АЗС сегодня — это мультифункциональный сервис для автолюбителя: оазис посреди пустынной трассы, глоток живительной влаги для железного коня в «каменных джунглях». В современном мире автомобилистам доступны всевозможные инновации, которые максимально упрощают и оптимизируют процедуру заправки. Уходят в прошлое очереди, все процессы автоматизируются, искореняется человеческий фактор. О том, что уже из утопических мечтаний воплотилось в реальность — расскажем в статье.
Автоматизация процессов на АЗС
Одна из глобальных миссий всех систем и устройств автоматизации — в повышении эффективности обслуживания клиентов, улучшении безопасности и снижении затрат. Это более быстрое и удобное обслуживание клиентов, улучшение контроля за запасами топлива, а ещё сокращение риска человеческих ошибок (ведь зачастую человеческий фактор и есть «корень зла» при работе и обслуживании АЗС: от нарушений норм безопасности до банального воровства топлива).
Автоматизация оплаты: здесь, кстати, Россия достигла самого высокого уровня, ведь сейчас никого не удивишь бесконтактной оплатой, электронными чеками и мобильными приложениями, которые учитывают все транзакции и начисляют бонусы и скидки.
Дистанционные системы управления запасами и раздаточным оборудованием позволяют в реальном времени отслеживать не только финансовые потоки, но и количество и качество топлива на АЗС (мы, кстати, о них достаточно часто пишем).
Электронно-визуальные системы — это все экраны и мониторы, которые мы видим при использовании АЗС, они, как правило, являются частью механизмов, внедрённых на заправочной станции.
Системы управления обслуживанием и доступом к сервисам АЗС. Сейчас именно здесь происходит технологическая гонка и, пожалуй, главное направление — роботизация процессов.
Повсеместная роботизация
В США сегодня свыше 80% топлива отпускается на автоматизированных заправках. В Китае — АЗС «узнаёт» машину уже при въезде на станцию, а все контакты с водителем происходят через смартфон — от выбора топлива до оплаты. В Швеции вовсе — автолюбителю нужно лишь припарковаться возле колонки, выбрать в приложении вид горючего и его количество. Дальше — всё сделает робот, а деньги просто спишутся со счёта по завершении заправки.
В китайском Чжэнчжоу провинции Хэнань два года назад впервые внедрили бесконтактную (для человека) заправку, когда по клику в мобильном приложении механизм в виде роботизированной руки сам заправляет подъехавшее авто. Работает это так: водитель выбирает необходимый вид топлива через сенсорный интерфейс или мобильное приложение. Затем роботизированная рука, оснащённая специальной насадкой, выдвигается в сторону автомобиля. Датчики помогают системе точно определить, где находится топливный бак и его крышку, которую она тут же откручивает и совмещает насадку с входным отверстием резервуара. После правильного позиционирования роботизированная рука вставляет форсунку и начинает закачивать топливо в автомобиль. По завершении процесса робот втягивает сопло и отправляет водителю уведомление о том, что заправка окончена. Сам процесс заправки в среднем проходит быстрее, чем с участием человека. Как заявляют производители: для контроля процесса используются усовершенствованные датчики и камеры, которые обеспечивают точность и безопасность заправки.
И вот буквально в мае стало известно, что в ОАЭ в Абу-Даби этот механизм усовершенствовали популярным сейчас искусственным интеллектом, который открыл возможности дополнительной коммуникации с клиентом. Но, конечно, проблемы взаимопонимания, как при человеческом общении, ещё остались...
Есть ещё один пласт роботизации АЗС — роботы-уборщики. Здесь пока они не особо отличаются от бытовых устройств, но процесс развивается и уже тестируются роботы, которые в состоянии отмыть резервуары для топлива.
Автоматы с продуктами и напитками и упоминать не будем, для нас это давно норма. Но ведь когда-то люди и представить себе не могли, что можно выбрать и купить еду и напитки совершенно без участия живого продавца.
Робот-заправщик заменит человека?
Впрочем, для повсеместного распространения высоких технологий сегодня всё ещё существуют преграды. Они обусловлены обширным спектром недостатков и несовершенств оборудования.
Высокая стоимость. Установка и обслуживание таких роботов требуют значительных финансовых вложений, что может быть непосильно для небольших АЗС. Как показывает практика, люди-заправщики или самообслуживание пока обходится для АЗС дешевле.
Риск сбоев. Несмотря на высокую точность и безопасность, роботы всё же могут давать сбои или допускать ошибки в работе. Но это временно, потому уже сейчас тесты показывают, что люди все-таки ошибаются чаще.
Сложность технического обслуживания. Роботы нуждаются в регулярном обслуживании и ремонте, для чего могут потребоваться услуги квалифицированных специалистов. Получается, что на АЗС одних работников (обслуживающий персонал) сменят на других — специалистов роботизированных систем.
Ограничения в условиях эксплуатации. В экстремальных погодных условиях, например, при сильном морозе или жаре, работа роботов может прерываться. Здесь, к сожалению, вопрос решается только увеличением стоимости оборудования.
Отсутствие взаимодействия с клиентами. Роботы не могут полностью заменить человеческое общение и помощь, особенно в нестандартных ситуациях. Искусственный интеллект, который уже распознает эмоции и старается адекватно на них реагировать (судя по последней конференции в сфере разработки AI), отчасти уже исправляет этот недостаток, но до реального обмена эмоциями, который часто возникает в дорожной ситуации, ещё очень далеко.
Необходимость адаптации инфраструктуры. Для эффективной работы роботов требуется перестроить существующую инфраструктуру АЗС, что может повлечь за собой дополнительные расходы и затраты времени, потому этот процесс может сильно растянуться во времени.
Плюс ко всему все основные модернизации направлены сегодня на обслуживание машин с двигателем внутреннего сгорания, что как минимум странно, потому что такой подход не учитывает главный тренд последнего десятилетия — электромобили, с которыми как раз и связывают развитие мирового автопрома и сектора, его обслуживающего. Здесь также стоит отметить, что развитие технологий идёт быстрее, чем соответствующие ему законодательство, нормативы, регламенты и правила их использования.
Идеал АЗС, к которому стремится человечество, — полностью автономная роботизированная станция, которая осуществляет обслуживание без участие человека.
И без сомнения, высокие технологии открывают перед АЗС новые возможности для развития и повышения эффективности работы. Автоматизация, цифровизация и роботизация процессов делают процесс заправки удобным, безопасным и экологичным. Однако, как мы отметили выше, для реализации этих перспектив необходимо решить ряд проблем, связанных с надёжностью и стоимостью технологий. Также есть небольшое отставание в разработке стандартов и правил, регулирующих использование роботизированных механизмов на АЗС. А каким Вы видите заправки будущего? Делитесь в комментариях.