Одним из высших учреждений государственной власти в Российской империи был Правительствующий сенат, созданный Петром I в 1711 г. Полномочия этого органа видоизменялись в разные периоды – на различных этапах своей истории Сенат выполнял законодательные, надзорные, судебные функции. В 1801 г. для членов Сената были установлены характерные и узнаваемые красные мундиры с зеленой отделкой и золотым шитьем (а также вицмундиры – более скромные, для вседневного ношения). Эти мундиры, хотя и пережили некоторые изменения во внешнем виде, но дожили до конца существования Российской империи в 1917 г. Для сегодняшнего материала я подобрал несколько портретов сенаторов начала XIX в., периода вскоре после установления сенатских мундиров. Поскольку просто показывать портреты сенаторов в присвоенных им мундирах – «вот, смотрите, сенатский мундир», «а вот опять» - было бы малоинтересно, я постарался подобрать портреты с некоей «изюминкой».
Открывает нашу сегодняшнюю галерею портрет Григория Павловича Кондоиди – сенатора в 1811-17 гг.
На портрете виден красный сенаторский мундир, золотое шитье по борту, рисунок шиться на воротнике…. Но, пожалуй, самая интересная деталь на портрете, вот эта
На увеличенном фрагменте видно, конечно, не очень, но это уменьшенный знак ордена Св. Андрея Первозванного – высшей награды Российской империи – на положенной этому ордену голубой ленте. Вот только, как, разумеется, все знают, орден Св. Андрея Первозванного носился на чресплечной ленте у левого бедра, но никак не на груди. Более того, Кондоиди и не был им награжден.
Но зато Кондоиди служил в Капитуле российских орденов, в том числе – секретарем ордена Св. Андрея Первозванного. Для этих чиновников орденской администрации было установлено ношение орденского знака на груди в качестве должностного отличия. Правда, есть пока непонятный для меня нюанс – если верить Википедии, в Орденском капитуле Кондоиди служил в 1797-1800 гг., конкретно секретарем ордена Св. Андрея Первозванного – в 1799-1800 гг. Портрет же исполнен в период нахождения Кондоиди в составе Сената – в 1811-17 гг. То ли сановник и в этот период продолжал числиться орденским секретарем, то ли носил соответствующий должностной знак в память того, что когда-то занимал указанный пост.
На следующем портрете запечатлен Михаил Никитич Муравьев – сенатор в 1800-1807 гг., отец декабристов Никиты и Александра Муравьевых, попечитель Московского университета, поэт
Здесь мое внимание привлекла изображенная в правой части и стоящая вертикально эфесом вниз шпага сенатора. Не припомню, чтобы еще где-то на портретах видел изображенное подобным образом клинковое оружие портретируемого. Возможно, таким способом художник отдает дань памяти военному прошлому сановника – в 1772-1797 гг. Муравьев состоял на военной службе, дослужился до чина генерал-майора.
Далее у нас портрет графа Августа Ивановича (Юзефа-Августа) Илинского – сенатора в 1797-1830 гг., камергера, волынского помещика
Какими годами вы бы датировали этот портрет? Вероятно, периодом правления Павла I, ведь именно этого монарха изображает бюст в левой части картины? Именно так делает Википедия, указывая в качестве даты создания портрета – «около 1800 г.». Но мундир (и вицмундир) для сенаторов был веден лишь в 1801 г., уже в правление Александра I. А рисунок шитья, заметный на воротнике вицмундира Илинского (а это именно вицмундир, без золотого шитья по борту) появился в 1804 г. На первые годы правления Александра I указывает и прическа сенатора – еще пудреная, но без косы и буклей. Наличие же на портрете бюста Павла Петровича стоит объяснять, видимо, тем, что Илинский чувствовал признательность к уже покойному на момент позирования для портрета императору, который к нему, Илинскому, благоволил.
Последний на сегодня портрет долгое время считался изображением князя Михаила Михайловича Щербатова, сенатора в 1779-88 гг., известного историка. Собственно с такой подписью – «М.М. Щербатов» - этот портрет до сих пор фигурирует на многих интернет-ресурсах.
Щербатовым персонаж портрета точно не является. Историк умер в 1790 г. и никак не мог позировать в мундире (или вицмундире), появившихся в начале правления Александра I. О существующих гипотезах по поводу личности изображенного на портрете сенатора говорится на сайте «Румянцевский музей. Виртуальная реконструкция»:
«Б.А.Косолапов, исследовав костюм и награды, сделал вывод, что на портрете не публицист М.М.Щербатов, а крупный сановник начала царствования Александра I — возможно, Н.П.Румянцев. Т.Н.Игнатович считает более вероятным, что изображён C.П.Румянцев. По предположению Т.П.Дмитриевой, это — портрет М.В.Дмитриева-Мамонова. Вопрос о личности изображённого остается открытым».
К сожалению, не берусь в данном случае ни поддержать какую-либо из выдвинутых версий, ни озвучить какую-то дополнительную. Действительная личность персонажа портрета и для меня остается загадкой. Позволю себе лишь немного поправить автора процитированного текста - даже несмотря на наличие у персонажа портрета золотого шитья по борту (!), сам рисунок этого шитья, а еще более явно - рисунок шитья на воротнике – говорят о том, что портретируемый изображен не в мундире, а в вицмундире. Такой рисунок шитья на воротнике сенаторского вицмундира появился в 1804 г., причем, судя по всему, официально шитье должно было быть более скромным, сосредотачиваясь вдоль верхней кромки воротника – как изображено на вышеприведенном портрете Илинского. Но в соответствии с модой оно растягивалось почти на весь воротник – как у «псевдо-Щербатова».
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.