимает, доведет себя до ручки. Давайте прямо поэтапно посмотрим, какие у вас есть варианты:

1. Не оставлять в покое.

1А. время от времени звонить, предлагать помощь, не корить себя за то, что вы не и.о. Господа Бога и не можете спасти мир. И не то что не можете, не должны, если человек от этой помощи отказывается, будучи еще способным обеспечить себя в быту. Да, любой имеет право даже уйти жить на улицу и умереть бомжом, если это осознанный выбор. Пока ваш родственник может выйти в магазин, купить себе еды, оплатить коммунальные услуги – уймите комплекс Спасателя и делайте то, что позволяет делать для него ваш близкий.

1Б. Если Спасатель в вас горит праведным огнем, не унимается и требует «срочно что-то предпринять» - что ж, делайте. Если вы близкий родственник, либо живете совместно с больным, вы можете подать в суд для лишения дееспособности. Будет назначена экспертиза, и если его признают недееспособным – вам придется 1) взять над ним опекунство (правда, это не заставит больного мыться, воевать придется всё равно), либо 2) отдавать его в учреждение постороннего ухода, и это будет, скорее всего, ПНИ. Частные пансионаты неохотно берут «проблемных», по крайне мере по ситуации в нашем регионе дело обстоит именно так. Если экспертиза скажет, что больной таки дееспособен и осознанно живет так, как живет, хоть вы и считаете эту жизнь неправильной – вам придется это принять и вернуться к пункту 1А.

2. Оставить в покое. Это то же самое, что пункт 1А, просто для одних родственников «звонить и иногда навещать» - значит оставить в покое, а для других – не оставлять) Пройдут месяцы или годы, заболевание будет прогрессировать, и рано или поздно ваш родственник больше не сможет обеспечивать свой быт самостоятельно. Вот тогда придется что-то решать уже вам, но это совсем другая история.

Подобные больные в моей работе случались не раз. И даже не десяток. Чаще мужчины, чаще пьющие (хотя и женщины такие есть), чьи родные никак не могли повлиять на их алкоголизм и безразличие к себе, пока болезнь не довела их до состояния немобильности. Кто-то попал под машину в нетрезвом виде, и уже не смог ходить; кто-то просто однажды не смог подняться с грязного матраса и лежал в своей квартире в пролежнях, среди пустых бутылок и фекалий. Почти все очень негативно сейчас относятся к своим родным, которые пытались их спасать, пока это было возможно (а остальные в глубокой деменции и никого уже не помнят), и очень злы на них за помещение в интернат. Потому что алкоголь здесь нельзя.

Если вы и есть тот самый родственник, оказавшийся в этой непростой ситуации – поймите, пожалуйста, что против воли человека не спасешь. Даже если воля искажена болезнью (и особенно если так). И заранее готовьтесь к тому, что хуже вас не будет на белом свете для этого вашего родного человека. Не ждите благодарности за вашу помощь – с такими больными вы дождетесь только «отстань от меня», и хорошо, если это будет в цензурной форме.

Берегите себя, и будьте здоровы.

Больше жизни - в моём телеграм-канале