Ферапонтов монастырь: Музей фресок Дионисия. Волго-Балт, часть 19

Продолжаем экскурсию по Ферапонтову монастырю. В предыдущей статье мы остановились перед порталом собора Рождества Богородицы, где нас ожидает главная и самая ценная (а, скорее, бесценная) экспозиция обители – фрески собора, выполненные знаменитым иконописцем Дионисием. Чтобы было проще ориентироваться в размещении композиций, предлагаю Вам схему храма и расшифровку некоторых терминов.

Собор Рождества Богордицы – одноглавый трёхапсидный четырёхстолпный храм, построенный ростовскими мастерами в 1490 году, сохранивший черты раннемосковских каменных построек.

Апсида – примыкающий к зданию с восточной стороны выступ полукруглой (или другой) формы. Полукруглые апсиды перекрываются конхой – перекрытием в форме полукупола. Внутренний объём собора разделён четырьмя столпами на 3 нефа. Неф – часть помещения, ограниченная с двух сторон колоннами или столпами, либо столпами (колоннами) и стеной здания с другой стороны. На схеме я обозначил продольные нефы, применяются также названия поперечных нефов, в нашем случае это западный поперечный, центральный поперечный и восточный поперечный нефы.

Схема собора Рождества Богородицы.
Схема собора Рождества Богородицы.

Известный московский иконописец Дионисий родился в 1440 (1444?) году, скончался в 1503 (1508?) году. Имя Дионисия стоит в одном ряду с такими мастерами, как Феофан Грек (1340-1410) и Андрей Рублёв (1360-1420). Дионисий родился после уже после смерти Рублёва и считается продолжателем рублёвских традиций. Из множества работ Дионисия до наших дней сохранилась почти в первозданном виде одна – роспись собора Рождества Богордицы в Ферапонтово.

История создания уникальных фресок берёт начало в 1502 году, когда через 12 лет после возведения собора в 1490 году, бывший ростовский епископ Иоасаф пригласил Дионисия украсить новый монастырский храм. Всего за месяц с небольшим – с 6 августа по 8 сентября 1502 года Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием и подмастерьями расписали стены, своды и столпы храма общей площадью 600 квадратных метров. Стенопись включает в себя более 300 композиций.

Фрески Дионисия имеют огромную художественную ценность, тем не менее, они были забыты на многие годы. И только в 1898 году о росписи впервые упомянул И.И.Бриллиантов в своей книге, посвящённой 500-летию Ферапонтова монастыря. В 2000 году сессия ЮНЕСКО внесла монастырь с фресками Дионисия в храме Рождества Богородицы в список Всемирного наследия.

Осмотр фресок начнём с наружной росписи западной стены, оформляющей портал собора. Верхний чин (ряд) стенописи представляет собой Деисус (это икона или группа икон, в центре которой находится изображение Иисуса Христа). Справа от Христа написаны Богоматерь, архангел Михаил и Апостол Пётр: слева – Иоанн Предтеча (Креститель), архангел Гавриил, апостол Павел и Иоанн Богослов.

Ниже изображены четыре сцены Рождества Богородицы: Рождество Богородицы, купание, сон и ласкание Марии.

Слева и справа от портала – фигуры архангелов Михаила и Гавриила.

Нижний ряд под фресками – пелены с изображёнными на них окружностями, внутри которых написаны растительно-травные орнаменты. Пелены внутри собора расположены по всему периметру, а медальоны с орнаментом (их всего 51) нигде не повторяются.

Фото 22.05.2014.
Фото 22.05.2014.

Войдя в храм через западные врата, мы оказываемся в центральном нефе собора. Внутри храма на западной стене, по церковному канону, размещена фреска Страшного суда.

В верхней части росписи изображены ангелы, ниже – Деисус. В XVIII веке в этом месте пробили окно (на снимке закрыто чем-то белым), при этом часть фрески была утрачена.

Нижние ярусы стенописи разделены надвое: слева располагается рай, справа – ад. Слева изображено шествие праведников в рай, справа – шествие грешников. Между ними находится престол с книгой, в которой записаны слова и деяния людские.

В нижнем ярусе с левой стороны написана дева Мария в раю, ниже – апостолы Пётр и Павел , святители и праведные мученики. Правее – ангелы поражающие бесов и водный поток. Справа от входа – Земля и Море отдают мертвецов, ниже – геенна огненная.

Фото 22.05.2014.
Фото 22.05.2014.

Над средней частью центрального нефа возвышается купол и система сводов, опирающихся на 4 столпа. В своде купола написан Христос в образе Пантократора (Небесного Царя и Судии, Спаса Вседержителя).

Купол лежит на световом барабане, в простенках которого между шестью окнами написаны архангелы.

Нижняя часть барабана опирается на четыре паруса – элементы конструкции в виде криволинейных треугольников, обеспечивающих переход от круглого в плане барабана к квадратному подкупольному пространству и передающих нагрузку на подпружные арки. В вершинах парусов видны черные кружочки – это отверстия голосников-резонаторов (керамических горшков глубиной около 30 сантиметров). В четырёх парусах прописаны образы евангелистов – Иоанна Богослова, Матфея, Марка и Луки.

На сводах арок размещены медальоны. В центре свода восточной арки (на снимке – внизу) размещён Серафим – «огненный ангел», высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу. В остальных медальонах написаны библейский патриарх Иаков и его жена Рахиль, родители девы Марии Иоаким и Анна, 12 сыновей Иоакова.

На южной арке (слева на снимке) размещены святые и мученики: Флор и Лавр, черниговский князь Михаил и боярин его Фёдор, Борис и Глеб, Владимир Красно Солнышко.

На западной арке (верхняя часть снимка) помещены медальоны жён-мучениц.

На северной арке написаны образы преподобных святых угодников, монахов и пустынников: Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Варлаама и Иоасафа, Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

Фото 22.05.2014.
Фото 22.05.2014.

На снимке ниже – свод западного поперечного нефа, слева в кадре – западная стена. Внизу – арка между центральным и южным нефами. Справа на арке изображён сюжет «Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся…», слева – «Четыре зверя видения пророка Даниила. Страшный суд».

Над аркой – апостолы и ангелы из композиции «Страшный суд», выше – «Притча о девах разумных и неразумных». Выше на снимке – фрески «Притча о мытаре и фарисее» и «Притча о блудном сыне», апостолы и ангелы из композиции «Страшный суд».

Правее находится западная арка, на своде которой помещены медальоны жён-мучениц. Ниже, на северной грани юго-западного столпа, написана фреска «Слышаша пастырие Ангелов поющих…»

Фото 22.05.2014.
Фото 22.05.2014.

В православных храмах в восточной части находится алтарь, который размещается в апсиде (или апсидах, если их несколько). От основного объёма храма алтарь отгорожен иконостасом. В алтаре могут находиться только священнослужители, простым мирянам доступ в него закрыт (за редким исключением).

В соборе Рождества Богордицы иконостас отсутствует. Так получилось потому, что в ходе реставрации собора в 1915 году иконы были вынуты из иконостаса, а позже рама иконостаса была разобрана, чтобы обеспечить цельный обзор фресок. Сейчас собор является музеем, все части храма представляют собой единое целое. Именно это решение делает возможным доступ учёных и обычных посетителей ко всем образцам стенописи собора, в том числе в апсидах.

Но вернёмся к фрескам Дионисия – осмотрим восточную часть центрального нефа. На снимке видны световой барабан, три разновысокие восточные арки, центральная апсида и северо-восточный (слева) и юго-восточный (справа) столпы. На западных гранях столпов отсутствует роспись – эти места были закрыты иконостасом.

В нижней части барабана, под оконными проёмами, размещены медальоны с изображением праотцов. Ниже, между восточными парусами, написан Спас Нерукотворный. Слева находится свод северной арки, справа – южной. На столпе ниже свода северной арки (над бывшим иконостасом) написан сюжет «Ангел предстатель с небесе послан бысть…», на южной арке – «Сила Вышнего осени…».

На своде высокой арки написаны праотцы, на люнете (часть стены под сводом арки) размещена фреска «Богоматерь. Воплощение с архангелами».

На своде средней арки помещены Серафимы и первосвященники Мелхиседек (слева) и Аарон (справа), на люнете – сюжет «Покров Богоматери». Здесь же видны отверстия голосников-резонаторов.

Фото 22.05.2014.
Фото 22.05.2014.

Центральная апсида. На конхе – фреска «Богоматерь на престоле с архангелами Михаилом и Гавриилом», в медальонах на низкой арке – пророки Моисей (Соломон?), царь Давид, Исаия и Даниил.

Справа от окна (южная стена) – святители Василий Великий, Афанасий Александрийский, неизвестный святитель, Спиридон Тримифунтский из композиции «Служба святых отец».

Фото 22.05.2014.
Фото 22.05.2014.

На северной стене апсиды – святители (слева направо) Кирилл Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иаков, брат Господень из композиции «Служба святых отец».

Левее на стенке низкой арки (на торце северной стены апсиды) изображён святитель Леонтий Ростовский, на своде в медальоне – неизвестный святитель.

В кадре слева, на южной грани северо-восточного столпа, написан святитель Иаков, брат Господень.

Фото 22.05.2014.
Фото 22.05.2014.

Уважаемые читатели, мы осмотрели фрески центрального нефа собора Рождества Богородицы. Из-за большого объёма информации предлагаю сделать перерыв и продолжить экскурсию в следующей статье с новыми силами.

Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути.

Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!

#вологодскаяобласть #фрескидионисия #речныекруизы #монастыри #ферапонтовмонастырь