При всём полёте фантазии, я не могу представить себя какие-то альтернативные варианты развития событий под Тулой, которые сделали бы выполнимым план по окружению немецких войск.
Даже если использовать запрещённый приём послезнания, представить, что в советских штабах сплошные гении военной науки, а войсками руководят самые талантливые в истории войн военачальники, которым разведка докладывает самые точные данные о противнике.
Давайте посмотрим на карту, на состав советских и немецких войск.
Вот карта немецкая на 5/6-декабря 1941 года.
Как мы видим, юго-восточнее Тулы находится группировка в составе 3-й и 4-й танковых дивизий и полка «Великая Германия», которые безуспешно пытались окружить Тулу. Северо-восточнее находится другая группировка — 17-я танковая, 29-я моторизованная и 167-я пехотная дивизии, которые наступали на Каширу, а теперь отходят под ударами советских войск.
Весь правый фланг прикрывает 10-я моторизованная дивизия, которая действует небольшими группами на огромном фронте.
В качестве резерва в глубине — 25-я моторизованная дивизия, а в районе Сталиногорска — сильно потрёпанная 112-я пехотная дивизия.
Именно из такого положения Гудериан принимает решение начать отвод войск, как минимум, до рубежа реки Дон. Задача советских войск — окружить обе немецкие группировки, пока имеется столь благоприятная конфигурация фронт.
Время пошло.
Из дополнительных сил мы имеем 10-ю армию, в составе семи свежих стрелковых дивизий. Учитывать ещё две кавалерийские дивизии 10-й армии нет смысла, они были не готовы числа до 17-го.
Рассчитывать, что стрелковые дивизии смогут опередить немцев и не дать им отступить — как-то слишком самонадеянно. Даже, если бы это были опытные гвардейские соединения. В реальности ничего и не получилось.
Нужна группа из подвижных войск — танки, кавалерия, лыжники. Это не я такой умный, об этом писали в документах и в декабре 1941 года, когда рассматривали неудачные итоги наступления 10-й армии.
Единственный вариант с наличными силами (а других нет) — это провести рокировку. Группу Белова перебросить с Каширского направления южнее, чтобы он наносил удар в направлении Михайлово, Сталиногорск (исключая), Богородицк. С тем чтобы глубоко охватить группировку противника и постараться обогнать отступающие немецкие дивизии.
Группа Белова может иметь довольно сильный состав. По данным на 1-е декабря в 1-й гвардейской — 7400 человек, во 2-й гвардейской — 5700, в 112-й танковой — 4200 человек и 86 танков. Ну и дать Белову 41-ю кавалерийскую и 239-я стрелковые дивизии. Хоть и потрёпанные изрядно, но чуть пополнить их возможность была.
Каширскую группировку усилить 340-й свежей стрелковой дивизией 50-й армии.
10-ю армию сразу перебрасывать в район Тулы, чтобы наступать в южном направлении на Щекино. Дать ей хотя бы 15 танков (например, 32-ю бригаду).
Ну и сразу перенаправить 61-ю армию соседнего Юго-Западного фронта на то, чтобы наступать на Плавск и соединение с 10-й армией. Армия довольно сильная по составу, хотя тоже в основном лишь пехота:
Самым лучшим будет сформировать для наступления Тульский фронт, а может сразу и Орловский (Брянский какой-то несчастливый). Напомню, что Брянский фронт повторно сформировали 24-го декабря. В состав нового фронта включить 50-ю, 10-ю и 61-ю армии, 1-й гвардейский кавалерийский корпус. Это явно бы улучшило управление войсками.
При таком положении сил, наступление может идти уже так:
При очень оптимистическом прогнозе немцам можно устроить «котёл», но верится с трудом даже при таком плане наступления. В 1941 году (да и в 1942 году тоже) столь сложные операции у нашей армии не получались.
Да и сил маловато в любом случае. Запереть три немецкие танковые дивизии, пусть и сильно потрёпанные, имевших 10-20 танков на ходу, такими силами можно было бы едва ли. Наверняка прорвались, пусть и с потерями.
Посему, нам остаётся лишь помечтать о том, что было, если все вышеперечисленные соединения 2-й танковой армии Вермахта попали в «котёл» и перестали существовать. Или, как минимум, вынуждены были уйти в тылы для восстановления.
Давайте глянем на всем известную карту советского наступления.
Думаю, никто не станет возражать, что, если бы 2-й танковая армия потеряла подавляющая большинство своих дивизий, едва ли она смогла бы организовать сильную оборону и остановить советские войска на рубежах, которые они не могли преодолеть аж до лета 1943 года. Немцам нечем было бы прикрыть направление на Орёл и Брянск. Давайте снова посмотрим на немецкую карту от 5/6-го декабря, но возьмём кусок побольше.
Как легко увидеть, никаких войск для прикрытия направления на Орёл, Брянск у немцев нет. Четыре пехотных дивизии 2-й армии с трудом могут сдержать наступление наших 3-й и 13-й армий. Единственный резерв — сильно потрёпанная 18-я танковая дивизия.
Так что, возможно, решение Гудериана об отводе войск с тульского направления (а он за это лишился должности) спасло Вермахт, если не от полного поражения, то уж точно от серьёзных неприятностей.
Рекомендую также мою статью, тоже про битву за Москву:
Как немцам чуть не устроили «маленький Сталинград» у Волоколамского шоссе