-Костя, проснись, принеси мне воды -потолкала она мужа.
-А, что? -он сонно повернулся к ней лицом.
-Я, кажется, заболела. У меня температура. Принеси мне воды и термометр -попросила она.
Костя недовольно поднялся, но на кухню пошёл. Анечка жадно припала к кружке, а потом сунула термометр под мышку. Полоска ртути моментально продвинулась и остановилась на цифре 39.
-Дай мне таблетку – снова попросила Анечка Костю, который уже улёгся и начал засыпать.
-Да что же это такое? Дашь ты мне сегодня поспать или нет? -возмутился он, но полез за аптечкой.
Утром он ушёл на работу, даже не поинтересовавшись состоянием Анечки. Она сама вызвала себе врача на дом, выслушав в очередной раз от свекрови:
-Барыня какая. Заболела она, видишь ли. На работу, небось, неохота идти?
Неделю Анечка болела и никто из близких не поспешил ей на помощь: не принёс стакан чая, не накормил обедом или ужином. Первые дни она сама с высокой температурой и головокружением, боясь упасть и держась за стены, шла на кухню, грела себе чайник и доставала из холодильника малиновое варенье. Есть ей совсем не хотелось. И через неделю, осунувшаяся и слегка похудевшая, она отправилась на приём к врачу.
-Вам бы ещё дня два дома побыть -предложил врач.
-Нет, выписывайте на работу. Я уже хорошо себя чувствую – Анечке совсем не хотелось оставаться дома и выслушивать громкие высказывания свекрови о её «персоне». За время болезни Костя тоже ни разу не обратился к жене с вопросом: как она себя чувствует?
-Как он сильно изменился -думала тогда Анечка, лёжа в постели и слыша весёлые голоса Кости и свекрови, сидящих перед телевизором. Он меня разлюбил, и помогла ему в этом его мама.
Она вспомнила слова Даши:
-Все девушки считают своих свекровей монстрами. А у меня свекровь золотая.
-Может, у неё и золотая свекровь, а вот ей, Анечке, так не повезло. И свекровь свою назвать золотой она ну никак не может. Нужно поговорить с мужем.
Когда ночью они легли спать, Анечка прижалась к нему:
-Костик, давай снимем квартиру.
-Это ещё зачем? -удивился он -у нас прекрасные условия, спасибо маме. Не надо никаким хозяевам платить. Да и тебе чем плохо? С работы приходишь -мама уже обед приготовила, всё убрала.
-Да я сама хочу и готовить, и стирать, и убирать.
-А кто не даёт тебе? Готовь, стирай.
-Да мама твоя и не даёт. Что бы я не сделала, она переделывает.
-Ну, правильно. Она учит тебя. Так что ты не капризничай, а к маме прислушивайся. И разговоров больше таких не заводи -я никуда отсюда не уеду.
-Тогда я одна уйду -тихо сказала Анечка – я больше так не могу.
-А это твоё дело -равнодушно ответил муж и повернулся к ней спиной.
Его слова окатили Анечку, словно холодным душем:
-Ему безразлично, если я уйду? -слёзы навернулись на глаза -тогда мне точно здесь делать нечего.
Утром она собрала свои вещи в чемодан и выкатила его в коридор. Следом вышла свекровь:
-Лишнего ничего не прихватила? – злорадно улыбаясь, спросила она.
Но Анечка, ничего не ответив, вышла на площадку. Она с трудом сдерживала слёзы: свекровь сумела разбить её жизнь, возведя невидимую, но нерушимую стену между ней и мужем.
-Что я ей плохого сделала? -думала Анечка, спускаясь по лестнице -за что она так со мной?
Когда за Анечкой закрылась дверь, свекровь радостно потёрла руки и довольная, упала в кресло:
Наконец -то она избавила своего сына от этой безродной. Не пара она была её Костику. Другая жена ему нужна. Уж она -то постарается для сыночка. Когда вечером Костя вернулся с работы, то увидел, что жены нет дома.
-Мам, а Аня где?
-Ушла твоя Аня. Освободила жилплощадь. А ты чего загрустил? Жалко, что ли, стало её? Вот глупый! Да ты теперь себе такую жену отхватишь, что до конца жизни счастлив будешь и об этой штукатурше даже и не вспомнишь. Ещё раз говорю тебе -обрати внимания на соседку сверху. Жанной её зовут. Я уже с ней познакомилась. Она не замужем, свой бизнес у неё: салон красоты. Квартира, правда, однокомнатная; машина есть иностранная, забыла название. В общем, самостоятельная девушка и очень даже симпатичная. Но Костя не дослушал и ушёл в свою комнату. Мать было за ним пошла, но он остановил её:
-Мама, дай мне одному побыть.
В последнее время у них с Анечкой действительно, всё как -то разладилось. Отношения стали холодными. Но он нисколько не считал в этом маму виноватой. Наоборот, был с ней согласен, что Аня должна была подчиняться во всём, раз квартира мамина. А теперь, когда Анечка ушла, ему стало по -настоящему тяжело. В груди словно камень лежал, не давал вдохнуть полной грудью.
-Может, и правда, нужно было с женой согласиться и снять квартиру? А как же мать? Одна она вообще бы с тоски засохла. Костя набрал номер Анечки. Долго слышались протяжные гудки. Наконец, она взяла трубку и Костя, неожиданно для себя, грубо спросил:
-Ты чего надумала? Почему сбежала и меня не дождалась?
Но Анечка совершенно спокойно и тихо ответила:
-А для чего? Мы с тобой обо всём поговорили, уезжать от мамы ты не собираешься. Или что -то изменилось?
-Ничего не изменилось -тон его стал потише – но поговорили бы по -хорошему. Я бы доказал, что с мамой жить нам выгоднее.
-Доказал? А как доказал? Словами? Нет, Костя, если ты не готов уехать от мамы, то я не готова с ней жить. Давай расстанемся и пусть всё будет, как будет – у меня своя жизнь, у тебя своя.
Прошло три месяца с того дня, когда Анечка покинула дом свекрови. Она сама подала на развод и теперь Костик считался завидным женихом – с мамой, её четырёхкомнатной квартирой и машиной, которую купила ему мама, чтобы залечить сыночку раны, нанесённые уходом этой беспородной Аньки. Он уже даже несколько раз поздоровался с соседкой Жанной, послушав совет мамы «обратить на неё внимание». А в один из выходных дней она пригласила Жанну на чай и напекла разных пирожков и булочек. Жанна пришла, разодетая в блестящее откровенное платье, чем смутила строгую Екатерину Ивановну. Но она постаралась не обращать на это внимания:
-Это Анька беспородная всё в джинсах да футболках ходила, а интеллигентные бизнесменши, наверное, так и должны одеваться: дорого и красиво -подумала она, слащаво улыбаясь Жанне; которая, войдя в квартиру, огляделась одобрительно и протянула Екатерине Ивановне пакет, в котором была бутылка хорошего шампанского, коробка конфет и баночка чёрной икры, которую Екатерина Ивановна только в кино и видела. Душа её затрепетала от восторга:
-Вот, вот какая девушка сыну её нужна!
Уж как она расхваливала Жанну, какими масляными глазками на соседку смотрела! Через два месяца Костик сделал Жанне предложение. Свадьба состоялась в лучшем в городе ресторане. Невеста была в дорогом свадебном платье цвета пудры с красивой причёской, украшенной цветочками в тон платья. Многочисленные гости Жанны были сплошь в дорогих украшениях и шикарных нарядах. Только Екатерина Ивановна не вписывалась в эту «элитную» тусовку. Она сидела в своём алом атласном костюме где -то за крайним столиком и ни сын, ни новая невестка не обращали на неё абсолютно никакого внимания.
-А ведь я двести тысяч им подарила -обиженно думала Екатерина Ивановна.
С женитьбой Костика всё изменилось для его мамы с точностью до наоборот. Через неделю после свадьбы Жанна заявила, что им жить в однокомнатной квартире очень тесно.
-Зачем твоей матери такая огромная квартира?- недовольно произнесла она – пусть переходит в мою, а мы с тобой сделаем в той квартире евроремонт и переселимся туда. У нас дети будут, им простор нужен.
Но только Костик заикнулся: «Что, может, им жить всем вместе, а квартиру Жанны сдавать?», как она чуть не задохнулась от негодования:
-С ума сошёл? Да я в жизни не буду жить с чужим человеком на одной жилплощади!
Пришлось Косте убеждать маму переехать в квартиру этажом выше. Переехала. Но после того, как в её бывшей квартире ремонт закончился, она отправилась посмотреть: как же там всё стало? Дверь ей открыла Жанна и недовольно сморщила носик:
-Боже, Екатерина Ивановна, какой гадостью Вы обрызгались?
-Да нет, Жанночка, это духи. Мне Костик их на 8 марта подарил -ответила растерянная свекровь.
Она прошлась по квартире, восхищаясь и новым ремонтом, и новой мебелью:
-Вот что значит умная, интеллигентная женщина! Всё -то у неё как надо -кругом красота и уют.
-Екатерина Ивановна, Вы извините, но мне с Вами тут задерживаться некогда -дела ждут - недовольно глядя на свекровь, произнесла Жанна.
-Конечно, конечно -заторопилась свекровь. Я только на минутку забежала -она торопливо влезла в свои тапочки и выскочила из квартиры. В другой раз, когда она решила вечером зайти в гости, открыл ей Костик.
-Костя, кто там? – послышался из гостиной голос Жанны.
-Мама – повернув голову в сторону гостиной, ответил он -проходи, мама.
Довольная Екатерина Ивановна прошлёпала в красивую гостиную, где на диване вальяжно расположилась Жанна:
-А, Екатерина Ивановна, это Вы? Костя, ну давай, я жду -капризно произнесла женщина и Костя, усевшись рядом, стал нежно массировать ей пяточки, а Жанна блаженно прикрыла глаза.
Свекровь постояла; никто не предложил ей присесть; никто даже и в мыслях не допустил, чтобы предложить ей чаю. Она огляделась вокруг и осторожно, словно опасаясь окрика Жанны, присела на краешек мягкого кресла.
- Костя, открой пошире окно - вдруг резко произнесла Жанна, открыв глаза -Екатерина Ивановна, Вы что, рыбу чистили и руки забыли вымыть? -вдруг сморщив нос, обратилась к ней Жанна -от Вас так ужасно несёт, что вся квартира провоняла.
Такого унижения, да ещё и в присутствии сына, снести Екатерина Ивановна не смогла. Она вскочила с кресла и крикнула в ответ:
-Нос свой прочисти, это из него несёт; а я руки мою! И никакую рыбу я не чистила, не выдумывай!
Жанна аж побелела:
-А ну, вон из моей квартиры, хабалка деревенская!
Костик перестал массировать ей ногу и застыл от неожиданности. Мать гневно глянула на него:
-Давай, сынок, продолжай пресмыкаться, ножки гладь, в попу дуй…
Она не договорила, так как в неё полетела диванная подушка, которую запустила в неё Жанна, не желая слушать дальше. Екатерина Ивановна выскочила из квартиры, дрожа от ярости:
-Трус, подкаблучник -твердила она -мать не смог защитить. А я -то, дура наивная, квартиру с ними обменяла. Денег столько на свадьбу отвалила. Думала -ценить невестушка будет. Оценила, тварь неблагодарная.
К сыну в гости она больше не ходила. К ней он тоже не забегал; звонил только, ну и когда на лестнице встречались, перекидывались парой слов.
Прошло полгода. Екатерина Ивановна медленно брела по улице, таща за собой сумку на колёсиках. Она шла из магазина, наполнив свою сумку овощами, молоком и сметаной. Навстречу шли под ручку две женщины: пожилая и молоденькая.
-Анька -ахнула Екатерина Ивановна.
Женщин догнал молодой мужчина, с улыбкой втиснулся между ними и протянул каждой по брикету мороженого. А потом подхватил обеих под руки. Они прошли мимо Екатерины и Анечка даже не посмотрела в её сторону. Зато Екатерина Ивановна заметила округлившийся животик Анечки. В сердце вонзилась стрела и она остановилась, унимая боль и глядя вслед идущим своей дорогой мужчине и двум женщинам, которые весело о чем -то разговаривали.
- Эх, если бы можно было всё вернуть назад – с горечью подумала Екатерина Ивановна и одиноко побрела к своему дому.