Привет, друзья!
Не помню, говорил вам или нет, но у меня достаточно большие ежедневные пробеги, ведь я работаю практически без выходных, живу за городом, а мои сервисные центры находятся в разных частях Москвы: на Парке Культуры и в районе проспекта Вернадского. Обычно я заезжаю сначала в один, потом в другой, затем ещё по каким-то срочным делам — и получается примерно 100500 километров в день. Не сложно догадаться, что бензин – одна из главных статей расхода в моём бюджете.
Я много читаю об электромобилях, часто слышу про отсутствие налога и льготы в виде безвозмездной парковки, бесплатных зарядок и так далее. Но так уж повелось, что себе я привык доверять чуть больше, чем блогерам, а потому решил на практике проверить, настолько ли выгодно связываться с электромобилем. Конечно, учитывая мои пробеги и возможности для подключения зарядки как на работе, так и дома.
Вот и настал момент, когда я всерьёз задумался о будущем автомобилей с ДВС. А всё потому, что у меня в руках оказался ключ от электрокара молодой российской марки Evolute — компактного кроссовера I-Joy. И за всё время теста я не потратил на него ни копейки. Пока не потратил. Осталось дождаться счёта за электроэнергию… Хотя я уже подсчитал, сколько нужно будет заплатить за удовольствие покататься на автомобиле будущего. Но давайте обо всём по порядку.
При запуске двигателя на центральном дисплее появляется заставка с именем Seres 3, а на ободе рулевого колеса нарисована соответствующая буква. Ошибки быть не может — это китайский «паркетник» от компании Dongfeng, претерпевший крупноузловую сборку и ребрендинг на заводе в Липецке. Однако, по словам представителей компании, он весьма серьёзно отличается от модели, презентованной в Израиле, странах Прибалтики, Италии и Германии — под капотом здесь должна скрываться более производительная силовая установка.
Надо сказать, что едет I-Joy и правда впечатляюще! Но на бумаге характеристики выглядят довольно скромно: обычный переднеприводный кроссовер с мотором на 163 «лошадки». Но есть пара нюансов — относительно низкий центр тяжести и 195 Н•м крутящего момента, доступных без преувеличения мгновенно. И это самым непосредственным образом влияет на ощущения за рулём! Создаётся впечатление, будто управляешь гораздо более мощным автомобилем.
Подвеска кажется упругой, не допускает чрезмерных кренов и без проблем «переваривает» большинство дорожных неровностей. При этом внутри достаточно тихо — нет привычного звука мотора, шума ветра и навязчивого гула из-под колёсных арок. Безмятежную тишину нарушает только негромкий, но хорошо различимый вой, доносящийся откуда-то из недр силовой установки на скоростях до 30 километров в час. Ничего не сломалось — это специально разработанный сигнал, призванный обезопасить пешеходов от внезапно подкравшегося электрокара. И да, самостоятельно отключить его не получится. Признаться честно, я бы не расстроился, если бы динамик, из которого доносился сей богомерзкий гул, неожиданно отвалился.
Внешне I-Joy мало чем напоминает своих новомодных собратьев с батарейками. Опознать в нём «электричку» можно разве что по тонким синим полосам в нижних частях кузова и цельному заднему бамперу без каких-либо заглушек и прорезей для выпускной системы. Несмотря на скромные габариты (4285 миллиметров в длину, 1850 в ширину и 1650 в высоту при колёсной базе 2655 миллиметров) и мою немаленькую комплекцию, места внутри оказалось достаточно, чтобы как следует отодвинуть кресло и с комфортом передвигаться по городу. Кроме того, у компактного Эволюта довольно вместительный багажник объёмом 535 литров (или 1225 при сложенных задних сиденьях). На бездорожье я на нём, конечно же, не съезжал — с клиренсом в 180 миллиметров и единственной ведущей осью делать там откровенно нечего. Да и гладкие шоссейные колёса безнадёжно проскальзывают на грунтовке…
Под днищем кроссовера снаряжённой массой 1765 килограммов располагается жидкостная Li-NMC батарея ёмкостью 53 (кВт/ч), которую можно полностью зарядить приблизительно за 7,5-8 часов на бесплатной станции с разъёмом Type 2. Быстрая и платная CCS2 поможет сделать это в разы быстрее — минут за сорок с 20 до 80 процентов. Лично я использовал самый неторопливый метод из всех возможных — обычную домашнюю розетку на 220 вольт. Из-за меня сотрудникам пресс-парка даже пришлось искать на складе специальный кабель. В итоге весь процесс напомнил мне привычную историю со смартфоном: приезжаешь вечером с работы, ставишь автомобиль на зарядку, а утром вновь отправляешься по своим делам.
Кстати, в списке оригинального дополнительного оборудования присутствует домашняя зарядная станция на 6 кв/ч, которую можно было бы запросто разместить у меня в гараже, чтобы наслаждаться ускоренным процессом пополнения «топливного бака». Правда, я пока не интересовался её стоимостью.
Сложно придумать более разумное решение, если живёшь в ближайшем Подмосковье и ежедневно мотаешься по противоположным районам города. Одна только бесплатная парковка чего стоит (подсказка: ничего). При моём ритме жизни заряда хватало примерно на два дня, то есть в первый день после отключения от сети я вообще не переживал, что могу куда-нибудь не доехать. Тем более, что розетки у меня в свободном доступе и дома, и на двух работах.
Теперь давайте попробуем подсчитать расходы на невидимое топливо. Должен сразу сказать, что я довольно часто утапливал педаль акселератора и гонял по загородным трассам, а электрокары, как известно, не любят длительной езды без возможности рекуперации, потому что расход значительно увеличивается. То есть, чтобы сэкономить на «электричке», требуется больше светофоров на маршруте из дома на работу и обратно. При этом я не выключал режим Eco и старался останавливать автомобиль дотормаживанием в процессе рекуперации.
1 день
147 км
16.930 кв/ч
Время зарядки — 7 ч 30 мин
2 день
103 км
25.239 кв/ч
Время зарядки — 11 ч 17 мин
3 день
74 км
15.246 кв/ч
Время зарядки 6 ч 44 мин
Итого потребление — 57.415 кв/ч
Итого пробег за 3 дня — 324 км
Мой деревенский тариф 4,5р за 1 кв/ч —
итого 259 р.
Ford Focus при таком пробеге скушал бы около 2000 рублей на бензин АИ-95, сжигая порядка 10,5 литров на 100 километров, а Kuga на «сотом» бензине с расходом 12-13 литров — и того больше. Экономия явная и очень существенная! А если к тому же пользоваться бесплатными зарядками, результат получится очень весомым. Выходит, что на сегодняшний день с помощью электрокара можно сберечь около 7000 р. в месяц. Хотя справедливости ради стоит отметить, что неделя моего тест-драйва выдалась не очень богатой на поездки, поэтому предположу, что экономия могла вылиться в гораздо большую сумму. И, конечно, в данной цифре не учтены обязательные расходы на замену расходников в моих бензиновых авто (масло, фильтра, свечи и так далее). А сколько сейчас стоит только одна канистра качественного моторного масла? ;)
Закончив подсчёты на фоне постоянно дорожающего бензина, я задумался: «Может, попробовать сменить один из своих бензиновых автомобилей на электрический и провести небольшой эксперимент? Очень интересно, как он поведет себя грядущей зимой. Ведь к повышенному расходу электроэнергии в холодное время добавится ещё и расход дизельного топлива. Да-да, вы не ослышались! Кроссовер оснащён опциональным подогревателем, призванным сберечь заряд литий-ионных батарей, а под капотом имеется небольшой бачок для заправки этого устройства. Кстати, «Электробусы», которые катаются по улицам Москвы, отапливают салон ровно по такому же принципу.
Комплектация у I-Joy всего одна, но весьма неплохая: тут и панорамная крыша, и регулируемые зеркала заднего вида с подогревом, и камеры кругового обзора, и круиз-контроль с климатом. Плюс 6 подушек безопасности, шустрая мультимедийная система и всевозможные электронные помощники. Согласно прайсу на официальном сайте компании Evolute такая машина стоит «от 2 865 000 р с учётом господдержки», а «рекомендованная розничная цена» составляет 3 490 000 р. На всем известной торговой площадке самый дорогой автомобиль «с 4 дополнительными опциями» оценивается в 4 193 432 р.
Итак, что мы имеем в «сухом остатке»? Только положительные эмоции и неистовое желание нарушить закон, установив диодные лампы ближнего света вместо галогенных. Никак не ожидал увидеть их в максимальной комплектации современного электрокара!
Что скажете, друзья? Хотели бы купить себе такой автомобиль? И есть ли у этой марки будущее на российском рынке?