Найти тему
Исторические мелочи

Несколько портретов сенаторов Российской империи начала XIX века

Одним из высших учреждений государственной власти в Российской империи был Правительствующий сенат, созданный Петром I в 1711 г. Полномочия этого органа видоизменялись в разные периоды – на различных этапах своей истории Сенат выполнял законодательные, надзорные, судебные функции. В 1801 г. для членов Сената были установлены характерные и узнаваемые красные мундиры с зеленой отделкой и золотым шитьем (а также вицмундиры – более скромные, для вседневного ношения). Эти мундиры, хотя и пережили некоторые изменения во внешнем виде, но дожили до конца существования Российской империи в 1917 г. Для сегодняшнего материала я подобрал несколько портретов сенаторов начала XIX в., периода вскоре после установления сенатских мундиров. Поскольку просто показывать портреты сенаторов в присвоенных им мундирах – «вот, смотрите, сенатский мундир», «а вот опять» - было бы малоинтересно, я постарался подобрать портреты с некоей «изюминкой».

Открывает нашу сегодняшнюю галерею портрет Григория Павловича Кондоиди – сенатора в 1811-17 гг.

На портрете виден красный сенаторский мундир, золотое шитье по борту, рисунок шиться на воротнике…. Но, пожалуй, самая интересная деталь на портрете, вот эта

-2

На увеличенном фрагменте видно, конечно, не очень, но это уменьшенный знак ордена Св. Андрея Первозванного – высшей награды Российской империи – на положенной этому ордену голубой ленте. Вот только, как, разумеется, все знают, орден Св. Андрея Первозванного носился на чресплечной ленте у левого бедра, но никак не на груди. Более того, Кондоиди и не был им награжден.

Но зато Кондоиди служил в Капитуле российских орденов, в том числе – секретарем ордена Св. Андрея Первозванного. Для этих чиновников орденской администрации было установлено ношение орденского знака на груди в качестве должностного отличия. Правда, есть пока непонятный для меня нюанс – если верить Википедии, в Орденском капитуле Кондоиди служил в 1797-1800 гг., конкретно секретарем ордена Св. Андрея Первозванного – в 1799-1800 гг. Портрет же исполнен в период нахождения Кондоиди в составе Сената – в 1811-17 гг. То ли сановник и в этот период продолжал числиться орденским секретарем, то ли носил соответствующий должностной знак в память того, что когда-то занимал указанный пост.

На следующем портрете запечатлен Михаил Никитич Муравьев – сенатор в 1800-1807 гг., отец декабристов Никиты и Александра Муравьевых, попечитель Московского университета, поэт

-3

Здесь мое внимание привлекла изображенная в правой части и стоящая вертикально эфесом вниз шпага сенатора. Не припомню, чтобы еще где-то на портретах видел изображенное подобным образом клинковое оружие портретируемого. Возможно, таким способом художник отдает дань памяти военному прошлому сановника – в 1772-1797 гг. Муравьев состоял на военной службе, дослужился до чина генерал-майора.

Далее у нас портрет графа Августа Ивановича (Юзефа-Августа) Илинского – сенатора в 1797-1830 гг., камергера, волынского помещика

-4

Какими годами вы бы датировали этот портрет? Вероятно, периодом правления Павла I, ведь именно этого монарха изображает бюст в левой части картины? Именно так делает Википедия, указывая в качестве даты создания портрета – «около 1800 г.». Но мундир (и вицмундир) для сенаторов был веден лишь в 1801 г., уже в правление Александра I. А рисунок шитья, заметный на воротнике вицмундира Илинского (а это именно вицмундир, без золотого шитья по борту) появился в 1804 г. На первые годы правления Александра I указывает и прическа сенатора – еще пудреная, но без косы и буклей. Наличие же на портрете бюста Павла Петровича стоит объяснять, видимо, тем, что Илинский чувствовал признательность к уже покойному на момент позирования для портрета императору, который к нему, Илинскому, благоволил.

Последний на сегодня портрет долгое время считался изображением князя Михаила Михайловича Щербатова, сенатора в 1779-88 гг., известного историка. Собственно с такой подписью – «М.М. Щербатов» - этот портрет до сих пор фигурирует на многих интернет-ресурсах.

-5

Щербатовым персонаж портрета точно не является. Историк умер в 1790 г. и никак не мог позировать в мундире (или вицмундире), появившихся в начале правления Александра I. О существующих гипотезах по поводу личности изображенного на портрете сенатора говорится на сайте «Румянцевский музей. Виртуальная реконструкция»:

«Б.А.Косолапов, исследовав костюм и награды, сделал вывод, что на портрете не публицист М.М.Щербатов, а крупный сановник начала царствования Александра I — возможно, Н.П.Румянцев. Т.Н.Игнатович считает более вероятным, что изображён C.П.Румянцев. По предположению Т.П.Дмитриевой, это — портрет М.В.Дмитриева-Мамонова. Вопрос о личности изображённого остается открытым».

К сожалению, не берусь в данном случае ни поддержать какую-либо из выдвинутых версий, ни озвучить какую-то дополнительную. Действительная личность персонажа портрета и для меня остается загадкой. Позволю себе лишь немного поправить автора процитированного текста - даже несмотря на наличие у персонажа портрета золотого шитья по борту (!), сам рисунок этого шитья, а еще более явно - рисунок шитья на воротнике – говорят о том, что портретируемый изображен не в мундире, а в вицмундире. Такой рисунок шитья на воротнике сенаторского вицмундира появился в 1804 г., причем, судя по всему, официально шитье должно было быть более скромным, сосредотачиваясь вдоль верхней кромки воротника – как изображено на вышеприведенном портрете Илинского. Но в соответствии с модой оно растягивалось почти на весь воротник – как у «псевдо-Щербатова».

-6

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.