Найти тему

Монументальное искусство района Измайлово. Памятники и скульптуры.

Монументальное искусство в Измайлове представлено довольно разнообразно. Мы уже писали о великолепных мозаиках безвременно утраченного кинотеатра «Первомайский», мозаиках штаба юных пожарных в Измайловском парке и художественном оформлении гостиничного комплекса «Измайлово». В этой статье вспомним памятники и скульптуры с улиц и площадей нашего района.

В первую очередь, это памятники, посвященные Великой Отечественной войне. Например, «Без права на ошибку» – памятник саперам, погибшим в ВОВ. Установлен 8 мая 1980 года перед зданием Спецшколы №17 (ныне гимназия №1508) на Первомайской улице (№65). Авторы памятника: скульптор Святослав Федорович Захлебин (род. 1948) и архитектор Е. Ф. Махначев. Несколько памятников посвящено Соловецким юнгам, погибшим в ВОВ (площадь Соловецких юнг, во дворе школы № 349 на 15-й Парковой) и др.

Памятник «Без права на ошибку» и памятник Соловецким юнгам на школьных дворах в Измайлове.
Памятник «Без права на ошибку» и памятник Соловецким юнгам на школьных дворах в Измайлове.

Есть в нашем районе свой В.И. Ленин, установленный в Измайловском парке в 1967 году (скульптор – Вячеслав Иванович Буякин). Ранее на его месте стоял И.В. Сталин авторства Сергея Дмитриевича Меркурова (1881-1952), который жил и имел мастерскую на территории парка. В 1998 году на Измайловском острове установлен памятник Петру I (скульптор – Лев Ефимович Кербель (1917-2003), архитектор – Георгий Георгиевич Лебедев (1918-2012)). Это все вполне традиционные, ожидаемые памятники.

Памятники Сталину и Ленину в Измайловском парке. Памятник Петру I на Измайловском острове.
Памятники Сталину и Ленину в Измайловском парке. Памятник Петру I на Измайловском острове.

Но есть и более нестандартные. Например, стела «Запуск первого спутника Земли», поставленная в 1977 году на Сиреневом бульваре на перекрестке с 9-й Парковой улицей. Образ, найденный художником М. Лавреновым и воплощенный инженером Юрием Филипповичем Дудником, очень динамичен и созвучен теме покорения космоса.

Монумент искусственному спутнику Земли на Сиреневом бульваре.
Монумент искусственному спутнику Земли на Сиреневом бульваре.

Единственными в своем роде являются две скульптуры, подаренные Болгарией в 1977 году: статуя Св. Софии, покровительницы города София, и памятник из бронзы «Раненый командир», изображающий болгарских партизан (скульптор Любомир Далчев). Обе скульптуры были установлены возле кинотеатра «София» на Сиреневом бульваре, создав своеобразный уникальный для Москвы уголок Болгарии.

Безвременно утраченный киноконцертный зал «София» и скульптура Св. Софии перед ним.
Безвременно утраченный киноконцертный зал «София» и скульптура Св. Софии перед ним.

Стройная белая фигура Святой Софии в длинных одеждах увенчана короной, левой рукой она опирается на щит с изображением герба города Софии (социалистический вариант со звездой в навершии короны). В правой руке скульптуры была бронзовая оливковая ветвь, утерянная в 1990-е годы. Величественная статуя имеет некий античный флер, вызванный прототипом Софии древнегреческой Афиной, богиней мудрости, градодержательницей. Скульптура-стела отмечала центр главного фасада кинотеатра. Образуя композиционный фокус, она принимала на себя функцию изображения некоего «духа здания», создавая его персонификацию. Автора статуи Св. Софии установить не удалось.

Скульптура «Раненый командир» у снесенного киноконцертного зала «София».
Скульптура «Раненый командир» у снесенного киноконцертного зала «София».

Иные смыслы и источники у второго болгарского подарка – скульптурной группы «Раненый командир». Автор – профессор монументальной скульптуры, выдающийся болгарский скульптор Любомир Далчев. Композиция «Раненый командир» включает в себя три фигуры: мужчина и женщина несут раненого. Фигуры представлены чуть больше натуральной величины, но пластическая масса тел зрительно утяжелена. Могучие торсы, массивные, тяжелые руки и ноги вертикальных фигур до предела напряжены, они с усилием удерживают безжизненное тело мужчины. Эта ноша слишком тяжела, не столько своим физическим весом, сколько трагической неизбежностью смерти. Очевидно, что командир ранен смертельно.

Три фигуры зрительно соединены в одно целое с замедленным темпом движения. Это единый образ, олицетворяющий скорбь и, главное, жертвенность. И это узнаваемый образ – образ жертвы Христа в иконографии Оплакивания Христа. Наиболее близка болгарская скульптура к произведению Микеланджело и его школы, к так называемой Пьете Палестрина (мрамор, 1550-1555 годы, Галерея Академии изящных искусств, Флоренция, Италия). Та же единая композиция из трех фигур, похожий прием контрапоста, ввод женской фигуры, сознательное искажение пропорций тела, характер пластического строя неотшлифованной, как бы необработанной поверхности материала, то же ощущение великого горя и жертвенности. Вызывая в нашей памяти Пьету Микеланджело, Любомир Далчев вырывает сцену из конкретного контекста, обобщая и вознося этот образ до общечеловеческого и глубоко трагического действа. Жертва умирающего командира безгранично велика, но не напрасна.

Пьета Палестрина, ок. 1555 г. Авторство приписывается Микеланджело. Образ, к которому восходит композиция скульптуры «Раненый командир».
Пьета Палестрина, ок. 1555 г. Авторство приписывается Микеланджело. Образ, к которому восходит композиция скульптуры «Раненый командир».

В 2017 году здание кинотеатра «София» было снесено. Долгое время о скульптурах ничего не было известно.

Недавно обе скульптуры вновь появились на улице. Но какова разница в восприятии! Гордая Святая, градодержательница, ранее стоявшая на естественном возвышении у центра главного фасада кинотеатра, была неким символом, хранителем этого места. На новом месте, загораживая вход на тротуар с пешеходного перехода, со странно сжатым кулаком, словно защищаясь от нападения, окруженная дорожными знаками, всяким зрительным мусором, Святая София выглядит жалкой потерянной посетительницей магазина. Возле громадного нового здания торгового центра ей просто нет и не может быть достойного места.

Скульптуру «Раненый командир» поместили за остановкой общественного транспорта на задах торгового центра, перед въездом на парковку. Подобное окружение резко снижает пафос этого полного трагизма произведения.

Искаженные смыслы: Св. София - растерянная посетительница торгового центра стоит на пешеходом переходе. Раненого командира несут мимо «Пятерочки» в «Перекресток».
Искаженные смыслы: Св. София - растерянная посетительница торгового центра стоит на пешеходом переходе. Раненого командира несут мимо «Пятерочки» в «Перекресток».

Очевидно, что вопрос размещения скульптур необходимо пересматривать, выбранные Префектурой ВАО места для этих произведений искусства совершенно неприемлемы.