Найти тему
Заметки Моргора

Градивник, немного личного и моё небольшое расследование

Сегодня у меня разбор очередного персонажа из книги «Русские легенды и предания» Елены Грушко и Юрия Медведева.

Разбор этот для меня простым не был, пришлось немного попотеть и порыскать в глобальной сети.

Впрочем, обо всём по порядку.

Итак, градивник...

Вот что сообщают о данном персонаже «Русские легенды и предания»:

В малорусской мифологии градивник – чародей, способный защитить своё село от непогоды. Отвращая бурю, он бегает по селу, звонит в колокола, дерётся с невидимыми духами, заклинает тучи. Предводитель бури, обычно прискакивающий в чёрном одеянии на чёрном коне, ни за что не одолеет опытного градивника и вынужден будет высыпать град где-нибудь за селом.
Хмарниками-градивниками либо рождаются, либо становятся, продав душу чернокнижнику, который после сделки вручает новоявленному хмарнику – повелителю стихий – чудесный посох.

Прилагается и не то легенда, не то предание (озаглавлено «Запечатано колдовской печатью»):

Возвращался Алесь на склоне дня с покоса полдник родителям относил. А на опушке леса, недалеко от села, увидал: сорока вылетела из дупла в старом дубе. «Надо посмотреть, что она туда натаскала, подумал малец. Не зря же называют сорок воровками, случалось, и кольца золотые находили в их гнёздах».
Дупло оказалось просторным. Алесь легко разместился в нём. И хотя никаких драгоценностей не нашёл, горевать не стал. Устроился поудобнее и начал наблюдать, как дятел тюкает соседнее дерево. Незаметно для себя задремал.
Очнулся от ударов грома. Полнеба заволокла иссиня-чёрная туча, она грозно надвигалась на село. Тем временем внизу, на проезжей дороге, заметил Алесь незнакомого мужичка в красной рубахе и с длинными волосами. Тот размахивал кулаками, будто отвешивал туче тумаки, и кричал в небо:

Сквозь сито просейся,
На лес пролейся!
Но только людей
Градом не бей!
Пшеницу, рожь
Градом не трожь!
Небесный змей,
Улетай скорей!
Хоть куда лети

К селу нет пути!

Туча меж тем всё росла и вспухала. К мужичку подскакал чёрный всадник на чёрном коне и закричал:
Добром прошу: дай граду волю! Видишь, как разбухло чрево тучи? Дай! Не то испепелю тебя молнией!
Ладно, даю волю. Сыпь в овраг и на реку. Но о селе и не помышляй: запечатано моей колдовской печатью. Только в овраг и на реку! прокричал в ответ краснорубашечник.
Когда гроза стихла, Алесь со всех ног побежал домой и, перепуганный, рассказал обо всём деду. Старик усмехнулся в усы:
Ничего не бойся, внучек! То ж был градивник. Он оберегает наше село от губительного града. А чёрный всадник посланец грозы. Мы стараемся задобрить градивника закапываем в огороде скорлупу от куриных яиц и поросячьи косточки. Увидеть градивника большая редкость и удача. Такой счастливец станет отважным воином. Тебе повезло... А вон и отец твой с матерью с покоса спешат. Иди, встречай родителей, ратоборец!
Иллюстрация Виктора Анатольевича Королькова
Иллюстрация Виктора Анатольевича Королькова

Обещанное в заголовке «немного личного»: когда-то давно, во времена своего первого студенчества (а их у меня было два), я силился создать театральный кружок и написал сценарий, вдохновлённый двумя эпизодами из «Русских легенд и преданий» (тогда сия книга только попала в мои руки, и я искренне ею восхищался).

Одним из этих фрагментов была вышеприведённая история.

С кружком так и не сложилось, и сценарий в дальнейшем вылился в один из моих ранних рассказов, вошедших в сборник «Злободневные сказы».

Так что процитированный выше материал лично для меня отдаёт некоторым ностальгическим флёром.

Но откровенно говоря, все эти не то легенды, не то предания из означенного источника в лучшем (и довольно редком) случае переписаны с быличек, поэтому в аутентичности «Запечатано колдовской печатью» я почти не сомневаюсь – вымысел авторов-составителей.

Однако вымысел ли сам градивник? Встречался ли такой фольклорный персонаж в действительности?

Я уже десять лет как веду своё сообщество в соцсети «ВКонтакте» («Страницами славянской старины (и не только)» называется), и за это время успел адаптировать и выложить в виде постов изрядное количество материала из трудов профессиональных исследований мифологии и фольклора. Поэтому разбор (или обзор) персонажа для канала «Заметки Моргора» начинается с того, что я вбиваю нужное слово в поисковик этого самого своего сооба.

И по запросу градивник... высветились лишь одноимённая работа Виктора Анатольевича Королькова да вышеприведённый материал из всё тех же «Русских легенд и преданий» Грушко-Медведева.

Пришлось спросить у «Яндекса» – и первая пара десятков результатов опять отсылали к «Русским легендам и преданиям».

Я хотел было заклеймить градивника вымыслом составителей, но что-то меня остановило и заставило продолжить поиски.

Первую зацепку дали онлайн-словари украинского языка, объяснившие мне, что градивник – это знахарь.

Вбив слово градивник в украинском (исходном) варианте написания (градівник) мне удалось найти его упоминание в книге Володимира Галайчука «Украинская мифология», где хмарник и градивник упоминаются в следующем контексте: в 2000 году вышла книга «Очерк украинской мифологии», где в рубрику «Люди со сверхъестественной силой» вошли «мерці, покутники, потопельники, повісельники, опирі, нічниці, вовкулаки, відьми, знахарі, градівник, інклюзники, закляті скарби, богатирі».

«Очерк украинской мифологии» 2000 года выпуска...

В оригинале – «Нарис української міфології».

Найти и скачать оказалось делом техники.

Данная книга основана на материале, собранном этнографом и фольклористом Владимиром Михайловичем Гнатюком (годы жизни: с 1871 по 1926 год), текст подготовлен доктором филологических наук Романом Кирчивым. К такому источнику у меня вопросов нет.

О градивнике (градобуре, хмарнике) в нём сообщается следующее (перевод с украинского выполнен мною):

Градивники есть прирождённые и учёные. Кто хочет стать градивником, должен вырезать трость, разогнать ею гадюку и лягушку, когда гадюка хочет лягушку съесть, потом посвятить ту трость вместе с зельем на Зелёные Святки, после чего сможет ею отогнать облака. Когда тростью обведёт поле, то град его не тронет.
Ещё можно стать градивником, украв палку у деда или патик, при помощи которого зажигают свечи в церкви, поставить его так, чтобы над ним отправлено было девять служб, а потом укрыть его снопом соломы от Солнца.
Увидев, что змея хочет пожрать лягушку, следует им их разогнать. На св. Вечер не следует ни есть, ни пить, ни говорить, зато от каждого блюда взять по девять раз, завязать в платок и спрятать. Как появится туча, нужно вынуть тот патик, поставить на него спрятанную в платке еду, встать голым напротив тучи и выголосить отдельную формулу против града, и град пройдёт где-нибудь в другом месте.
Некоторые общины держат при себе градовников и платят им за то, что разгоняют облака. Когда градивник увидит градовое облако, крестит его, произносит вероисповедное зашёптывание, и облака расходятся. Порой вместо зашёптывания градовник читает молитвы от конца. Также бывает звон, помогающий от облаков, поэтому кое-где градовники выходят на колокольни и звонят, когда появляются опасные облака.
Иллюстрация Олёны Кульчицкой
Иллюстрация Олёны Кульчицкой

В целом, я себя немного почувствовал исследователем и рад, что небольшое моё расследование принесло положительный результат, а электронная моя библиотека пополнилась новым, весьма занятным экземпляром.