Продолжим осматривать фрески гениального русского иконописца Дионисия в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. В предыдущей статье я предложил вниманию читателей схему храма и расшифровку некоторых терминов, которые, для удобства пользования, повторю и в этой заметке.
Апсида – примыкающий к зданию с восточной стороны выступ полукруглой (или другой) формы. Полукруглые апсиды перекрываются конхой – перекрытием в форме полукупола. Внутренний объём собора Рождества Богородицы разделён четырьмя столпами на 3 нефа. Неф – часть помещения, ограниченная с двух сторон колоннами или столпами, либо столпами (колоннами) и стеной здания с другой стороны. На схеме я обозначил продольные нефы, применяются также названия поперечных нефов, в нашем случае это западный поперечный, центральный поперечный и восточный поперечный нефы.
В прошлый раз мы расстались с Вами после осмотра центрального нефа, для продолжения экскурсии пройдём в северную часть собора, к северной апсиде на востоке храма. На обеих стенах апсиды, справа и слева от окна изображены ангелы и диаконы, в конхе написан Иоанн Предтеча Ангел пустыни.
На низкой арке перед конхой изображены Серафимы, над ними – неизвестные святители.
На снимке справа видна северная грань северо-восточного столпа, на которой написаны мученики Кирик и Иулита. На своде арки, опирающийся на этот столп, размещены неизвестный святитель (внизу), апостол Сила и далее – неизвестные святители.
В северной стене сделан вход в храм – вид на врата из центрального поперечного нефа. На откосе дверного проёма сделана надпись с указанием точной даты росписи храма:
«В лето 7010-е [1502] месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Иисуса Христа начата бысть потп[исываться] сиа церковь а кончана на 2 лето месяца сентявреа в 8, на Рождество Пресвяыя владычица нашыа Богородица Мариа, при благоверном великом князе Иване Василиевиче всея Руси, и при великом князе Василие Ивановиче всея Руси, и при арх[иепископе Тих]оне. А писцы Деонисие иконник съ своими чады, о владыко Христе всех царю, избави их Госпди мук вечных».
Над северным входом написан архангел Михаил, слева от входа – Седьмой Вселенский собор, справа – сюжет «Видение Евлога».
Выше, слева от окна размещён сюжет «Поюще твое Рождество…», справа – «О, Всепетая Мати…».
Под сводом арки – композиция «О Тебе радуется».
В верхней части свода виден фрагмент композиции «Пир в доме Симона прокаженного», ниже – «Беседа с самарянкой. Исцеление слепорожденного».
В кадре справа видна западная грань северо-восточного столпа. Над белым полем на грани (это место было закрыто иконостасом) написан сюжет «Ангел предстатель с небесе послан бысть…». В арке видны два медальона – апостолы Силуан (сверху) и Тит.
Вид на западную часть северной стены, слева – западная стена собора. Внизу размещены 2 сюжета: Шестой Вселенский собор (слева) и Седьмой Вселенский собор.
Слева от окна – Преподобный Герасим Иорданский со львом, справа фреска на стене, переходящая на свод арки – «Благодать дати восхотев…».
Вид на западную стену из северного нефа. Внизу – Пятый Вселенский собор.
Слева от окна – «Преподобный Зосима со Святыми дарами. Причащение Марии Египетской», справа – «Мария Египетская. Причащение Марии Египетской».
На люнете северо-западной арки композиция «Странное рождество видевшее…»
На северной грани северо-западного столпа (на снимке слева) изображён великомученик Никита, выше – сюжет «Взбранной Воеводе победительная…». С правой стороны на своде арки - «Благодать дати восхотев…»
Из северного пройдём в южный неф, к южной апсиде. Слева от окна написан сюжет «Явление святителя Николая заключенным в темницу», справа – «Святитель Николай избавляет отрока Димитрия от потопления». На конхе изображён святитель Николай Чудотворец (Мирликийский).
На своде низкой арки (перед конхой) слева изображён сюжет «Явление святителя Николая спящему епарху Евлавию», справа – «Явление святителя Николая спящему императору Константитну».
Над низкой аркой, на восточной стене, написана композиция «Рождество и крещение святителя Николая». Правее на южной стене – «Изгнание святителем Николаем беса из колодца».
В южной стене тоже расположена двустворчатая дверь, куда она ведёт, не знаю – знаю только, что с юга к собору примыкает церковь Мартиниана Белозерского. На снимке – вид на южную стену из центрального поперечного нефа.
Над дверью изображён архангел Гавриил, слева – Третий Вселенский собор, справа – Первый Вселенский собор.
На уровне окна, слева от него, помещён сюжет «Всякое естество ангельское удивися…», справа – «Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласные…». Над окном, в люнете средней арки – фреска «Что Ти принесем, Христе». Выше, в люнете высокой арки – фреска «Учение Василия Великого».
Южная высокая арка опирается на юго-восточный (слева) и юго-западный столпы. На северной грани левого столпа изображены (снизу вверх): митрополит Петр, сюжет «Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи…», праотцы Гад и Дан, Неффалим и Асир, Иссахар и Завулон. На правом столпе: великомученик Георгий, сюжет «Бурю внутрь имея помышлений сумнительных…», мученицы Параскева и Феодулия (?), Иулиания и преподобномученица Евдокия, мученица Марина и преподобномученица Анастасия.
Взгляд снизу на свод между южной стеной (внизу на снимке) и центральным нефом (фрагмент купола виден сверху). На своде размещены композиции (на снимке – справа налево): «Лепта вдовицы; Исцеление двух слепых», «Притча о брачном пире», «Брак в Кане Галилейской», «Воскрешение дочери Иаира; Исцеление кровоточивой жены».
На своде высокой арки в медальонах изображены (справа налево): боярин Фёдор и князь Михаил Черниговские, мученики Флор и Лавр, мученик Андрей и неизвестный мученик, мученик Евгений и неизвестный мученик, Серафим, неизвестные мученики, мученики Сергий и Вакх, святой князь Владимир и мученик Евстафий Плакида, святые князья Борис и Глеб, фрагмент фрески «Сила Вышняго осени…».
Слева на своде арки в медальонах (снизу вверх) изображены великомученик Пантелеимон, мученик Косьма, мученик Дамиан и священномученик Ермолай (?).
Вид на западную часть южной стены (справа – западная стена). В нижней части стены находится фреска «Второй Вселенский собор». Над ней, справа от окна – «Видение Петром Александрийским Христа в разодранных одеждах», слева – фрагмент композиции «Спасти хотя мир…». В верхней части написан сюжет «Возсиявый во Египте просвещение истины…».
Слева в кадре находится юго-западный столп, на его западной грани написан великомученик Мина, выше – сюжет «Пение всякое побеждается…». Напротив, на своде арки – композиция «Видение пророка Даниила. Страшный суд».
Южный неф, западная стена. Внизу роспись «Четвертый Вселенский собор».
Справа находится юго-западный столп, на южной грани которого написан великомученик Артемий, выше – сюжет «Стена еси девам, Богородице Дево…»
На этом завершим экскурсию в собор Рождества Богородицы, она была быстротечной – всего 15 минут (получается по 3 секунды на одну композицию из трёхсот). Объясняется это тем, что предпринимаются меры для минимального воздействия внешних факторов на бесценные фрески. К таким мерам относится создание внутри храма оптимального температурно-влажностного режима, ограничение количества посетителей – не более 20 человек одновременно на те самые 15 минут, запрет на фотографирование со вспышкой и посещение храма во влажной одежде и с мокрыми вещами (зонтиками, плащами и т.п.).
В следующей статье, после короткой, но впечатляющей экскурсии по собору Рождества Богородицы , из-под сводов собора мы направимся в трапезную, где осмотрим экспонаты монастырского музея.
Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути.
Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!
#вологодскаяобласть #фрескидионисия #речныекруизы #монастыри #ферапонтовмонастырь