Найти в Дзене
НЕФИЛОСОФ

Введение в мир сюрреализма: за границей реальности

Оглавление

Какие ассоциации возникают, когда вы задумываетесь о картах? Может быть, это информационные документы, применяемые путешественниками? Или же это разграничение национальных границ и географических объектов? В любом случае, мы можем представить себе какое-то объективное отражение мира, исключив фиктивные или субъективные элементы.

Представьте себе карту мира. Теперь наступило время заглянуть в следующую карту, созданную членами сюрреалистического движения и опубликованную в бельгийском журнале "Variétés" в июне 1929 года.

Le monde au temps des Surrealists (Мир во времена сюрреалистов)
Le monde au temps des Surrealists (Мир во времена сюрреалистов)

Эта безымянная карта, вероятно, вызывает беспокойство: она выделяет определенные области, исключая другие, и радикально изменяет размер суши. В чем заключаются отличия этой карты от знакомого нам мира? И хотя такое начало может показаться странным, какие мысли и концепции сюрреалистов она может нам раскрывать?

Марсель Жан, Спектор Гардении , 1936, гипсовая голова, окрашенная в черный цвет ткань, молнии, пленка, деревянная основа с бархатным покрытием
Марсель Жан, Спектор Гардении , 1936, гипсовая голова, окрашенная в черный цвет ткань, молнии, пленка, деревянная основа с бархатным покрытием

Психическая свобода

Психическая свобода часто ассоциируется с сюрреализмом в контексте истории. Обычно историки представляют его как отклонение от дадаизма, художественного движения начала XX века, возникшего в ответ на ужасы Первой мировой войны, в которой погибло около 16 миллионов человек. В начале 1920-х годов писатели, такие как Андре Бретон и Луи Арагон, вступили в ряды парижского дадаизма. Несмотря на общий интерес к анархии и революции в этой группе, они почувствовали, что дадаизму не хватает ясного политического курса.

Таким образом, к концу 1922 года эта растущая группа радикалов отошла от дадаизма и начала рассматривать разум как источник социальной свободы. Под влиянием французской психологии и исследований Зигмунда Фрейда они проводили эксперименты с методами, которые позволяли изучать бессознательное, обходя ограничения, налагаемые социальными конвенциями.

Ман Рэй, Запись сеанса сна наяву, Бюро сюрреалистических исследований, ок. 1924 год
Ман Рэй, Запись сеанса сна наяву, Бюро сюрреалистических исследований, ок. 1924 год

Сюрреалистические практики включали проведение сеансов "сна наяву" и использование автоматизма. Во время сеансов сна наяву участники группы погружались в состояние транса, декламируя видения и поэтические отрывки с полной непосредственностью, исключая возможность подделки. (Сюрреалисты настаивали на том, что это было научное занятие, отличное от методов, применяемых спиритуалистами, утверждающими, что они общаются с мертвыми.) Сеансы сна наяву предоставляли участникам свободу выражения, свободную от социальных ожиданий; однако эта практика была внезапно прервана, когда один из "мечтателей" попытался атаковать другого члена группы кухонным ножом.

Автоматическое письмо давало возможность опытным поэтам обойти свое образование и создавать сырые, оригинальные стихи. Этот метод использовался для написания стихов без предварительного планирования,

Знакомство со сюрреализмом: автоматический рисунок и изысканный труп

В осенние месяцы 1924 года сюрреализм был представлен общественности через выпуск первого "Манифеста сюрреализма" Андре Бретона, учреждение журнала "Сюрреалистическая революция" и создание Бюро сюрреалистических исследований. Литературный акцент движения вскоре расширился, когда к нему присоединились художники-оформители, включая Макса Эрнста, которые стали применять идеи сюрреализма в своем творчестве. Эти художники черпали вдохновение из разнообразных стилевых источников, включая научные журналы, найденные объекты, средства массовой информации и традиции визуального искусства из различных культур. (На ранних сюрреалистических выставках часто можно было увидеть сочетание работ художника с объектами из незападного искусства). Кроме того, они нашли вдохновение в автоматизме и других методах, направленных на обход сознательных намерений.

Андре Массон, Автоматический рисунок , 1924, бумага, тушь, 23,5 х 20,6 см (МоМА)
Андре Массон, Автоматический рисунок , 1924, бумага, тушь, 23,5 х 20,6 см (МоМА)

Художник-сюрреалист Андре Массон взялся за создание автоматических рисунков, применяя аналогичный свободный, не предварительно спланированный процесс, используемый писателями-сюрреалистами, однако в его случае для формирования визуальных образов. В произведении "Автоматическое рисование" (слева) руки, туловища и гениталии, просматриваемые среди запутанных линий, намекают на то, что по мере погружения художника в свое бессознательное на бумаге появляются узнаваемые формы.

Другой метод, известный как "изысканный труп" (название происходит от французского термина cadavre exquis и обозначает вращающееся тело), разработан с использованием писательской игры, придуманной сюрреалистами. Изначально лист бумаги многократно складывается в соответствии с числом участников. Каждый участник берет свой участок сложенного листа и, начиная сверху, рисует голову тела, продолжая линии вниз от склада к другому складу, затем передает свернутую пустую часть следующему участнику для дорисовки фигуры. После того как все завершают свою "часть" тела, последний участник разворачивает лист, открывая удивительное существо, состоящее из несвязанных форм, которые теперь соединяются в своеобразного монстра, аналогичный сюрреалистическому Франкенштейну.

Ив Танги, Жоан Миро, Макс Морис и Ман Рэй, Без названия (Изысканный труп), 1926–27,
Ив Танги, Жоан Миро, Макс Морис и Ман Рэй, Без названия (Изысканный труп), 1926–27,

В отличие от автоматического рисования, которое часто порождает размытые изображения, возникающие на хаотическом фоне линий и форм, изысканные рисунки трупов демонстрируют четко прорисованные объекты, расположенные рядом друг с другом, часто в необычных комбинациях. Эти два различных "стиля" представляют собой два контрастирующих подхода, характерных для искусства сюрреалистов, и проиллюстрированы ранними работами Ива Танги и Рене Магритта.

Слева: Ив Танги, «Явления» , 1927, холст, масло, 92,07 х 73,02 см (Художественный музей Далласа); справа: Рене Магритт, «Центральная история», 1928, холст, масло (Частная коллекция).
Слева: Ив Танги, «Явления» , 1927, холст, масло, 92,07 х 73,02 см (Художественный музей Далласа); справа: Рене Магритт, «Центральная история», 1928, холст, масло (Частная коллекция).

Танги взялся за создание своего полотна "Явления" (слева), в начале применяя автоматическую технику, добавляя случайные участки цвета. Затем он пошел дальше, методично выделяя формы и внедряя биоморфные структуры в стерильный ландшафт. В свою очередь, Магритт представил тщательно подобранные, натуралистически изображенные объекты в своем увлекательном полотне "Центральная история". В этой картины сопоставление, кажется, неродственных предметов, навевает загадочные смыслы и атмосферу загадочности, аналогичные гибридным существам, характерным для изысканных рисунков трупов. Оба эти визуальных стиля также проявляются в других формах сюрреалистического искусства, включая фотографию, скульптуру и кино.

Сюрреалистический опыт

В наше время сюрреализм чаще всего ассоциируется с движением в изобразительном искусстве, но его истоки уходят гораздо дальше в обширные сферы. Обучая методам обхода социальных ограничений, сюрреалисты видели себя не просто художниками, а исследователями социальных изменений. Стремление к революции было настолько центральным, что в большей части конца 1920-х годов сюрреалисты стремились объединить свои усилия с Французской коммунистической партией, считая себя ее художественной и культурной силой. Хотя союз так и не состоялся из-за разногласий, усилия сюрреалистов свидетельствуют о их политических стремлениях.

Сюрреализм в чистом виде представлял собой образ жизни. Члены группы пропагандировали идею становления фланерами - городскими исследователями, бесцельно бродящими по городам и искренне отыскивающими моменты объективной случайности. Они подрывали культурные стандарты шокирующими поступками, такими как оскорбления священников на улицах. Свою жизнь они воспринимали как сюрреальность, где внутренняя реальность человека сливается с внешней реальностью, общей для всех нас. Эти переживания, которые могут находить выражение в живописи, фотографии или скульптуре, стали истинным фундаментом сюрреализма.

Мерет Оппенгейм. Объект , 1936 г. Чашка, блюдце и ложка, покрытые мехом
Мерет Оппенгейм. Объект , 1936 г. Чашка, блюдце и ложка, покрытые мехом

Ненациональные границы сюрреализма

Возвращаясь к "Сюрреалистической карте мира", давайте еще раз рассмотрим, что она сообщает нам об этом движении. Изменения в масштабах бросаются в глаза, поскольку Россия занимает доминирующее положение (вероятно, это подчеркивает важность Русской революции). Африка и Китай представлены в уменьшенных масштабах, тогда как Гренландия занимает огромное пространство. В составе Америки учитываются Аляска (возможно, еще одна тонкая аллюзия к прежнему влиянию России на эту территорию), Лабрадор и Мексика, к которым прилегает крайне маленькая Южная Америка. Соединенные Штаты и остальная часть Канады полностью исключены. Большая часть Европы также исчезла: Франция уменьшилась до Парижа, а Ирландия осталась в изоляции от остальной Великобритании. Единственным явно упомянутым городом является Константинополь, который выделен своим историческим названием, Стамбул.

Антиколониальная диатриба карты сюрреалистов устраняет колониальные державы, стремясь создать мир, где преобладают культуры, не подвергнутые влиянию Запада, и участники коммунистического эксперимента. Это видение является частично утопическим, частично выражением их собственных программ, а также проявлением уважения к их влиянию.

Это также напоминает нам, что сюрреализм был международным движением. Несмотря на то, что он был основан в Париже, факты сюрреалистической активности возникали в Бельгии, Англии, Чехословакии, Мексике, США, других частях Латинской Америки и Японии. Несмотря на свой расцвет в 1924 году и последующие десятилетия, группа продолжала свою деятельность благодаря усилиям Бретона до его смерти в 1966 году. Сюрреализм, оказавший значительное влияние на художников абстрактного экспрессионизма, ар-брюта и ситуационистов, сохраняет свое место в истории искусства и продолжает оставаться актуальным и в наше время.