Найти тему
Вездеход

Первый вездеход: уникальный проект русского инженера

Вездеход Александра Прохоровщикова. Фото из открытых источников
Вездеход Александра Прохоровщикова. Фото из открытых источников

В мировой истории знаменитые технические изобретения часто имеют сразу несколько авторов. До сих пор ученые спорят, кто был автором первой электрической лампочки, радио или самолета. В этом отношении внедорожной технике повезло больше. Автор первого в мире вездехода известен, а его судьба удивительна и интересна.

Колеса два, гусеница одна

Первый в российский вездеход придумал русский инженер Александр Александрович Пороховщиков. В 1914 году, во время Первой мировой войны, изобретатель для снижения смертности среди русской пехоты презентовал свое изобретение, которое позднее назовут первым русским танком. Ряд военных историков считает, что он был первым в мире. Поскольку слово танк в те годы еще не существовало, инженер решил дать своей конструкции какое-то особое, максимально полно отражающее заявленные функции название. После недолгих раздумий Александр Прохоровщиков остановился на «Вездеходе» фактически придумав новое слово. В наши дни внедорожную технику так называют только в России. Зарубежом используется другое название: «Extreme terrain vehicle» (XTV). Его можно перевести как автомобиль для экстремальных дорожных условий. Для тех лет это было действительно уникальное техническое средство, приспособленное для езды по пересеченной местности. Водные препятствия также не стали бы непреодолимой преградой. Машина была спроектирована на гусеничном ходу. Но в отличии от современной техники, гусеница у нее была только одна. Спереди, справа и слева от нее располагались два колеса, соединенные с рулевым механизмом. С их помощью осуществлялось управление вездеходом. А вот насчет двигателя версии расходятся. Большинство историков военной техники считают, что в передней части был установлен мотор от Форд-Т объемом 2893 см³ и мощностью 10 лошадиных сил. Экипаж состоял из двух человек: водителя и стрелка. В полной версии вездехода предполагалось сверху дополнительно установить вращающуюся башню с пулеметом «Максима». Общий вес конструкции в этом случае составлял 3,5 тонны. Правда, на опытной деревянной модели ни орудийной башни с пулеметом, ни брони установлено не было.

Денег дать!

Проект своего изобретения Александр Пороховщиков, который в августе 1914 года работал мастером Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге, отнес в Ставку Верховного главнокомандования, попросив финансирование на создание опытной модели быстроходной гусеничной машины для передвижения по бездорожью. Одновременно аналогичная заявка была отправлена в Особый комитет по усилению флота. Военное начальство, как ни странно, благосклонно отнеслось к предложению юного изобретателя, которому исполнилось всего 22 года. Чертежи были готовы к 9 января 1915 года. А уже 13 января изобретателю по смете выделили 9660 рублей 72 копейки на создание опытного образца вездехода. Правда, пока без орудийной башни, брони и вооружения. От военного ведомства следить за расходованием государственных средств был назначен инженер-полковник Поклевский-Козелло. Непосредственно сами работы выполняли 25 мастеров в Рижских авторемонтных мастерских завода «Руссо-Балт» при казармах Нижегородского пехотного полка. Образец первого в мире вездехода и танка был изготовлен всего за девять дней. Его первые испытания состоялись 18 мая 1915 года. Это памятное событие произошло на три месяца раньше демонстрации англичанами своей модели танка «Линкольн №1». С одной стороны, вездеход Александра Прохоровщикова показал очень достойные результаты, но при этом были выявлены и существенные недоработки. По хорошей грунтовой дороге машина на гусеничном ходу двигалась отлично. Вездеход развивал скорость до 25 км/ч, которую спустя несколько лет не могли показать ни немецкие, ни английские танки. Хуже обстояло дело на поворотах. Колеса не всегда штатно реагировали на рулевые рычаги, а при движении по пересеченной местности периодически слетала гусеница. По мере испытаний, которые шли с января по декабрь 1915 года, изобретатель совершенствовал свою технику. Вскоре вездеход стал довольно сносно преодолевать дорожные препятствия. По дороге он ехал на передних колесах и задней гусеничной основе, а препятствия на пересеченной местности переползал благодаря гусенице. Также вездеход обрел водонепроницаемые корпус и способность преодолевать водные преграды. Кроме того, весной 1915 года Александр Прохоровщиков предложил оснастить его изобретение броней, состоящей из комбинации жестких и упругих слоев металла. Между ними инженер предложил сделать прокладку из сушенной и прессованной морской травы. Тут важно отметить, что многослойная броня была массово внедрена только в 1970-х годах. В целом проект был перспективным, и при определенных доработках на его основе можно было создать полноценный русский танк для серийного производства. Но этого не произошло. По итогам испытаний представители военного министерства вынесли отрицательное заключение. На стол генерал-лейтенанту Коваленко, от которого зависело будущее проекта, лег доклад, из которого следовало, что построенный экземпляр «Вездехода» не смог перемещаться по рыхлому снегу глубиной до 30 см., а по преодолению водных преград испытаний не проводилось вовсе. То, что вездеход отлично себя показал при движении по дороге и пересеченной местности, в расчет не взяли.

Вездеход. Фото из открытых источников
Вездеход. Фото из открытых источников

Вторая попытка

Сначала военные попросили у Александра Пороховщикова вернуть вложенные в его изобретения средства. Сделать этого изобретатель, естественно, не мог, но он и не считал проект провальным. В своей переписке с Главным военно-техническим управлением Русской Императорской Армии изобретатель логично указал на то, что идея военного вездехода полностью себя оправдала. По его словам, если создать более крупную модель с двигателем, имевшим значительно большую мощность, то все испытания пройдут положительно. Однако в конце 1915 – начале 1916 года, на фоне сложной ситуации на фронтах Первой мировой войны вкладывать деньги в идеи, которые не гарантировали быстрого результата, власти были не готовы. Надо сказать, что это решение было не дальновидным, поскольку уже в то время начались закупки бронированных машин, а затем и первых танков французского производства. Но Александр Прохоровщиков не собирался сдаваться без боя. В январе 1917 года он предложил новый проект своей боевой машины «Вездеход-2». На этот раз у конструкции было уже 4 колеса и одна гусеница. По шоссе вездеход должен был перемещаться на колесах, а попадая на бездорожье, в дело вступала гусеница. Усилили и вооружение. В трех вращающихся независимо друг от друга орудийных поясов находились пулеметы «Максима». Заявка была рассмотрена 20 октября 1917 года и отклонена без создания даже опытной модели. Но это и не удивительно, поскольку государству в его прежнем виде оставалось существовать всего месяц. В 1918 году изобретатель вступил в Красную армию, став военным летчиком. Он воевал в Гражданскую войну, а после ее окончания возглавил Опытные мастерские Воздушного флота. По его разработкам были созданы и успешно эксплуатировались учебные самолеты П-IV бис, П-IV 2бис и П-VI бис. В 1924 году Александр Прохоровщиков организовал даже собственное конструкторское бюро. Но в 1927 году талантливого изобретателя арестовали, отправив в исправительно-трудовой лагерь СЛОН на постройку Беломорканала. После освобождения на свободе инженер пробыл недолго. Осенью 1940 года его повторно арестовали по обвинению в шпионаже, а 11 июля 1941 года расстреляли. Тем не менее в 1940-1950-х годах его имя часто упоминалось в советских газетах и журналах как создателя первого в мире танка.

Авто
5,66 млн интересуются