Часто, когда конфликт перерастает в новую плоскость, вы начинаете нервничать. Когда дело доходит до откровенных баталий, теряетесь и не знаете, что сказать. И лицо горит, и уши. А в голове – звон. С таким состоянием трудно не то, чтобы возразить оппоненту, но и вообще отстоять себя в принципе.
В Японии очень любят “не терять лицо” – в любой ситуации, а уж там начальники орут похлеще. И даже если японцу очень плохо и стыдно, он уйдет плакать в туалет. Чтобы никто не видел. Спорить с начальником, гордо бросать заявление об увольнении на стол – всё это признаки “потери лица”.
Всё потому, что суть конфликта и ситуация не решены и не исправлены. То есть, к примеру, начальник уверен, что вы бездарь, который напрасно протирает штаны и ничего сделать не может. Вот не повезло с работничками, ну бывает. Что делают японцы? Терпят. А потом идут и переделывают работу так, чтобы вернуть себе репутацию специалиста.
А вот если вас назвали бездарем, а вы хлопнули дверью – то это и есть “потеря лица”. Дальше падать уже некуда. Ну, по японским меркам. Но самый главный вопрос: а что делать, если на вас орёт начальник? – как отстоять себя, “не потерять лицо” и, самое главное, вернуть силы и желание работать тут и дальше?
Несколько лайфхаков от психологов помогут вам найти решение. Почитайте внимательно и примерьте каждый вариант на себя – насколько он вам подходит? Исходя из этого и принимайте решение.
Итак, совет №1. Дышите.
Ваша задача – вернуть ритм дыхания. Дышите через приоткрытый рот, делайте глубокие вдохи и медленные выдохи. И пока начальник на вас повышает голос или опускается до оскорблений, постарайтесь успокоиться. Для этого представьте, что орут не на вас. А вы наблюдаете за этой сценой как будто бы со стороны. Или представьте, что вы с коллегой на сцене репетируете новый спектакль. Он по роли – орущий самодур. Но вы – хладнокровный искатель приключений.
Совет №2. С чистого листа.
Как только начальник закроет свой рот и посмотрит на вас, ожидая не менее яростных реплик (или, напротив, щенячьих извинений), спокойно спросите (помните, вы в роли!):
Да, это вина нашего отдела. Ситуация действительно неприятная, вы правы. Мы можем сделать сейчас то-то и то-то, чтобы оперативно устранить последствия.
Самое главное – не обращать внимания на то, что наговорил вам руководитель. Он бил сгоряча. Но как только вы начнёте акцентировать своё и его внимание на этих мелочных склоках и взаимообвинений, вы проиграли. Цель и его, и ваша, – сделать так, чтобы конечный результат всех устроил.
Совет №3. Заезженная пластинка.
Если распалённый начальник впадёт в новый приступ ярости от того, что не смог вывести вас из равновесия, стоит вспомнить о принципе “заезженной пластинки” – методично и нудно повторять одно и то же.
Например, начальник переходит на личности и всё время пытается воззвать: “Ну, как так? Ну, как?!”.
А вы отвечаете: “Да, ситуация тяжёлая. Я понимаю, это неприемлемо. Сделаем то-то и то-то”.
Всё! Никаких множественных извинений (вы не школьник и не школьница). Никаких оправданий: “Да это не я, это Вася…”, никаких контрнаступлений вроде: “А вообще-то вы сами…”.
Три этих метода являются реально рабочими в разговоре с распалённым начальством. Каким бы самодуром руководитель ни был, в какой бы степени ярости он не находился бы, спокойствие собеседника и короткие разумные фразы охлаждают пыл. В конечном итоге, вы всегда можете сказать (когда ситуация не меняется в течение долгого времени), что предлагаете вернуться к обсуждению этой темы чуть позже. И вежливо уплывайте из кабинета. Ни в коем случае не хлопайте дверью. Лучше вежливо “сбежать”, чем гордо уйти, задев самолюбие оппонента.
В большинстве случаев, уставший злиться начальник сам к вам подойдёт и расскажет решение: “Короче, делай так – к пятнице, чтобы отчёт был у меня. Всё”. А вы ему спокойно: “Да, хорошо”.
И сделайте отчёт так, чтобы придраться было не к чему. Так вы сохраните и рабочие отношения, и экологично выйдете из конфликта. А уж потом будете думать о том, остаться в компании или поискать другую работу.